Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Фарзалиева Ниса Айдын кызы

Цель программы:

Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских представлений о здоровом образе жизни детей, гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 32 «Брусничка»

Программа детско-родительского клуба

«Растем и развиваемся вместе»

https://xn--52-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/35534ee0e9fca85ee1f06188a909fc2e_big.jpg

                     

Оглавление

Паспорт программы

 3

Пояснительная записка

4

1

Основная деятельность детско-родительского клуба

6

2

Модель организации работы детско-родительского клуба

6

3

Формы организации заседаний детско-родительского клуба

6

4

Этапы реализации программы

7

5

Содержание программы

8

5.1.

Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) - 1 младшая группа

8

5.2

Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) - 2 младшая группа

10

Заключение

12

Список использованной литературы

13

Приложения

14

Паспорт программы

Наименование программы

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся  вместе»

Основания для разработки программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным Программам – образовательным Программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

-«Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 – 2020г.»;

-«Программа развития образования МАДОУ города Нижневартовска ДС №32 «Брусничка» на 2015 – 2020г.».

-Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №32 «Брусничка».

Заказчики программы

Родители МАДОУ города Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

Организация исполнитель программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 32 № «Брусничка».

Целевая группа

Родители (законные представители) воспитанников

Составитель программы

Фарзалиева Ниса Айдын кызы, воспитатель

Цель программы:

Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий

Задачи программы:

- Расширение представлений родителей о коммуникативных способностях младших дошкольников;

- Мотивирование родителей на развитие навыков общения ребенка, укрепление их веры в его потенциальные возможности;

- Освоение родителями традиционных и нетрадиционных способов развития коммуникативных навыков детей;

- Реализация системы совместных мероприятий по развитию коммуникативных способностей дошкольников.

Ожидаемые результаты:

Достижение поставленных цели и задач программы.

Срок реализации программы

2 года

Пояснительная записка

        В детском саду все острее встает проблема дисциплины. Растет число неуправляемых детей, не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых. Воспитатель вынужден ужесточать меры воздействия, увеличивать зону контроля, что вызывает еще большее отстранение, отдаление такого ребенка от педагога. В результате эти дети лишаются навыков позитивного общения, становясь все более одинокими, ориентированными только на свои трудности и не замечающими положения других людей. Неуправляемость детей, так же как и чрезмерная робость, есть реакция на непонимание взрослым детских проблем, реакция на непризнание, на невнимание.

       На личностное развитие ребенка огромное влияние оказывает семья и сложившиеся в ней традиции, с одной стороны, и образовательное пространство, создаваемое педагогом - духовным наставником и проводником социокультурного опыта, с другой.

Различные жизненные стили семьи и типы семейных отношений по-разному влияют на развитие личности ребенка, определяя пути его развития (Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитиевская). Педагогу необходимо учитывать условия семейного воспитания и реализовывать стратегию воспитания, направленную на раскрытие личностного потенциала и способностей ребенка.

        Устойчивое внимание родителей и воспитателя к личным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость сферы взаимоотношения с другими людьми.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.               Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Выделяют пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.

       Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

       Таким образом, расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

1.Основная деятельность детско-родительского клуба

Работа родительского клуба организуется по четырем направлениям:

  • Информационно – аналитическое направление
  • Познавательное направление
  • Наглядно – информационное направление
  • Досуговое направление.

Работа с детьми и родителями направлена на:

  • развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • развитие речевой активности ребенка и коммуникативной направленности его речи;
  • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами);
  • развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
  • развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей;
  • развитие связной речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие эмоциональной сферы.

2.Модель организации работы детско-родительского клуба

Родительский клуб организован на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС № 32 «Брусничка».

Основные мероприятия проводятся 1 раз в месяц в группе

3. Формы организации заседаний детско-родительского клуба

Информационно-аналитические формы. 

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести: анкетирование, интервьюирование, тесты, проведение опросов, беседы.

Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Это формы: практикум, лекция, дискуссия, круглый стол, симпозиум, дебаты, педагогический совет с участием родителей, педагогическая лаборатория, родительская конференция, общее родительское собрание, групповые родительские собрания и др.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми: праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования); выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи; совместные походы и экскурсии.

Письменные формы: записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию; воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Наглядно-информационные формы общения педагогов и родителей

решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские.

4. Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный – сентябрь.

Цель - определение цели, задач и форм работы родительского клуба.

2 этап – основной - октябрь– апрель.

Цель - реализация программы детско-родительского клуба «Растем вместе»

3 этап – заключительный  – май.

Цель – подведение итогов работы родительского клуба

5. Содержание программы

5.1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) - 1 младшая группа

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно – информационное направление

Досуговое направление

СЕНТЯБРЬ

Анкета для родителей «Изучение и анализ особенностей, запросов и потребностей семей воспитанников (состав семьи, жилищные условия, проблемы семейной педагогики)»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду». Консультации «Основные достижения психического

развития ребенка с 2 до 3 лет».

Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста»

Памятка «Десять заповедей для родителей»

Организация выставки осенних поделок, ярмарки «Дары осени»

ОКТЯБРЬ

Составление плана семьи.

Родительское собрание-практикум «Театр в жизни детей»

Консультация для родителей «Театрализованная игра»

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье

Стенгазета «Играем в театр»

Совместная постановка «Ясочкин садик»

НОЯБРЬ

Анкета для родителей «Характерные особенности ребёнка»

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Консультация для родителей «Домашний игровой уголок»

Буклет «Основные заповеди здоровой семьи»

Фотоальбом «Наша жизнь»

Совместная постановка «Маша обедает»

ДЕКАБРЬ

Анкета для родителей «Играем с детьми»

Консультация по изготовлению карнавальных костюмов

для малышей. Консультация «Домашний кукольный театр»

Памятка «Семь правил для взрослых»

Фотовыставка «Моя семья»

Совместная подготовка к новогоднему празднику. Организация выставки на лучшую новогоднюю игрушку»

ЯНВАРЬ

«Как справиться с кризисом 3 лет» Форма проведения: Конференция Консультация для родителей «Театр - это игра»

Буклет «Роль матери и отца в семейном воспитании»

Выставка различных видов театра.

Совместный поход в театр кукол «Барабашка».

Совместная подготовка к 23 февраля.

ФЕВРАЛЬ

Анкета для родителей «Нравится ли Вам Ваш малыш?»

Консультация для родителей «Любительский театр дома. Воспитание театром»

Памятка «Психологическая безопасность ребенка»

Фотовыставка «Наши папы»

Совместная постановка «Рукавичка»

МАРТ

Анкета «Правильно ли вы готовите вашего малыша к жизни?»

Консультация для родителей «Семейные традиции: театр у нас дома»

Памятка «Способы выражения (выплёскивания) гнева»

Фотовыставка «Наши мамы»

Совместная подготовка к весеннему празднику.

Совместная постановка «На празднике»

АПРЕЛЬ

Анкета для родителей «Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?»

Консультация для родителей «Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка постоять за себя?»

Рекомендация «Как общаться со своим ребенком?»

Выставка литературы по развитию навыков общения детей.

Совместная постановка «Девочка чумазая»

МАЙ

Родительское собрание «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»

Консультация для родителей «Застенчивость»

Стенгазета «Эмоции».

Шпаргалка для родителей «Если вы хотите вырастить успешного ребенка»

Совместная постановка «Поездка в поезде»

5.2. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями) - 2 младшая группа

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно – информационное направление

Досуговое направление

СЕНТЯБРЬ

Анкета для родителей «Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?»

Родительское собрание-практикум: «Во что играют наши дети?»

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре»

Памятка родителям «Как избавиться от собственного гнева»

Стенгазета «Учим детей общению»

Организация выставки осенних поделок, ярмарки «Дары осени»

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей «Развитие эмоциональной компетенции в детско-родительских отношениях»

Буклет «Особенности современной семьи»

Шпаргалка для родителей «Как защитить интересы своего ребенка»

«День добрых дел»

Чаепитие.

НОЯБРЬ

Анкета для родителей «Слушается ли Вас ребенок?»

Консультация для родителей «Общение дошкольника со сверстниками»

Консультация для родителей «Маленькая жадина»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок дерется»

Бюллетень «Игровые способы разрешения детских конфликтов»

Совместный поход в театр

Семейный вернисаж «Лучшая семья моя»

ДЕКАБРЬ

Консультация для родителей «Демонстративные дети»

Консультация для родителей «Пусть ребенок не завидует другим»

Памятка для родителей «Если ребенок провинился»

Фотовыставка «Наши эмоции»

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой»

Совместная подготовка к новогоднему празднику. Организация выставки на лучшую новогоднюю игрушку»

ЯНВАРЬ

Родительское собрание «Игра – не забава»

Консультация для родителей «Почему ребенка не принимают в игру?»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок слишком много капризничает и плачет»

Выставка игр по развитию навыков общения.

Организация семенного праздника «Папа, мама, я – дружная семья»

ФЕВРАЛЬ

Анкета для родителей «Эмоционален ли ваш ребенок?»

Консультация для родителей «Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети?»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок часто устраивает истерики»

«День добрых дел»

МАРТ

Анкета для родителей «Трудности в воспитании ребенка»

Консультация для родителей «Лидером рождаются - или становятся? Избирательные взаимоотношения между детьми»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок испытывает страхи»

Выставка «Семейные увлечения»

Совместная подготовка к весеннему празднику.

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей «Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок ябедничает»

Бюллетень «Как разрешать конфликты?»

Совместная сюжетно-ролевая игра «Больница»

МАЙ

Анкета для родителей «Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?»

Родительское собрание по теме: «Нравственные отношения в семье и в детском саду»

Консультация для родителей «Популярные и непопулярные дети»

Шпаргалка для родителей «Если ребенок часто обманывает»

Бюллетень «Влияние сверстников»

«День добрых дел»

Заключение

Таким образом, перед родителями поставлены важнейшие задачи: при всех общественных катаклизмах ценить детство; больше общаться со своими детьми; стремиться к тому, чтобы ребенок познавал мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и более всего продвигают его в развитии.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.

Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Позиция родителей как воспитателей становится более гибкой, они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

В результате целенаправленной работы детско-родительского клуба дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы становится более сплоченным, создается атмосфера общности интересов; они становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее, учатся вежливой форме общения.

Список использованной литературы

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М. : - ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.

Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г

Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160 с.

Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.

Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк. : Пособие для восп. Дошкольных образоват. учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992г.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с.

Летвиненине Ю.П. Ребенок в неполной семье. // Дошкольное воспитание. 1984. №7.

Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. Пер. с французского. – М., 1993.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.

Недоспасова В. А. Растем играя: Сред. ист. дошк. возраст : Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2003. -94 с.

Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.

Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 384 с.

                                                                                                                       Приложение 1

Анкета для родителей «Определение взаимоотношений в семье»

  • Считаете ли вы, что в вашей семье существует взаимопонимание с детьми?
  • Говорят ли с вами дети по душам, советуются по личным делам?
  • Интересуются ли они вашей работой?
  • Знаете ли вы друзей ваших детей?
  • Бывают ли они у вас дома?
  • Участвуют ли ваши дети в решении хозяйственных дел?
  • Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?
  • Есть ли у вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?
  • Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?
  • Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
  • Обсуждаете ли в семье телепередачи, кинофильмы?
  • Участвуете ли вы с детьми в походах, прогулках?
  • Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми?

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ваши взгляды по использованию в воспитании детей мер поощрений и наказаний очень интересны для нас. Просим ответить на вопросы анкеты Ваши глубокие раздумья, искренние ответы окажут огромную помощь в воспитании детей.

  • Слушается ли Вас ребенок?
  • Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание? Почему?
  • Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения, запрета, послушания?
  • Какие наказания Вы применяете к своему ребенку? За что?
  • Чему отдаете предпочтение: поощрению или наказанию?
  • За что и как поощряете ребенка?
  • Какие поощрения и наказания применяли к ребенку в течение 2 недель?
  • Какие чувства, по- вашему, вызываете Вы у своего ребенка: любовь, уважение, интерес, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
  • Какие чувства вызывает у Вас ребенок? Верите ли Вы в него? Надеетесь ли Вы на его будущее?

Следующие пункты дают возможность кратко, словами "да" или "нет" выразить согласие или не согласие с высказанной мыслью.

  • Бывают случаи, когда лучшее наказание - это ремень.
  • Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних.
  • Сопереживаю, сочувствую, прощаю своему провинившемуся ребенку, всегда верю в его хорошее начало.
  • Ни разу не кричал, не наказал ребенка.
  • Не оставляю безнаказанным ни одного плохого поступка.
  • Единственное, что действует на моего ребенка - постоянные строгие наказания.
  • Если возможно, не наказываю ребенка.
  • Как можно чаще хвалю ребенка за каждый успех. Стараюсь хвалить его при посторонних.
  • Если ребенок провинился, сначала выясняю его позицию.
  • Когда в хорошем настроении, не редко прощаю своему ребенку то, за что в другое время наказал бы.
  • Решение о наказании принимаю только после того, как разберусь и остыну.

                                                                                                                         Приложение 3

Памятка воспитателям

«39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом»

Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения

Используйте разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

1. Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

2. Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.

3. Посещения на дому.

Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

4. Когда приводить и забирать ребенка.

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

5. Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.

6. Конференции родителей и воспитателей.

Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

7. Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

8. Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

9. Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

10. Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

11. Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

12. Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

13. Доска объявлений.

Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях детского сада, расписании на день и др.

14. Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

15. Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Создавайте множество ролей для родителей

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

16. Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

17. Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

18. Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

19. Член родительского совета.

Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Развивайте работу, направленную на родителей

20. Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

21. Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т.п.

23. Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

24. Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Предложения для работы с родителями

Советы, предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.

25. Уважение к роли родителей.

Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.

26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.

27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.

28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.

29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.

30. Будьте терпеливыми.

Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.

31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.

32. Поддерживайте тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

33. Выражайте свою признательность.

Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.

34. Постарайтесь вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для воспитания детей.

36. Сохраняйте конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.

37. Учитесь навыкам сотрудничества.

Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.

38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).

39. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Программа детско- родительского клуба «Язычок – Звуковичок!» на 2019-2020 учебный год

        Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для реше...

Программа детско – родительского клуба «Эко» на 2019 – 2020 учебный год

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"...

Программа детско - родительского клуба "Растем здоровыми" в средней группе

Программа детско - родительского клуба "Растем здоровыми" в средней группена 2022 – 23 учебный год...

Программа детско – родительского клуба «Мы - шахматисты» на 2022-2023 учебный год

ПРОГРАММА детско – родительского клуба «Мы - шахматисты» на 2022-2023 учебный год...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»...