Рабочая программа кружка «Озорные ладошки», младший дошкольный возраст (дополнительное образование, по направлению "Художественное творчество")
рабочая программа (младшая группа)

Нехаева Ольга Павловна

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пробкой, т.д.)

- обучать  основам создания художественных образов.

- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

- совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

- воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

  • систематические занятия;
  • игры, игровые приемы;
  • организация и оформление выставок детских работ;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_ozornye_ladoshki.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Дюймовочка»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом  заведующего

МБДОУ «Д/с «Дюймовочка»

89 от «31» 08 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Озорные ладошки»

на 2020 – 2021 учебный год

                                                                         Руководитель: Нехаева О.П.

Абакан, 2020

Содержание

Пояснительная записка

1.

Учебный план

5

2.

 Содержание программы

6

3.

Материально-техническое, методическое обеспечение

10

4.

Ожидаемые результаты

11

5.

Список литературы

11

6.  

Приложение.

12

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Рабочая программа кружка «Озорные ладошки» (далее - Программа) разработана с учетом требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, а именно:

- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. N 1155);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013;

- Устава МБДОУ «Д/с «Дюймовочка»;

- Дополнительной образовательной программой МБДОУ «Д/с «Дюймовочка»

- Положения о кружковой деятельности

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.   Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует  эффективному развитию детского творчества.        

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • Умение одухотворять живую и неживую природу
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • Стремление заботиться о других
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • Учится быть оригинальным
  • Учится использовать средства выразительности
  • Учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • Учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Особенности содержания программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием  способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Задачи:

- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пробкой, т.д.)

- обучать  основам создания художественных образов.

- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

- совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

- воспитывать аккуратность в работе  и бережное  отношение к  материалам, используемым в работе.

Подходы и методы их реализации:

  • систематические занятия;
  • игры, игровые приемы;
  • организация и оформление выставок детских работ;

1. Учебный план

Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю с октября по май, включая каникулы. Длительность занятий составляет 15 минут для 2 младшей группы и 20 минут для средней группы.

Учебный план кружка на 2020-2021 учебный год

Название кружка

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

«Озорные ладошки»

1

31

Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный год

№ п/п

Блок/Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

 «Виноград»

-

1

1

2

 «Мешок картошки»

-

1

1

3

«Осенний лес»

-

1

1

4

«Котенок»

-

1

1

5

«Вот ежик – ни головы, ни ножек»

-

1

1

6

«Красивая ваза»        

-

1

1

7

«Мой друг – светофор»

-

1

1

8

«Букет для мамы»

-

1

1

9

«Зайка беленький сидит»

-

1

1

10

«Прилетели птички – снегири, синички»

-

1

1

11

«Пушистая елочка»

-

1

1

12

«Наша нарядная елка»

-

1

1

13

«На что похоже?»

-

1

1

14

«Мыльная сказка»

-

1

1

15

«Кто живет в зимнем лесу?»

-

1

1

16

«Снеговик»

-

1

1

17

«Укрась варежки»

-

1

1

18

«Самолет»

-

1

1

19

«Северное сияние»

-

1

1

20

«Мимоза для мамы»

-

1

1

21

«Подснежники»

-

1

1

22

«Жили у бабуси два веселых гуся»

-

1

1

23

«Игры с кляксами»

-

1

1

24

«Дерево»

-

1

1

25

«Этот загадочный космос»

-

1

1

26

«Тюльпаны»

-

1

1

27

«Веселая гусеница»

-

1

1

28

«Весенний пейзаж»

-

1

1

29

«Праздничный салют»

-

1

1

30

«Божья коровка»

-

1

1

31

«День защиты детей» (плакат)

-

1

1

Всего

31

2. Содержание

Методы работы:

- индивидуально-дифференцированный;

- групповой;

- практический;

- наглядный;

- интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

- разговор;

- рассматривание готовых работ;

- рисование под руководством воспитателя;

- самостоятельная деятельность.

Учитываются в работе кружка:

Индивидуальные возможности детей: 

  • умение использовать изобразительные материалы;
  • быстрое выполнение задания;
  • создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.

Сложности некоторых техник нестандартного рисования: 

  • поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
  • в зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
  • следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
  • не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.

Октябрь

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Виноград»

Печать пробкой

Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции.

Мисочки с гуашью, пробки, альбомный лист

2

«Мешок картошки»

Оттиск печатками из картофеля

Познакомить детей со способом рисования – печатание картофелем. Упражнять в печатании. Развивать чувство ритма, умение располагать изображение по всему листу бумаги неправильной формы (мешок). Воспитывать аккуратность, интерес к новой технике.

Силуэтное изображение мешка, картофельные печатки, гуашь в мисочках

3

 «Осенний лес»

Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой

 Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.

Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска.

4

«Котенок»

Пуантилизм

Учить детей рисовать ватными палочками, закрашивая силуэтное изображение. Развивать чувство ритма, координацию движений в системе глаз – рука. Воспитывать интерес к новой технике.

Листы бумаги с изображением кота, гуашь, ватные палочки.

Ноябрь

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Вот ёжик — ни головы, ни ножек»

Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками

Продолжать знакомить детей со способом рисования смятой бумагой. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком 

Альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая.

2

«Красивая ваза»

Печать пробкой

Учить украшать силуэт вазы, нанося на ее поверхность декоративный узор с помощью техники печатания пробкой. Развивать технические навыки, чувство ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Бумажные силуэты вазы, мисочки с гуашью, пробки.

3

«Мой друг – светофор»

Рисование цветной солью

Продолжать знакомить детей с техникой рисования солью. Учить рисовать с помощью цветной соли «глаза» у светофора. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к технике.

Картонные шаблоны светофора, цветная соль, клей ПВА.

4

«Букет для мамы»

Тычок полусухой жесткой кистью

Вызвать у детей желание нарисовать букет для мамы. Учить изображать цветы в технике тычка полусухой жесткой кистью. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность

Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь.

Декабрь

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Зайка беленький сидит»

Пуантилизм

Продолжать учить закрашивать изображение, применяя технику пуантилизма. Развивать чувство ритма, координацию движений кисти. Воспитывать бережное отношение к природе.

Силуэтное изображение зайца, гуашь белого цвета, ватные палочки.

2

«Прилетели птички – снегири, синички»

Рисование ладошкой

Закреплять навык рисования ладонью. Учить детей при помощи отпечатка ладони создавать образ птицы, дорисовывая недостающие части и детали кисть. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность.

Гуашь в мисочках, альбомный лист, кисти, салфетки.

3

«Пушистая елочка»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Силуэтное изображение елки, гуашь, жесткая кисть.

4

«Наша нарядная елка»

Рисование пальчиками

Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать чувство ритма.

Рисунки елочек с предыдущего занятия.

Январь

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«На что похоже?»

Монотипия на стекле

Познакомить детей с новой техникой получения изображения – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Стекло для нанесения краски, краска, бумага

2

«Мыльная сказка»

Рисование мыльными пузырями

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями. Способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания.
Развивать интерес  к изобразительному творчеству

Стаканчики с мыльной цветной водой, трубочки для коктейля, листы бумаги.

3

«Кто живет в зимнем лесу?»

Трафарет, «тычок» жесткой кистью

Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования. Закреплять навык рисования тычком жесткой кистью. Развивать координацию.

Трафареты животных, жесткая кисть, гуашь.

Февраль

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Снеговик»

Рисование манкой 

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Силуэтный рисунок снеговика, клей, манка, кисти, краски.

2

«Укрась варежки»

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.

Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

3

«Самолёт»

Рисование пальчиками

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

½ альбомного листа, гуашь в мисочках, салфетки.

4

«Северное сияние»

Монотипия

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.

Литы бумаги, акварель, кисти.

Март

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Мимоза для мамы»

Пуантилизм

Вызвать у детей желание нарисовать цветы для мамы. Совершенствовать умения в технике пуантилизма. Развивать чувство цвета, ритма, композиции.

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

2

«Подснежники»

Рисование цветной солью

Продолжать знакомить детей с техникой рисования цветной солью. Учить создавать образ первоцвета, применяя данную технику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Контурное изображение подснежника а плотной бумаге, цветная соль.

3

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, учить дорисовывать детали для получения завершенного образа. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Нарисованное заранее озеро, гуашь, краски или фломастеры

4

«Игры с кляксами»

Кляксография

Познакомить детей с техникой кляксографии. Учить ставить на лист бумаги кляксу, затем согнув лист пополам, получать отпечаток. Развивать воображение.

Лист бумаги, кисти, краски.

Апрель

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Дерево»

Отпечаток ладони, примакивание кистью

Учить детей создавать образ дерева при помощи отпечатка ладони. Рисовать молодые листочки с помощью техники примакивания кисти. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Альбомный лист, гуашь, акварель.

2

«Этот загадочный космос»

Монотипия

Продолжать учить детей работать в технике монотипия; создавать при помощи данной техники космический пейзаж. Развивать фантазию, воображение. Развивать умение дорисовывать полученное изображение деталями (звезды, кометы, ракета).

Стекло, лист бумаги, акварельные краски.

3

«Тюльпаны»

Печатание вилкой

Продолжать учить детей рисовать при помощи отпечатка вилкой. Доводить полученный  рисунок до определенного образа. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.

Мисочки с гуашью, вилка, бумага, салфетки.

4

«Веселая гусеница»

Рисование мыльными пузырями

Учить детей создавать образ гусеницы, применяя технику рисования мыльными пузырями. Доводить полученное изображение до определенного образа, дорисовывая детали. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, бережное отношение ко всему живому.

Стаканчики с мыльной цветной водой, трубочки для коктейля, листы бумаги.

Май

неделя

тема

техника

задачи

материалы

1

«Весенний пейзаж»

Оттиск скомканной бумагой.

Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.

Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.

2

«Праздничный салют»

Кляксография с трубочкой

Продолжать учить детей рисовать с помощью клякс. Создавать при помощи  кляксографии изображение салюта. Развивать чувство ритма.

Акварель, кисть, трубочка для коктейля.

3

«Божья коровка»

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

Картофельные печатки, гуашь в мисочках.

4

«День защиты детей» (плакат)

Рисование ладошками

Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.

Ватман, гуашь, кисти, салфетки

3. Материально-техническое, методическое обеспечение

Наглядные пособия: Шнуровка :«Ежик с яблоками», «Снеговик»; «Волшебный мешочек», пазлы: «Домашнее животное», «Мозаика». 

Материал: Бумага, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, краски, кисти, салфетки, прищепки, кинетический песок, шнуровки, пробки, картон, клей ПВА, подносы с песком, клеенки, тряпочки, ватные диски, ватные палочки, поролоновые тампоны, счетные палочки, поролоновые губки.

Природный материал: семена тыквы, гороха, фасоль, сухие листья различных деревьев, крупа манка, макароны, картофель.

4.Ожидаемые результаты

  1. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  2. Расширение и обогащение художественного опыта.
  3. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  4. Овладение приемами рисования ладошкой и пальчиками.
  5. Овладение приемами оттисков штампов различных видов.
  6. Овладение приемом точечного рисунка.
  7. Умение передавать целостный образ предмета.
  8. Развитие мелкой моторики рук.
  9. Организация выставок детских работ для родителей.

5.Список литературы

1. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Под ред. Р. Г. Казаковой. – Москва, 200

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие / И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2007.- 144с.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст]: пособие для занятий с детьми /, Никитина А.В.- СПб.: КАРО, 2007. – 96 с.

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста[Текст] методическое пособие /. Янушко Е.А. - М.: Мозайка - синтез, 2006.- 64с.

5. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет[Текст]: пособие для занятий с детьми /. . Колдина Д.Н. - М.: Мозайка - синтез, 2008.- 56с.


https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/09/17/kruzhok_rabochaya


6.Приложение: Описание нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 и 4-5 лет.

Кляксография.

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх оставляя за собой след, повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что похожи их следы, дорисуйте.

Тампонирование.

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (можно заменить кусками поролона). Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краски и легким прикосновением к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

Монотипия.

Понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист, что получилось, мяч, солнце. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны, развернем: что получилось?

 Рисование на мятой бумаге.

 Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте.

Рисование восковыми мелками или свечой.

 Суть такого способа его в том, что краска скатывается по поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу, на цветном фоне появляется рисунок.

 Пальчики - палитра.

 Под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, а другой – в синюю, третий – в желтую  … Чем не палитра?

Штампы.

Простым карандашом со стёркой на конце оставлять отпечатки на бумаге. Это может быть и горошек для петушка, и зёрнышки для мышки, и ягодки для птичек, и горошинки на платье девочки.

Печать от руки.

Обмакнем всю ладонь или часть ее в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно выкрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова.

Цветные ниточки.

Возьмите нитки длиной 25 – 30 см., окрасить их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

Тычок  жесткой полусухой кистью. 
 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
 Рисование пальчиками.
   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  Скатывание бумаги. 
   Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Я рисую маму»…
  
   Оттиск смятой бумагой. 
   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
  Свеча + акварель.
   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок.
   Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Набрызг.
    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
   Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
  
 Поролоновые рисунки.
   Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой.  На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

  Метод волшебного рисунка.
 Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

Разрисовка   маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

 Метод  монотипии.
   Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

 Рисование на мокрой бумаге.
   До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Учимся делать фон.
   Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Озорные язычки"

Данная рабочая программа поможет грамотно  составить перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей воспитанников....

Рабочая программа группы для детей младшего дошкольного возраста

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования...

Рабочая программа ДОУ для детей младшего дошкольного возраста

       Программа является документом реализации принципов государственной и региональной политики в области образования, в том числе в области дошкольного образования.Содерж...

Рабочая программа кружка "Озорные ладошки" для детей 2-3 лет.

Данная программа предназначена для детей раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у...

Рабочая программа педагога с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) группа "Топотушки"

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...

Рабочая программа кружка "Озорные ладошки" для детей 3 - 4 лет.

Данная программа для детей 3-4 лет. В ней используются р аботы с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение ...