Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
методическая разработка (старшая группа)

Кашина Светлана Павловна

Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Поэтому в своей педагогической практике я систематически применяю метод экспериментирования, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование и опыты побуждают ребёнка сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи. Ребёнок по своей природе является исследователем, он с удивлением открывает для себя окружающий мир, потому что для него это новое и интересное.

Дети изучают природу органами чувств: глазами, руками, носом, тактильными ощущениями. Недаром девизом программы «Детство», по которой работает наша дошкольная организация, являются слова «Чувствовать. Познавать. Творить». Маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты, но с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Происходит это из-за взрослых, которые очень часто говорят ребёнку: «Не трогай песок, он же грязный!», «Снег в руки не бери, он холодный», «Отойди от лужи, вымокнешь, испачкаешься». Но,  если вспомнить своё детство, это было очень интересно и увлекательно взять снег в руки, попробовать его, почему он лепится или нет, почему тает. Задача взрослых - не запрещать, а поддерживать стремление детей обследовать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, потому как основной опыт поисковых практикующих действий и установление причинно-следственных связей ребёнок приобретает в повседневной жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в самом раннем возрасте и представляет собой манипулирование предметами. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность продолжается через игры-экспериментирования: в воде камешки тонут, а деревянные лодочки плавают; из влажного песка можно лепить, а сухой рассыпается; лёд скользкий, холодный и многое другое.  А в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность проходит в виде эксперимента с прогнозами. Например, «Почему воздух помогает плавать рыбам?», «Почему вода не имеет формы?», «Как достать скрепку из воды, не намочив руки?».

Одним из видов совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей является проектная деятельность. Особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Именно поэтому проектная деятельность в дошкольном образовании носит характер сотрудничества, где принимают участие дети, воспитатели, родители.

Рассмотрим пример познавательно-исследовательского проекта

 в старшей группе «Весёлый огород».

При опросе детей по теме «Овощи» выявилась проблема, что в условиях города некоторые дети не имеют понятия - где и как   растут овощи и какой уход за ними необходим. На помощь пришли воспитатели, используя метод «трёх вопросов»: Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что, если посадить семечко оно прорастёт.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике? Что нужно сделать, чтобы семена выросли?

Где и как найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых. Проведем опыт - эксперимент. Посадим и будем наблюдать.

Ожидаемый результат:

 - знают признаки живого организма и устанавливают с помощью взрослых связи между состоянием живых существ и неживой природой;

- имеют представления о стадиях роста растений, о многообразии посевного материала;

- знают правила бережного отношения к природе и осмысленно их придерживаются;

- владеют трудовыми умениями по уходу за растениями для достижения хороших результатов;

 - вместе с родителями создание «огорода» на подоконнике;

 - систематическое ведение дневника для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;

 - создают фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений в домашних условиях.

Актуальность проекта «Весёлый огород» заключается в том, что дети проявили живой интерес к организации «огорода» на подоконнике, но  объяснить возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в иное им крайне затруднительно из-за недостаточности знаний и жизненного опыта. 

Цель проекта:

Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста в моделировании причинно-следственных связей между объектами.

Задачи проекта:

  • Учить наблюдать за посевами и всходами, на их основе обобщать и фиксировать результаты в журнале наблюдений.
  • Развивать умение замечать изменения во всходах, анализировать, делать выводы, соотносить с условиями роста и потребностями растений.
  • Воспитывать осознанное уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.

Для реализации познавательно-исследовательского проекта «Весёлый огород» были разработаны следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает:

  • изучение методической литературы: Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно- исследовательской деятельности со старшими дошкольниками», В. М Корнилова «Экологическое окно» в детском саду, Е.В. Лосева «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников, интернет ресурсы.

Сбор информации и посадочного материала, необходимый для реализации проекта. Вовлечение родителей в создание и оформление «весёлого огорода»  (заготовка почвы, отбор семян, изготовление оригинальных контейнеров для выращивания овощей, распечатывание таблиц -  указателей с названием растений) и составление плана реализации проекта. Создание условий - организация предметно-развивающей среды по теме проекта: для детского исследования и экспериментирования есть мини-лаборатория, которая оснащена необходимым материалом для исследований. Это разнообразные природные и бросовые материалы, а также лабораторное оборудование; создан мини-огород на подоконнике.

Основной этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта: тематические беседы, опыты, цикл наблюдений, уход за растениями.

Тематические беседы «Для чего растению семена?», «Вода и земля – овощей  лучшие друзья!» «Овощи».

Практическая деятельность:

На основе перспективного плана по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста для реализации проекта были проведены следующие опыты:

- «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» - выявить условия, необходимые для роста и развития растений;

- «Узнаем, какая почва?» -  выявить свойства почва: структура - глинистая, песчаная, чернозем;

- «Человек и растения» - выявить насколько растения нуждаются в уходе человека;

- «Вода и культурные растения» - выявить, насколько вода необходима для роста растений.

 Наблюдения:

1.Наблюдения за ростом и развитием растений «отражены» в «Дневнике наблюдений».

2. Рассматривание семян через лупу и микроскоп.

3. Наблюдение за всходами растений.

Заключительный этап:

1.Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

2. Анализ результативности.

Сотрудничество с родителями:

- консультация «Огород на окне»;

- просмотр вместе с детьми мультфильма «Весёлый огород».

Обратная связь:

- создание «огорода» на подоконнике дома;

- фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений дома;

- творческие рассказы с использованием мнемотехники.

Перспективы проекта: в дальнейшем планируем разработать проект

«Яркая клумба» и «Огород на участке».
 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Отношение родителей к поисково- исследовательской

активности детей»

 Цель: выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса.

1. Знаете ли вы, что в группе углубленно занимаются вопросами познавательно-исследовательской деятельности? ___________________

2. Интересует ли вас лично данная проблема? ______________________

3.Считаете ли вы необходимым участие вашего ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности? Если да, то почему? ______________________________________________________________

4. Замечаете ли вы, что ваш ребёнок проявляет интерес к экспериментированию? _________________________________________

5. В чём это проявляется? (Нужное подчеркнуть)

-Ребёнок много рассказывает о проведённых опытах.

-Пытается экспериментировать самостоятельно.

-Просит вас принять участие в экспериментах?

6.Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности Вашего ребенка? (Нужное подчеркнуть)

-Беседуете с ребёнком об экспериментировании.

-Создаёте ребёнку условия для проведения опытов дома.

-Вместе с ребёнком проводите наблюдения за природными объектами.

Другое_______________________________________________________

7. Требуется ли помощь вашему ребёнку в формулировании выводов и умозаключений после проведения опытов или наблюдений? _________

8. Будете ли вы и дальше заниматься с ребёнком поисково-исследовательской деятельностью или вам это не интересно? ______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование у детей основ естественнонаучных понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

• создавать в детском саду и в семье необходимые условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развивать познавательные интересы, понятия «живой организм», представления, знания о культурных растениях;

• формировать умения разнообразной деятельности в «детской лаборатории» и становление познавательно-ориентированного взаимодействия с её объектами;

• воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе; самостоятельность; толерантность.

Предполагаемый результат:

• устойчивое проявление доброжелательности к природным объектам;

• заинтересованность и стремление осуществлять позитивное взаимодействие с культурными растениями, создавая необходимые условия для их жизни;

• желание и умение работать в коллективе и самостоятельно;

• умение наблюдать, анализировать, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Песок и его свойства».    

Познакомить детей со свойствами песка: цветом, структурой.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема 2: «Песочные часы»

Познакомить с песочными часами.

Беседа с детьми: что такое эксперимент, кто проводит эксперименты (учёные).

Тема 3: «Глина, ее структура и цвет».

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная).

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 4: «Песок и глина – наши помощники!».

Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

Просмотр вместе с детьми видеоролика «Свойства глины»  https://youtu.be/t3my8Z-tpEc 

Тема 5: «Ветер и песок»

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: «Свойства мокрого песка»

 

Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Анкетирование родителей. Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и поддержании его познавательного интереса.

Тема 7: «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Привлечение родителей к созданию картотеки технологических карт  проведения экспериментов с песком и глиной

Тема 8: «Песчаный конус»

Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Консультация «Экспериментируем, играя»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Что в пакете?»

Помочь обнаружить воздух

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме, для проведения опыта «Лодочка»

Тема 2: «Лодочка»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы

Памятка: «Эксперименты для детей 5-7 лет»

Тема 3: «Надувание мыльных пузырей»

Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми вееров для проведения опытов в группе.

Тема 4: «Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема 5: «Воздух содержится в различных предметах».

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Просмотр кукольного мультфильма  «Как Знайка придумал воздушный шар»     https://youtu.be/ITyBScYMCKM 

Тема 6: «Муха – цокотуха»

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Консультация «Соблюдение правил безопасности при проведении  опытов и экспериментов».

Тема 7: «Воздух имеет вес, который зависит от его объема».

Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

 Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом»  https://vk.com/doc42817258_588494924?hash=34ffd01385158037ec&dl=4672ab455595b690a2 

Тема 8: «Воздух помогает рыбам плавать».

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Консультация «Занимательные опыты на кухне»

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Какая бывает вода?»

Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму

Просмотр с детьми познавательного видеофильма «Вода-это жизнь!»  https://youtu.be/RYZ3ocRuM9I 

Тема 2: «С водой и без воды»

Познакомить с  некоторыми факторами внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Картотека опытов и экспериментов. Марина Султанова «Простые опыты с водой»

https://vk.com/doc42817258_588494928?hash=670f106fbbb49e9e42&dl=37c6df3e0d1b01420f 

Тема 3: «Как мы замораживаем воду»

Продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед),  опытным путем доказать, что лед холодный, твердый; выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, «лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной»

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Тема 4: «Вода не имеет формы»

Дать представление о том, что  вода принимает форму сосуда, в который ее налили.

Привлечение к созданию картотеки технологических карт проведения опытов с водой

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Как правильно чистить зубы?»

Дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка.

Консультация «Как предупредить кариес»

Тема 2: «Наши помощники – глаза»

Познакомить со строение глаза, функцией его частей

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Тема 3: «Много ли в легких воздуха»

Показать необходимость  выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.

Просмотр познавательного видеофильма «Что такое коронавирус?» https://youtu.be/DluUsPMUUTA

Памятка «Грипп, ОРВИ, коронавирус»

Март

Экспериментирование «Весёлый огород»

Цель: формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.  Оборудование: семена овощей и цветов, лупа, контейнеры, микроскоп, лейка.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Рассматривание и сравнение сухих  и пророщенных семян»

Выявить условия, необходимые для роста и  развития растений

Консультация для родителей

 «Весёлый огород»

Тема 2: «Узнаем, какая почва?»

Выявить свойства почвы: структура- глинистая, песчаная, чернозем.

Вовлечение родителей для участия в эксперименте (подготовка почвы, контейнеров и семян)

Тема 3: «Человек и растения».

 Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Изготовление атрибутов для огорода

Тема 4: «Вода и растения».

Выявить насколько вода необходима для роста растений. Воспитание трудолюбия.

Просмотр мультфильма «Весёлый огород» https://youtu.be/5nOwPX0UVY8 

Апрель:

«Земля и космос»

Цель: познакомить с магнитом, некоторыми его свойствами

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Магнит и его свойства»

Познакомить с магнитом, его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Фотовыставка «Мы фокусники!»

Тема 2: «Магнитный театр»

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.

Совместное создание кукольного театра на магнитах (вырезать любых героев русских народных сказок и с обратном стороны фигурок приклеить металлические пластинки).

Тема 3:  «Какой магнит сильнее?»

Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Привлечение родителей к пополнению мини-лаборатории (Модель Земли-глобус, фонарики, детская энциклопедия)

Тема 4 «Магнитные свойства Земли. Компас»

Познакомить с тем, что Земля- большой магнит, у которого есть Северный и Южный полюса; сформировать представления о компасе, учить с помощью компаса определять стороны света.

Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас») https://youtu.be/P1Tbebrf39Q 

https://youtu.be/04vM9OvCnAo 

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Сотрудничество с родителями

Тема 1: «Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2:  «Загрязнение почвы»

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Озеленение участка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего возраста"

Развитие познавательно-исследовательской деятельность детей старшего возраста.  Цель исследовательской деятельности – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания» ...

план по самообразованию "Развитие познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий"

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии...

Презентация "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста"

Презентация "Развитие познавательн-исследовательской деятельности детей старшего возраста"...

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»

Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»...

Проект "Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на дальнейшем развитии и обучении детей. А театрализованная деятельн...

Проект «Развитие речи детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Цель проекта: создать условия для формирования и совершенствования речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театрализованную деятельность....