Мастер - класс для педагогов ДОУ «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа)

Ветюгова Ольга Юрьевна

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного

возраста

Задачи:

- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арттерапия;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов ДОУ

«Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».  

Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольного

возраста

Задачи:

- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арттерапия;

 

Ход мероприятия

Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю Вам   следующее упражнение:

Возьмите блок для записи, напишите на нем свое заветное желание, порвите лист, а затем сложите из обрывков текст. Чем быстрее вы соберете текст, тем быстрее ваше желание осуществится.

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других). Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов:

познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию?   Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить;

стремление получить желанный предмет.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

В своей практике, я не стала исключением и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Я попробовала применить упражнения из арт-терапии и увидела положительные результаты.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик.

К ней относятся: живопись, графика, рисование и лепка также сказкотерапия, оригами, музыкотерапия, песочная терапия, и т.д.

Техники арт-терапии могут применяются при достаточно широком спектре проблем. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с детьми.

В своей работе я часто использую упражнения с детьми  дошкольного возраста как индивидуально, так и с подгруппой.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе, например, используя картотеку. Предлагаю вам несколько упражнений, которые использую в своей работе и считаю наиболее эффективными.

Вы скорее всего сталкивались и даже применяли эти упражнения, но не знали, что они  позволяют снять проявления агрессии.

Мятый лист (ситуативное применение) При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.

Для детей  младшего  возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование на мокрой бумаге. Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Монотипии. Предложите ребенку создать изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатать рисунок на бумагу, рассмотреть образы, развить их, обсудить в группе старшего дошкольного возраста.

Отпечатки. Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски. Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы;постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки.  Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином.  Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Игры с песком.  В песочнице на улице, в группе маленькими игрушками в зоне для игр с песком и водой.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих детей в группе  и помочь скорректировать  их поведение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....