Консультация для родителей «Игры на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)

Демидова Татьяна Витальевна

Будущему первокласснику предстоит познать много нового. Он попадет в новую среду, новое окружение, познакомится с новыми правилами и требованиями, у него будут новые друзья, он получит новые знания, будет постигать нечто новое для себя. Чтобы не растеряться в этом большом новом пространстве, ребенок должен быть готов познавать все новое. А это означает, что он должен научиться быть самостоятельным. Кто поможет раздеться и переобуться, донести портфель до класса, кто поможет на уроке? Многое ребёнок должен будет делать сам. А задача взрослых — приучить его к самостоятельности:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель подготовительной к школе группы

Демидова Т.В

Будущему первокласснику предстоит познать много нового. Он попадет в новую среду, новое окружение, познакомится с новыми правилами и требованиями, у него будут новые друзья, он получит новые знания, будет постигать нечто новое для себя. Чтобы не растеряться в этом большом новом пространстве, ребенок должен быть готов познавать все новое. А это означает, что он должен научиться быть самостоятельным. Кто поможет раздеться и переобуться, донести портфель до класса, кто поможет на уроке? Многое ребёнок должен будет делать сам. А задача взрослых — приучить его к самостоятельности:

♦ научить самостоятельности в быту (самостоятельно одеваться, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу),

♦ научить самостоятельно общаться.

♦ научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Важную роль в этом играет и поддержание режима дня. Привычка к определенному режиму, включающему в себя основные дела дня, структурирует жизнь ребенка и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.

Важно развивать произвольность поведения, то есть способность владеть и управлять собой, контролировать себя.

Я сам.

 Вместе с ребенком составьте список, что он умеет делать сам, и что — с помощью взрослых. Постарайтесь не подсказывать ребенку, пусть составит список самостоятельно, а вы запишите его комментарии. Если список ребенка слишком мал, и вы уверены, что он может быть дополнен, тогда можно будет задать наводящие вопросы: «А ты умеешь сам(а)..?», «А кто помогает тебе..?» Обсудите полученные ответы и поинтересуйтесь, что из списка «Умею, но с помощью взрослых» ребенок сможет научиться делать самостоятельно. Например, ребенок умеет с помощью взрослого застилать постель. Как только он научиться застилать постель самостоятельно, фраза «застилать постель» сразу же будет перенесена в графу «Я сам».

Куда пойти?

Приготовьте 4 стула, на каждый положите по одному комплекту одежды. Это могут быть: на 1 стуле — спортивный костюм, бейсболка и кроссовки, на 2 — парадный костюм (или платье для праздника), соответствующая обувь; на 3 стуле — пижама и тапочки; на 4 стуле — одежда для взрослых (например, если игра проводится с сыном, то на стуле могут быть мужская футболка, брюки и обувь; а если с дочкой, то женская блузка, юбка или платье и туфли). Также необходимо приготовить 4 карточки, на которых могут быть написаны следующие слова: «В спортзал» или «На спортивное соревнование» (и добавлен рисунок со спортивной тематикой); «На праздник» или «На бал» (и добавлена картинка с темой праздника); «Спать» (и добавлена соответствующая иллюстрация); «На работу» (добавлена картинка, относящаяся к данной теме).

 Карточки надо перемешать и дать ребенку выбрать одну из них, но так, чтобы взрослый не видел, что за карточка досталась ребенку. В соответствии с заданием на карточке ребенок должен определить, на каком стуле находятся вещи для того мероприятия, на которое ему надо будет собраться. Взрослый выходит из комнаты или отворачивается, а ребенок переодевается. Если ребенку досталась карточка «В спортзал», то он должен надеть спортивный костюм; если «На бал», то — парадный, если «Спать» — пижаму, если «На работу» — одежду взрослых (это шуточное задание поможет представить себя взрослым). Как только ребёнок будет готов, он пригласит взрослого войти и отгадать, какая карточка ему досталась. Для усложнения задания можно ограничить время переодевания, но нельзя забывать, что ребенок учится, и поэтому пока его необходимо учить по принципу «от простого к сложному».

Помощник(ца).

На карточках надо написать задания для участников игры и нарисовать к каждой из них иллюстрацию, которая поможет сориентироваться, что необходимо сделать:

♦ полить цветок,

♦ подмести порог,

♦ вытереть пыль с полки,

♦ помыть чашку,

♦ налить в чашку воду из кувшина,

♦ постирать носовой платок,

♦ нарисовать картинку,

♦ исполнить танец,

♦ спеть песню,

♦ надеть шапку, шарф и перчатки,

♦ застегнуть все пуговицы на рубашке (подобрать рубашку или блузку с большим количеством пуговиц),

♦ завязать бантик,

♦ сложить брюки и повесить их на вешалку и т. д.

По очереди вытаскивайте карточки с заданием и выполняйте их. За правильно выполненное задание игрок получает очко в виде печенья, конфеты или другого приза. Тот, у кого окажется больше очков, становится победителем и получает титул Умнички.

На прогулку.

Прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда пойдете сначала, куда потом и т. д. Пусть он сам попробует выбрать и определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка, парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того как вернетесь домой, обсудите, что было неудобно вам. Например: «Если бы мы зашли в магазин после прогулки в парке и игры на площадке, то я смогла бы поиграть там с тобой, а не стоять возле сумок с продуктами, и мы бы погуляли гораздо дольше».

Расписание на час.

Помогите ребенку составить расписание дел на ближайший час. Будильник или электронные часы могут быть ориентиром для начала и завершения запланированного мероприятия. Например:

10.00 — подготовка к рисованию (альбом и карандаши, бумага, краски, кисточка, вода)

10.10 — рисование

10.40 — семейное чтение (сказка про...)

10.55 — подготовка к чаепитию

11.00 — чаепитие.

Постепенно такую игру можно изменять, увеличивая промежуток времени для четкого соблюдения запланированных дел. Но все же не стоит превращать жизнь ребенка в строго регламентированный график.

Смена ролей.

Предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет взрослым (папой или мамой), а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку (по картинкам). Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить книги на полку). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и ощутит себя действительно самостоятельным человеком.

Собираемся гулять.

Эта игра может стать продолжением предыдущей. Вам надо снова превратиться в ребенка (очень маленького), а ребенку — во взрослого. «Взрослый» должен будет помочь вам собраться на прогулку и при этом самостоятельно одеться. Ему нужно продумать, что он возьмет на улицу, не забыть взять ключи, проверить выключен ли свет, выключена ли вода и, по возможности, закрыть дверь на ключ. Как только он соберет вас на прогулку, и вы выйдете из квартиры, игра завершается, и вы проверяете, все ли вы взяли и дополняете список того, что еще следовало бы сделать «взрослому». И, конечно же, стоит поощрить старание ребенка!

Решаю сам.

Ребенок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм (дочки-матери, доктор и пациент, кондуктор и пассажиры, магазин и другие) и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще ребёнок играет в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Примите участие в его играх, и вы увидите, как ребенок самостоятельно строит сюжеты этих игр и вовлекает вас в игру; он действует не как написано в правилах, а как продиктовано жизнью.

Подготовка к празднику.

Если у вас в ближайшее время намечается праздник, обсудите с ребенком, что вам необходимо подготовить для его проведения. Например, сделать пригласительные билеты, оформить комнату, сходить в магазин, составить меню, подготовить конкурсную программу и т. д. Учитывайте советы ребенка или подводите его к тому, чтобы он проявил инициативу в организации праздника. Например, обратитесь к нему с просьбой: «Женечка, у нас скоро праздник, давай подумаем, кого мы сможем пригласить и какие пригласительные билеты нам надо будет сделать» или «Какое меню нам составить?», «Мне очень понадобится твоя помощь, чтобы испечь пирог».

Готовлю сам(а).

Приготовьте ребенку несколько карточек с рецептами. Рецепт можно составить графически, то есть вместо слов «ломтик хлеба», можно нарисовать хлеб и рядом написать количество требуемого продукта. Малышу предстоит готовить самостоятельно (под вашим присмотром). Итак, что же он сможет приготовить?

♦ Бутерброд «Снеговичок». На ломтике хлеба из шариков плавленого сыра можно изобразить снеговика. Шарики должны быть разной формы: большой, поменьше и маленький. Глазки и нос можно сделать из изюма, а шапочку для снеговика — из чернослива.

♦ Бутерброд «Змейка». Ломтик хлеба слегка смазать майонезом, сверху посыпать зеленью (укропом или петрушкой) — получится полянка. Разрежьте сосиску вдоль, одну ее половинку положите на бутерброд. Глазки можно сделать из капелек майонеза, а узор на спинке — из кетчупа.

♦ Тортик «Вкусняша». 300 граммов печенья надо смешать с половиной стакана очищенных грецких орехов. Все измельчить и соединить с половиной банки сгущенного молока. Эту массу надо перемешать, переложить в лоток и поставить в холодильник на 30 минут. Пока торт стоит в холодильнике, смешать 2 столовые ложки сахарной пудры с одной чайной ложкой какао, а затем посыпать этой смесью тортик.

♦ «Фруктовый десерт». Приготовьте 125 грамм йогурта, яблоко, банан, грушу, взбитые сливки и тертый шоколад. Яблоко, грушу и банан надо нарезать кусочками. На дно креманки (стаканчика) налить йогурт, сверху выложить фрукты слоями, в середине сделать небольшое углубление и налить туда взбитые сливки. Десерт украсить тертым шоколадом и подать к столу.

«Банановый коктейль». Приготовьте банан, стакан молока, 100 грамм мороженого. Надо нарезать банан дольками, добавить охлажденное молоко и мороженое, взбить миксером. Массу перелить в бокал, украсить кусочками фруктов или ягод и подать к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной  деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта...

Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

—Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ

Развитие самостоятельности у детей является важным этапом в формировании зрелой личности. В статье изложены пути формирования самостоятельности у дошкольников в ручном труде...

Рекомендации по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготов...

Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних в...

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игра как средство развития правового воспитания детей старшего дошкольного возраста»Игра, как средство развития правового воспитания детей старшего дошколь...