Консультация для родителей «Что должен знать родитель о гиперактивном ребенке»
консультация

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Родители должны набраться терпения и настроиться на то, что гиперактивность – это заболевание, на лечение которого понадобиться не один месяц. Не исключено, что ребенку может понадобиться время, чтобы стать более спокойным.

Как должны вести себя родители?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_giperaktivnyy_rebyonok.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                        «Что должен знать родитель о гиперактивном ребенке»

Подготовила воспитатель Мкртчян Н.А.

Что же такое гиперактивность и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Родители должны набраться терпения и настроиться на то, что гиперактивность – это заболевание, на лечение которого понадобиться не один месяц. Не исключено, что ребенку может понадобиться время, чтобы стать более спокойным.

Как должны вести себя родители?

Дети не воспринимают слово «нет», поэтому, чтобы решить какие-либо вопросы, вы должны выбрать альтернативный вариант. Такие детишки любят похвалу, таким образом, у них повышается самооценка. Не бойтесь перехвалить у таких детей очень низкая самооценка.

Категорически нельзя физически наказывать ребенка. В данном случае наказание станет причиной жестокости и озлобленности.

Не желательно ссориться в присутствии малыша.

Действия родителей должны быть согласованы, если один родитель установил запрет, то и второй не должен это разрешать.

Детям просто необходимо заниматься физической культурой. Она не только действует успокаивающе на ребенка, но и способствует правильной координации движений. Единственное, родители должны выбрать такой вид спорта, где отсутствует эмоциональное напряжение.

В детской ребенка не должно быть много вещей и различных мелких деталей. Стены должны быть спокойных тонов: зеленый, бледно-синий, ни в коем случае они не должны быть насыщенных тонов, которые будут раздражать, и возбуждать нервную систему малыша.

Вы должны поставить перед ребенком определенную цель, которую нужно выполнить. Постарайтесь привить ребенку интерес к какому-либо занятию: рисованию, лепке, чтению.

Следите, чтобы малыш не переутомлялся, ведь в результате переутомления у ребенка снижается самоконтроль и повышается двигательная активность. Обращайте внимание, сколько времени ребенок проводит возле телевизора или за компьютером. Для просмотра мультфильмов и компьютерных игр должно быть отведено время, за границы которого ребенок не должен выходить.

За совершаемые поступки ребенка введите систему «поощрение-наказание». Ребенок будет знать, что за хороший поступок он будет вознагражден (сладости, поход в зоопарк или в детский развлекательный центр, а за плохой поступок, он ничего не получит.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно

Признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

- Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

- Легко отвлекается на посторонние стимулы.

- С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

- На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

- При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

-Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

- Не может играть тихо, спокойно.

- Болтливый.

- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

- Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

- Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

При воспитании гиперактивного ребенка избегайте крайностей:

– проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе его воспитания?

Внешней сторона поведения близких ребенку взрослых людей.

- Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

- Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

- Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Организации среды и окружающей обстановки в семье.

- Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

- Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Не опускайте рук, любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Правила работы с гиперактивными детьми:

- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

- Предоставлять ребенку возможность выбора.

- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Как играть с гиперактивными детьми:

Подбирая игры (особенно подвижные) для детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

"Говори!"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

"Кричалки—шепталки—молчалки"

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

"Морские волны"

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

"Ловим комаров"

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

"Говори!"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр? Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т. п. Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений типа

«Пилка дров», «Насос», «Кузница».

Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).

Эти упражнения обогатят ребенка не только разнообразными эмоциональными ощущениями, но и развитием воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов. Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например

«Лабиринт», «Что изменилось?», «Чем похожи, чем непохожи?», «Найди “лишнее”», «Успевай-ка». «Не подражай»

Бокс

Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка – накопившаяся энергия, которая требует выхода. Предложите ребенку игру «Бокс». Она поможет ему избавиться от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой плотно набитой подушки – боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течение 4–5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется. Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.

Подушечные бои

количество домашних заданий, дополнительных занятий, секций и т. д. почти не оставляют времени на игры и отдых. Как результат – ребенок становится неуправляемым и агрессивным. Мы предлагаем вам хотя бы раз в неделю устраивать для него дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства. На наш взгляд, одним из вариантов проведения такого мероприятия могут стать известные всем с детства подушечные бои. Организуйте их как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести «петушиные бои» и т. д. Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться, – наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Снежная баба

Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов, и один из них – поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению мышц. Освобождаясь от физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение – хороший помощник для расслабления.

Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но вдруг солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки, и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намокнувшего снега и превращаешься в лужу». В эту игру можно играть на прогулке, в лесу или дома – главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что должен знать родитель"

Консультация для родителей "Что должен знать родитель"...

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь делать ребенок в 3 года?"

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь делать ребенок в 3 года?"...

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь делать ребенок в 3 года?"

Что должен знать и уметь делать ребенок в 3 года?...

Консультация для родителей "Что должен знать родитель о ФГОС ДО"

Консультация "Что должен знать родитель о ФГОС ДО"...

Памятка для родителей "Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?"

Памятка для родителейЧто должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?...