Консультация для педагогов «Как организовать опытно –экспериментальную деятельность в детском саду».
консультация

Натёртышева Ольга Владимировна
Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями , но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими ,мыслить самостоятельно и творчески,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как организовать опытно –экспериментальную деятельность в детском саду».

Воспитатель: Натертышева О.В

 

 

Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями , но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими ,мыслить самостоятельно и творчески, Выделяют несколько основных особенностей познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним осуществляемые ребенком практические действия выполнения познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию создавая условия в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности-к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются на долго.

Алгоритм подготовки экспериментов.

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений).
  3. Определение типа, вида и тематики эксперимента.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона и возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдения, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент-краткосрочным или долгосрочным.
  10. Прогнозирование результатов.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

 

Структура экспериментов.

  1. Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
  2. Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
  4. Уточнение плана исследования. Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старшей дошкольный возраст).
  5. Выбор оборудование и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
  6. Выполнение эксперимента (под руководством педагога).
  7. Наблюдение результатов эксперимента.
  8. Фиксирование результатов эксперимента.
  9. Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

 

Постановка проблемной задачи.

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно она должна вызывать интерес, определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуацией с опорой на обобщенный или непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой доля ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает пробуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности. Предлагает стимулирование активности инициативы, через использование игровых приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослого и детей; обращение к книге и другим культурным и источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

 

Фиксация результатов опытов и наблюдений.

 

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти-двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: Календарь погоды, календарь природы, дневник(альбом)наблюдений.

 

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или группами по два-три человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.

 

Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.

 

Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции. Рисунки для детей и любые необходимые справочный материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополнятся материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.

 

Дневник(альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. П последнем случае это могут быть не толь сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.

 

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка "Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду"

Памятка«Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка треб...

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

Консультация "Как организовать опытно- экспериментальную деятельность в детском саду".

Экспериментальная деятельность в детском садуКонсультация«Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду»Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях ...

«Как организовать опытно –экспериментальную деятельность в детском саду».

Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями , но и в первую очередь умение добывать эти знани...

Консультация для воспитателей «Как организовать опытно -экспериментальную деятельность в детском саду»

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и опери...

Консультация для педагогов «Как организовать опытно – экспериментальную деятельность в детском саду».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к...

«Как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду»

В статье говорится о том, как организовать опытно - экспериментальную деятельность в детском саду....