Трудовое воспитание - как средство взаимодействия с ребенком
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Арефьева Юлия Александровна
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Педагогический опыт позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание - как средство взаимодействия с ребенком

Педагогический опыт позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений, возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

 Мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду. 

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее.
Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.

Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения.

Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;

Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общественного развития, расширению интересов, появлению форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.

     К средствам трудового воспитания относятся:
- устное народное творчество;
- декоративно – прикладное искусство;
- музыка;
- художественная литература;
- игра;
- самостоятельная детская деятельность. 

В работе с детьми воспитатель постоянно использует пословицы и поговорки.

 Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Работа по трудовому воспитанию будет оптимальна и эффективна, только в том случае, если она будет проводиться постоянно и последовательно. Поэтому объяснить новый материал, расширить словарный запас детей, открыть ребёнку доступ к трудовой деятельности возможно при интеграции образовательных областей различными видами деятельности, специфическими для детей дошкольного возраста. При этом используется личный опыт ребёнка, который он приобретает, общаясь в своём социуме (семье, на улице, в детском саду) и соотносится с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.

Таким образом, чтобы воспитать трудовую деятельность у дошкольников, используются различные формы и методы организации деятельности детей.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

 Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Не маловажную роль в трудовом воспитании играет развивающая среда в группе, которую нужно пополнять и обновлять постоянно.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Для этого организуется  для родителей показ трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

При совместной деятельности с родителями воспитанников можно достичь следующих результатов:

- установить партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;

- оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Для того  чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаю вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства.

Формирование предпосылок трудовой деятельности, которые развиваются в разных видах детской деятельности (продуктивной и игровой); в них формируется произвольность поведения, целенаправленность действий, элементы планирования, овладение навыками.

Становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов деятельности.

Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании  труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. 

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд, как совместная деятельность дает возможность, проявить заботу  о близком человеке.

Труд, должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым  духовно. Он  развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.

Ценность труда ребенка не в создании материальных благ, а в  удовлетворении личных потребностей самого ребенка и близких ему людей. Объективно оценить труд дошкольника трудно, но ребенок испытывает настоящие трудовые усилия и соответственно оценивает труд. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к  приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении  трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект – субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольников.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление: ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить сам.

Дежурство - это форма организации детского труда. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.

Труд рядом – это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда.

Коллективный труд - более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.

Общий труд – это объединение детей в небольшую подгруппу (3-6 человек). Детей объединяет общее задание (цель), общий результат, общая ответственность за него. Вводится со второго полугодия в средней группе. В старшей и подготовительной к школе группах объединение в подгруппы становится основным и главным.

Совместный труд – это более сложный способ объединения детей. Детей объединяет сам процесс труда, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций. Его особенности: трудовой процесс делится на ряд последовательных этапов, каждый из этапов имеет некоторую законченность; дети неодновременно включаются в трудовой процесс, каждый из детей отвечает за качество выполнения определенного этапа трудового процесса. Дети находятся в прямой зависимости друг от друга, вводится в подготовительной к школе группе.

Приобщение дошкольников к труду осуществляется с помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное творчество. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении детей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольники своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощи художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

Приобщение детей к труду в дошкольной организации не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, а также вовлекать в жизнь и быт группы в соответствии с ФГОС ДО.

Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком; поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание дошкольников средствами народной культуры.

В работе  освещен опыт  по  формированию нравственно-трудовых качеств дошкольников средствами народной культуры....

Трудовое воспитание - как средство социализации дошкольников.

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский...

Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"

Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка....

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.

Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровь...