Семинар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
методическая разработка

Рудинская Елена Валерьевна

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ.

   Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:

        «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1.

        «На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3.2.1).

         Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.

         Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка.

         Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.

          Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_mostik_ponimaniya_mezhdu_roditelyami_i_dou.docx44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7

г. Кропоткин МО Кавказский район

Семинар-практикум

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Подготовил:

старший воспитатель

Рудинская Е.В.

2021 год

«Семья – это та самая среда,

в которой человек учится

и сам и творит добро»

 Василий Александрович Сухомлинский

 

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

-уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;

-активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

 

Ход семинара-практикума.

 

      Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему-общение педагогов с родителями воспитанников.

Тема: нашего семинара-практикума: «Мостик понимания между родителями и ДОУ».

Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Ведущий передаёт коробочку с лепестками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

После того, как все участники взяли лепестки, просит обратить внимание на цвет, каждый из лепестков имеет определенное значение.

Итак, вы сейчас взяли по одному лепестку, которые имеют определенное значение:

-зеленый- ожидаю успеха на сегодняшнем семинаре;

-красный – желаю общаться;

-желтый – проявлю активность;

-синий – буду настойчива. 

Теоретическая часть.

       Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ.

   Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:

        «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» — ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1.

        «На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3.2.1).

 

         Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте.

         Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка.

         Проблема, с которой воспитатели сталкиваются в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей.

          Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

       Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

        Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей.

Практическая часть.

Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

         Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1.Какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума?

2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

           Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) - как первый или как второй толкователь?

Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

         Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

Раздаточный материал.

1. а) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.

б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. а) Меня должны уважать.

б) Я должен завоевать уважение.

3. а) Я должен быть в центре внимания.

б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. а) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.

       Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.

«Правила построения эффективного общения».

       Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

-улыбка,

-имя собеседника,

комплимент.

         Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

        Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Игоревна!».

        В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

        Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Формы работы с родителями.

      Педагогам даётся задание назвать традиционные и нетрадиционные формы с родителями.

        Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

      Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, посиделки, совместные праздники, мастер-классы.

Соотнесите формы работы с родителями с определениями

        Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

      Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

        Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

        Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

       Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

         Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

        Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

        Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

         Консультации – Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам.

        Анкетирование - это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы.

     День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Игра «Подбери словечко»

      Воспитатель обращает внимание педагогов, что к основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО», и предлагает педагогам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытое занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.

Упражнение «Тренировка интонации»

Произнести фразы:

-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

-Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.

- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Выберете нежелательные фразы в общении с родителями:

Фразы, которые не следует применять в разговоре с родителями

Фразы, которые следует применять в разговоре с родителями

Я бы хотела.

Вам будет интересно узнать.

Вероятно, вы об этом еще не слышали.

Вы хотите.

Мне представляется интересным то, что.

Думается, ваша проблема заключается в том, что.

Я пришла к такому выводу, что.

Как вы знаете.

Хотя вам это и неизвестно.

Конечно, вам уже известно.

Вы, конечно, об этом еще не знаете.

Вы, наверное, об этом слышали.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

      И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. К сожалению, жизнь в современном обществе делает человека жестоким. Но мы должны принимать родителей со всеми их проблемами и желаниями, пусть нам иногда этого и не хочется. Постарайтесь найти в каждом родителе хотя бы капельку чего-нибудь положительного и приятного, и использовать эту капельку во взаимодействии с ними.

       И в завершении нашего семинара хочется процитировать японскую мудрость:

«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Давайте же воспитывать достойное поколение.

 Удачи вам!

 

УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:

 

   Не выносите суждений. Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

     Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

      Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

       Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

       Не разглашайте «тайну». Педагог обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

     Не провоцируйте конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителям.

Практическая часть. 

1. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
(материал: 2 листа бумаги А4, 2 маркера).        
Ведущий организует две группы педагогов.        
Задание первой группе:        
1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур, пиктограммы.
2. На бумаге записать отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете.
Задание второй группе создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.

Анализ упражнения.        
Вопросы первой группе:        
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт?        
2. Были ли у вас на практике такие родители?        
3. Какие пути решения вы применяли при взаимодействии с такими родителями?
Вопрос второй группе:        
1. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»?
После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого листы бумаги прикрепляются рядом, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.        
Вывод ведущего:        
        Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».
        Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.

2. Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!

Обсуждение упражнения.

Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

3. Упражнение «Общение с родителями – это… »

Группа делиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут каждая выполняет задание:

Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» - обаяние педагога, «б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.

Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга. А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство искаженности. Родители очень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду. Как они могут получить информацию об этом?

1.Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают. Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте…

Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам. Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.

Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «не педагога» и интересной. Вместо привычных скучных родительских собраний проводите тренинги, игры, занятия, инсценировки (где принимают участие родители со своими детьми, консультации, круглые столы, конференции в форме дискуссии, где родители в непринуждённой форме получают ответы на свои вопросы.

Устраивать «Творческие лаборатории». Например, в «Мастерскую Деда Мороза» родители сами с удовольствием заглядывают, потому что только там они могут изготовить оригинальный подарок для своих близких, который не найдёшь ни в одном магазине.

4. Упражнение: «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.

Тезисы:

• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

• Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.

• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезными источником конфликтов между воспитателем и родителем.

• Когда задето чувство собственного достоинства из собеседников, непременно страдает само общение.

• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

5.  Решение конфликтной ситуации

1. Описание конфликтной ситуации:

Мама привела ребёнка в детский сад с насморком, поставила в кабинку спрей для носа, таблетки противовирусные и микстуру от кашля, и, ничего не сказав мне, ушла. Дети стали играть в «больницу» и ребёнок принёс лекарственные препараты из кабинки в группу. Мне он сказал при этом, что мама дала ему бутылочки для игры. Я обратила внимание на то, что один из флаконов из стекла и во избежание травм я попросила отдать этот бутылёк мне. Когда ребёнок с неохотой подал мне флакон, я обнаружила, что он не пустой. Мне пришлось «конфисковать» «игрушки». Вечером, когда мама пришла за ребёнком, я пригласила её выйти в коридор, где нас никто не смог услышать и рассказала о случившемся, попросив пояснить, для чего она принесла лекарства в детский сад. В ответ мама накинулась на меня с претензиями: «А что Вы хотите? Я целыми днями на работе! Мне же как-то нужно лечить моего ребёнка! Я дала ему лекарства и всё объяснила, что и когда ему нужно принять! Он уже взрослый мальчик и вполне самостоятельный! А Вы могли бы и сами дать ему лекарства, ничего бы не случилось! Дети с Вами находятся целыми днями, и Вы обязаны следить за здоровьем детей!»

2. Описание конфликтной ситуации: Вечером, во время ухода ребёнка домой, педагог в общении с мамой девочки 5 лет говорит о том, что ребёнок не умеет самостоятельно кушать, отказываясь даже брать ложку в руки. В данном возрасте дети должны уметь обращаться со столовыми приборами и кушать самостоятельно. На что мама девочки отвечает: «Мне некогда сейчас об этом разговаривать!». Тогда я предложила ей подойти на следующий день и пообщаться на данную тему. Перед предстоящей беседой я сделала упражнение «Перед сложным разговором». Вечером, когда мама пришла за дочерью, я вышла поговорить с ней, на что женщина начала возмущаться: «Вот я Вам привела в сад ребёнка, Вы и научите! А мне некогда, я работаю! Это ваши обязанности учить всему!»

6. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения».

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно решить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь хочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты.

Когда группа готова к работе, ведущий предупреждает участников о том, что

данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения. Далее каждый из участников рисует на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, нужно ответить на вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса участникам дается от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

Вопросы могут звучать приблизительно так:

1. Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему?

2. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

3. На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

4. Кто расположен правее, а кто левее? Почему?

5. Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

6. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько —фигуры, изображающие родителей; почему?

7. Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

8. Много ли острых углов в ваших изображениях, почему?

9. Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

10. Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему?

11. Если бы не изменили совсем, то почему?

12. На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему?

13. Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

14. Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно.

15. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

16. Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями?

17. Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

7. Упражнение «Комплимент» в кругу.

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него.

8. Итогом нашей деловой игры будет упражнение «Какие мы хорошие».
Участникам раздаются стикеры в виде сердечек, на которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями.  

ИТОГ:

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликт Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Приложение 1

Формы работы с родителями в течение учебного года в условиях своей группы.

1. «Дневник настроения»

Цель: учить родителей и детей внимательному отношению друг к другу.

Приходя в детский сад, родители и дети выкладывают на столе цветные фишки, соответствующие их настроению (красная – радостное, желтая –

спокойное, голубое – грустное). Воспитатель во время утренней беседы

помогает проанализировать причины эмоционального состояния членов семьи.

2. «Проект «Родительская почта»

Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития. Дать возможность родителям анонимно задать вопросы на волнующие их темы. Наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьей.

     Можно предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора различной информации: «Почта родительского гнева», «Вы спрашиваете», «Благодарности родителей», «Почта родительских идей» (предложения, пожелания). Важным в персонализации почты становится действенность тематики обращений родителей (название почты должно стимулировать), ответная реакция ДОУ (ее адекватность, оперативность, доступность и гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованную, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания ребенка в нем.

1-й этап – подготовительный.

   Разрабатывается тематика и порядок представления ящиков родительской почты. Ящики должны устанавливаться на видном и доступном месте в приемных, рядом помещаются бумага, ручки. Важно продумать ротацию ящиков: в течение 1 – 2 недель каждый ящик находится в одной группе. Назначается педагог, ответственный за сбор и анализ полученной информации, а также подготовку ответов на обращения родителей. После назначенного срока, когда все обращения родителей проанализированы и обработаны, ящик перемещается в другую группу. Собранная информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, заседаниях, консультациях и т.д.) и опосредованная (через информационные стенды, отчеты, плакаты, брошюры и т.д.).

2-й этап – основной.

      Родителям презентуют разработанные ящики, объясняют механизм

работы, демонстрируют их действенность. На данном этапе важно продемонстрировать готовность ДОУ отвечать и реагировать адекватно на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.

3-й этап – заключительный.

Подводятся промежуточные и окончательные итоги работы родительской

почты. На данном этапе важно ознакомить родителей с обобщенным результатом их обращений и запросов, а также результатами работы ДОУ в данном направлении (принятые меры и их результаты). Чтобы родительская почта стала рабочим инструментом, обеспечивающим взаимодействие ДОУ и семьи, необходимо оперативно оформлять тематику ящиков. При проведении консультаций, бесед, собраний воспитатель отвечает на вопросы родителей.

3. «Семейная гостиная»

Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательно –

образовательном процессе. Научить самостоятельно решать возникающие

педагогические проблемы. Один раз в квартал семья (две семьи) выбирают тему, готовит и проводит собрание. Педагоги оказывают родителям помощь в организационных вопросах.

4. «Семейный театр» Цель: познакомить родителей с драматизацией как методом решения внутрисемейных и личностных проблем. Привлечь их к активному участию в жизни группы.

     Родители под руководством воспитателей выбирают сказочный сюжет,

пишут сценарий, распределяют роли, изготавливают декорации и костюмы. Спектакль с участием детей и членов их семей может бытьпроведен как часть праздника, досуга или родительского собрания.

5. Газета «Веселая семейка». Цель: привлечь внимание родителей к мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении.

      Газета может выпускаться один раз в квартал. На ее страницах размещаются написанные в шутливой форме заметки о мероприятиях, которые прошли в детском саду (группе) или запланированы на ближайший период. Газета оформляется фотографиями или рисунками детей.

Приложение 2

Анкета для родителей

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?        

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы

Д. Иное - интернет

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом? 

А. Сами справимся

Б. Неудобно отрывать педагога от работы

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом

Г. Считаю педагога не совсем компетентным

Д. Иное

3. Что такое хороший детский сад?          

А. Где любят и уважают детей

Б. Где многому учат

В. Куда дети бегут с удовольствием

Г. Где всегда ждут детей

Д. Где уважают родителей и детей

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги

Ж. Где детям тепло и уютно

З. Иное - где безопасно

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?    

А. Любит и уважает детей

Б. Учит детей

В. Относится к чужим детям как к своим

Г. Понимает детей и родителей

Д. Это терпеливый воспитатель

Е. Хорошо готовит детей к школе

Ж. Это вторая мама

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?          

А. Проводит образовательную деятельность, праздники

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка

Г. Обеспечивает безопасность ребенка

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы

Ж. Общается с родителями на равных

З. Иное

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?        

А. За материальной помощью

Б. Что – то сделать для группы

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка

Г. Вовремя оплатили за детский сад

Д. Когда ребенок что – то натворил

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома

Ж. Чтобы похвалить ребенка

З. Иное

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?          

А. Семья

Б. Детский сад

В. Иное

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе   

А. Полезна

Б. Не очень

В. Бесполезная

Г. Я ее не читаю

Д. Иное

        

Анкета для родителей «Рейтинг воспитателя»

Уважаемые родители! Просим Вас внимательно прочитать вопросы и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа (нужное подчеркните или обведите, конкретизируйте И.О. педагога по необходимости) или дополните.

Фамилия И. О. родителя________________________________

1. Нравится ли Вам, что с вашим ребенком занимается этот воспитатель?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

2. Можете ли Вы доверить педагогу личные проблемы, связанные с воспитанием Вашего ребенка?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

3. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в группу, если работает этот педагог?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

4. Может ли педагог дать совет по воспитанию Вашего ребенка?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

5. Как Вы оцениваете качество педагогического процесса, предложенное этим воспитателем?

А) отлично Б) хорошо В) не все устраивает

6. Обращаетесь ли Вы за помощью именно к этому воспитателю?

А) всегда Б) иногда В) никогда

7. Считаете ли Вы, что этот воспитатель

А) строгая Б) демократическая В) справедливая

8. Как Вы думаете, осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к Вашему ребенку?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

9. Проявляет ли воспитатель заботу и чуткость к детям?

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

10. Доброжелательна ли в отношениях с родителями?

А) нет Б) не всегда В) да, всегда Г) довольно часто

11. Устраивает ли Вас психологический климат в группе?

А) устраивает Б) считаю, что есть проблемы В) хочу перевести ребенка в другую группу, не устраивает

12. Какие формы работы, проводимые воспитателем Вам нравятся больше?

А) практикум Б) родительские собрания В) досуги, праздники Г) проекты

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать ваше мнение по ее совершенствованию.

Фамилия И. О. родителя________________________________

1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:

А) Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей в приемной группе________

Б) Актуальность информации, представленной в информационном уголке___

В) Тактичность и культура поведения педагогов с родителями________

Г) Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед______

Д) Уровень проведения родительских собраний________

Е) Умение воспитателя ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний ______

2. Как часто Вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях (подчеркнуть нужное):

-Всегда;    

-Часто;    

-Редко;    

-Никогда.

3. От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни ДОУ (подчеркнуть нужное):

-От наличия свободного времени; 

-От тематики встреч; 

-От собственных интересов/затруднений.

4. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада (Отметка-V)

-Помощь в развитии материальной базы группы;

-Участие в подготовке и проведении праздников и утренников;

-Оформление помещений детского сада;

-Пошив костюмов;

-Изготовление декораций;

-Подготовка подарков детям;

-Посещение родительских собраний (Присутствие);

-Внесение предложений по совершенствованию работы группы, д/с;

-Активное участие в обсуждении вопросов;

-Участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках.

5. Ваш ребенок ходит в детский сад (подчеркнуть нужное)-

-С удовольствием;    

-Через силу;    

-Редко с удовольствием;

-Со слезами.

6. Работа педагогов в группе (подчеркнуть нужное)-

-Устраивает вас полностью;   

-Устраивает вас частично;    

-Не устраивает совсем.

7. Ваша осведомленность о работе детского сада (подчеркнуть нужное):

-Полная;

-Вообще не имею информации;    

-Частичная;    

-Не интересуюсь.

8. Информацию о детском саде получаю (подчеркнуть нужное):

-Из наглядной информации в дошкольном учреждении;

-Со слов педагогов;

-От других родителей;

-На сайте ДОУ;    

-На собраниях;

-От заведующего;    

-От ребенка;    

-Не получаю вообще.

9. Спокойно ли ходите на работу, оставляя ребенка (подчеркнуть нужное):

-Да;    

-Нет;    

-Частично.

10. Отношение Вашего ребенка к воспитателю (подчеркнуть нужное):

-Положительное;    

-Переменчивое;    

-Отрицательное.

11. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду (подчеркнуть нужное):

-Улучшилась материальная база;    

-Повысилась эстетика быта;

-Изменилось отношение к детям;    

-Возросло уважение к сотрудникам д/с.

12. Хотели бы Вы больше знать о своем ребенке, его трудностях и успехах:

-Да;    

-Нет, я и так хорошо знаю своего ребенка.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом....

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «...

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.Задачи:Создать условия для самор...