STEAM - образование (экспериментирование) Картотека опытов в старшем дошкольном возрасте.
картотека (подготовительная группа)

Бетехтина Светлана Викторовна

Картотека опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opyty.pptx712.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

STEAM - образование (экспериментирование ) Картотека опытов в старшем дошкольном возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 Парус» Разработала: Бетехтина С.В

Слайд 2

Опыты с температурой Опыты со светом Опыты со звуком Опыты с электричеством Опыты с насекомыми

Слайд 3

Тема: «Загадочная температура » Исследование «Температура воздуха» Цель: Познакомить детей с тем, что температура в группе и на улице разная. Ход исследования. Занести термометр с улицы, посмотреть сколько на термометре градусов. И сравнить с термометром который находится в группе. Вывод. Температура воздуха в помещение и на улице всегда разная. Связь с повседневной жизнью. Весной и летом на улице тепло, зимой и осенью холодно. Когда мы говорим, что тепло, холодно, жарко, то имеем в виду температуру воздуха.

Слайд 4

Исследование «Температура воды» Цель: научить детей измерять температуру холодной и горячей воды, опытно-экспериментальным путём определить влияние температуры воздуха на температуру воды с использованием термометра. Ход исследования. С помощью термометров определите, в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая? ( Раздаем по 2 стакана с водой, в одном стакане, синего цвета - теплая вода, а в другом стакане, красного цвета – холодная. Так же раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой с горячей водой. ). Сравниваем температуру горячей воды и холодной. Вывод. Чем теплее вода – тем выше её температура. Чем холоднее вода – тем ниже ее температура. Связь с повседневной жизнью . Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или в море? Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли теплые моря, в которых можно купаться и в такие сезоны? Кто из ребят был на теплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите на географической карте теплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной.

Слайд 5

Исследование «Температура тела» Цель. Познакомить детей с температурой тела, дать понятие нормы температуры здорового человека. Ход исследования. С помощью электронного градусника измерить температуру тела и зафиксировать. Вывод. Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, Связь с повседневной жизнью. Тело человека всегда должно быть теплым. Если человек замёрз или у него жар это очень плохо . Нормальная температура человека 36,6 градусов.

Слайд 6

Тема «Волшебный свет» Исследование. Свет движется по прямой. Цель. Дать детям представление, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; Ход исследования . В центре каждой картонки сделать отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. На стопку книг положить фонарик. Его луч должен падать на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки. Вывод. Через оба отверстия видишь свет Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком. Свет не виден. Связь с повседневной жизнью. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше. Например наши дома, через крышу свет не проходит если там нет окна.

Слайд 7

Исследование . Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. Цель. Узнать через какие предметы свет может оставлять тень, и какая тень образуется. Ход исследования. Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком. Вывод . За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги. Связь с повседневной жизнью. Книга, картон - непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.

Слайд 8

Исследование . Образование теней . Цель. Узнать как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета; узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот; Ход исследования . Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной. Вывод. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень Связь с повседневной жизнью. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.

Слайд 9

Тема «Красивый звук » Исследование «Звучащий стакан» Цель. Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн. Ход исследования. Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой, приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой. Вывод. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом . Колебания идут по воздуху, который воздействует на уши, и мы слышим звук. Связь с повседневной жизнью. Звуки можно услышать в играние на гитаре, в звучание будильника.

Слайд 10

Исследование «Где живет эхо » Цель. Подвести к пониманию возникновения эха. Ход исследования . Выбираем емкость и материал для ее заполнения. Сначала произнести какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли сейчас. Вывод. В пустом аквариуме есть эхо, мы слышим звук. В заполненном аквариуме эхо нет, исчезло. Связь с повседневной жизнью. Явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто – то повторяет их). Услышать эхо можно в лесу, в арке дома, в пустой комнате.

Слайд 11

Исследование «Как сделать звук громче ?» Цель. Выявить причины усиления звука. Ход исследования. Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий и слабый. Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Вывод. Дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Связь с повседневной жизнью. Прикладываем конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).

Слайд 12

Тема «Чудеса с электричеством » Исследование. Электричество в волосах. Цель. Узнать, что собой представляет статическое электричество. Ход исследования. Потереть о волосы воздушный шар и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вывод. В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене. Связь с повседневной жизнью. Можно увидеть электричество в волосах, когда расчесываемся. Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны. Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

Слайд 13

Исследование . Магия шаров Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах Ход исследования. Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара. Поднесём их друг к другу. Что происходит? Они отталкиваются друг от друга именно той стороной, которой были натёрты об шерсть. Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит? Шарик притянул волосы к себе. Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы или шерстяную ткань. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит? Банка начинает катиться за шариком. Вывод. Натирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. отрицательные электроны притягивают позитивные. Алюминиевая банка постепенно покатиться за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону. Связь с повседневной жизнью. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разно заряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.

Слайд 14

Исследование . Прыгающие хлопья Цель. Узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. Ход исследования. Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Вывод. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе. В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. Связь с повседневной жизнью. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом.

Слайд 15

Тема «Таинственный мир » Исследование. Чем бабочка похожа на слона Цель. Познакомить детей с тем что у бабочки как и у слона есть хоботок. Ход исследования. Поймайте несколько бабочек и посадите их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки. Подготовьте аквариум: поместите в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина. Из оставшегося пластилина сделайте маленькую чашечку и прикрепите ее на верхушку бруска. Положите в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой. Прикрепите снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна. Запустите бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом. Вывод. Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойдите к аквариуму и посмотрите на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время вы обязательно увидите, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть. Связь с повседневной жизнью. Бабочка чувствует запах, похожий на запах ее любимой пищи - цветочный нектар. Хоботком она сначала пробует еду, потом начинает сосать. Если банан достаточно мягкий, вы увидите, как кусок уменьшается и как бабочка втыкает хоботок то в одно, то в другое место.

Слайд 16

Исследование . Воронка Берлиза для почвенных насекомых Цель. Познакомить детей с насекомыми, которые живут на участке детского сада. Ход исследования. Вырежите из плотной бумаги развертку воронки, и скрепите концы клейкой лентой. Отрежьте такой кусок сетки, чтобы он закрывал дно воронки, и закрепи его на воронке клейкой лентой. Налейте в банку воды, добавь туда одну столовую ложку жидкости для мытья посуды. Поместите воронку узким концом в банку. Воронка должна опираться на края банки и стоять прямо. Соберите лопаткой пробу почвы в ведерко. Почву возьмите из-под больших деревьев и кустов. Насыпьте почву в воронку. Направьте лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы. Оставьте свет включенным до следующей прогулки (3-4 часа). Вывод. Вы увидите в банке с водой довольно много насекомых. Именно такие почвенные насекомые живут у вас на участке. Связь с повседневной жизнью. Почвенные насекомые не любят свет и жару. Они стараются спрятаться, закапываются глубже и проваливаются через сетку.

Слайд 17

Исследование . Муравьиная дорожка Цель. Познакомить детей с тем, как муравьи протаптывают дорожки. Ход исследования. Снимите с коробки крышку и покрасьте коробку изнутри в белый цвет. Вырежите из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделайте в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого. Отогнув края, закрепите полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам. Найдите на улице муравейник. Наденьте перчатки и возьмите садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпьте землю в банку и закройте банку крышкой. Положите на блюдце кусочек банана, посыпьте его сахарным песком и смочите небольшим количеством воды. Поставьте блюдце в левую половину коробки недалеко от угла. Снимите крышку с банки и быстро пересыпьте землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закройте коробку куском стекла. Вывод. Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях . Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час вы увидите одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно. Связь с повседневной жизнью. Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны , выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Картотека опытов для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ для старшего дошкольного возраста

Данная картотека может быть использована как родителями так и педагогами...

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Опыты для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов для старшего дошкольного возраста

Данная картотека содержит виды ,цель,содержание опытов и экспериментов с детьми старшего возраста...

Steam-образование,новая ступень в развитии детей дошкольного возраста

Данный материал будет интерес воспитателям и специалиалистам дошкольного учреждения....

Трансляция опыта «Обзор и содержание коррекционно-образовательных технологий, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (Т

В статье изложен опыт применения коррекционно-образовательных технологий учителя-логопеда, применяемых в практике коррекционного и инклюзивного коррекционного образования по логопедическому сопровожде...