ДОКЛАД на тему: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста посредством заучивания произведений кубанских авторов с использованием мнемотаблиц»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шелист Ирина Николаевна

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

                                                       

                           ДОКЛАД

                             на тему:

«Развитие памяти у детей  дошкольного возраста посредством заучивания произведений кубанских авторов  с использованием мнемотаблиц»

                                                                               

                                                                                Подготовил

                                                                  Воспитатель Шелист И.Н.

                                                  

  1 слайд " Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб. Эти слова могли бы быть своего рода эпиграфом к работе каждого педагога, который стремиться понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и часто на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личности ребенка и подготовка его к дальнейшему обучению в школе.

2 слайд Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?                                                                                                                                                                          

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Я считаю, что чем больше внимания родители и педагоги уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.                                                                      

Что такое память - это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.                     

3 слайд От чего зависят способности к запоминанию?  Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Ребенок запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.

 Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.                                                                              

На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Особенности памяти дошкольника

        4 слайд Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлеется тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.       Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.                                                                                                     В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние дети запоминают стихи, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Как развивать память у ребенка?

5 слайд Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Нередко приходиться слышать, что у ребенка плохая память (или даже ужасная). Но как часто тот же самый ребенок прекрасно запоминает стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы. Дети запоминают все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Если ребенок может запомнить то, что ему интересно, значит, у него не такая уж плохая память. Прежде чем запоминать, необходимо захотеть запомнить для того, чтобы…

Интерес к предмету запоминания важен, но не менее важно то, как запоминаешь. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

        Мы замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре Кубани. Поэтому  произведения кубанских писателей должны войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им.

Уважаемые коллеги, мы с вами проживаем на Кубани, знакомы и используем в своей работе произведения кубанских авторов. Поэты используют самые разные стихотворные формы. Излюбленный жанр кубанских поэтов – лирическая миниатюра,  которая  может  стать  и  сюжетным  стихотворением,  и  пейзажной  зарисовкой,  и небольшим поэтическим наставлением, и стихотворением-загадкой или шуткой, и лирическим монологом (диалогом), и давно полюбившейся малышам игровой формой «подскажи словечко». Все эти формы мы можем использовать для развития памяти у детей посредством заучивания.            Бывает, что в стихотворении или сказке встречаются незнакомые-непонятные  слова для ребенка. Как говорил К. Д. Ушинский: «Учите ребёнка, каким–ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».                                                                                                                                            

6 слайд Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям?                                                          Я познакомилась с мнемотехникой (искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехника — это технология развития памяти и речи у детей.                                                                                                                                                

     7 слайд Меня заинтересовала эта техника, попробовала включать в работу с детьми приёмы мнемотехники, которые помогают предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Кроме того, в педагогической практике при заучивании отлично зарекомендовали себя мнемотаблицы. Суть их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста. Мнемотаблицы - схемы, служат дидактическим материалом в  работе по развитию связной речи детей.  Их используют  для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

     8 слайд    Развитие памяти у детей можно проводить в три этапа:

– Первоначально не ставится цель запомнить (ребенок принимает мнемоническую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого).

– Второй этап характеризуется наличием мнемонической цели, но без применения способов (ребенок использует мнемонические средства сначала неосознанно, а затем осознанно).

– На третьем этапе используются способы запоминания (ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для её реализации мнемонические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т.е. осознает ее не так как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно).

      При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

      Хочу отметить, что для кодирования стихотворного текста достаточно даже самого простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Абсолютно не обязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.  В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей.

 9 слайд Когда мы с ребятами учили стихи, читали сказки, рассказы  кубанских поэтов, я предложила детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные ранее художественные тексты. 10-11 слайд

      Практика показала, что дети легче учат любые стихотворение наизусть при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма не только облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, но и повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.

12 слайд

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»

В консультации представлены разнообразные игры на развитие речевого дыхания, силы голоса и темпа....

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...

Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук с использованием малых форм фольклора

Это дидактичесое пособие предназначено для воспитателей и родителей. Изготовив данное пособие, у вас появится возможность интересно и увлекательно заниматься с детьми. Малыш не только будет развивать ...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...