Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений
картотека (средняя группа)

Муравьева Надежда Васильевна
Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений
Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
•развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
•развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
•развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
•создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ
Цель игры: повышение самооценки.
Дети стоят в кругу, в центре круга - красивый стул. Дети идут по кругу и говорят* «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на волшебный стул садись!»
Один из детей занимает место на стуле. Каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.
Примечание: Важно, чтобы как можно большее число детей посидело на стуле.
ВОЛШЕБНИК
Цель игры: развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.
Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п.
Ведущий задает вопросы:
•Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу?
•Что вы подарили бы самому себе?
•Куда отправились бы путешествовать?
Примечание: Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга.
РУКИ-ЗВЕРИ
Цель игры: развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.
Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!»
Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п.
Примечание: Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно вы-полнять и левой рукой либо двумя руками одновременно.
ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ (Е. О. Смирнова)
Цель игры: обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова.
Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих.
Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...»
Примечание
Необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих.
ПОМОГИ ДРУГУ.
Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ
Цель игры: развитие внимания друг к другу, социального доверия.
Дети делятся на пары. Один — «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (воротики, мягкие модули, игрушки, столы, стулья и т. п.). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
ГУСЕНИЦА
Цель игры: обучение согласованию своих действий со всеми детьми.
Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы, преодолевают всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в «воротики»). Примечание Для детей старше 5 лет игру можно усложнить: между детьми «проложить» мячи и передвигаться по комнате таким способом.
КАПИТАН
Цель игры: развитие уверенного поведения.
Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. «Капитан» выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает и т. п.), все дети точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан
ПЕРЕСЯДЬТЕ ВСЕ, КТО...
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
КЛУБОЧЕК
Цель игры: развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона. Дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Ведущий, намотав вокруг пальца нитку, говорит:
Покатись, клубочек, по дорожке, Расскажи, клубочек, нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу,
Про детишек всех красивых наших.
Затем ведущий передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе, например какое у него сегодня настроение.
Примечание Возможные темы для рассказа:
•«Моя любимая игрушка».
•«Мой любимый цвет».
•«Моя любимая сказка».
•«Я люблю играть в...».
ТЕНЬ
Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой - его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой, скачет на одной ножке и т. Потом игроки меняются ролями.
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Я ХОЧУ С ТОБОЙ ПОДРУЖИТЬСЯ
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ
Цель игры: развитие умения . распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.
Дети стоят в кругу. Ведущий, наклоняясь к рядом стоящему ребенку, шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать веселое, грустное, удивленное и т. п.). Первый участник с помощью мимики и жестов передает эти эмоции следующему, а тот по цепочке — дальше. Когда круг завершен, ведущий спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил».
МАСКИ
Цель игры: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить маску.
Примечание Задание детям можно давать с помощью слов, пиктограмм, сюжетных картинок
УГАДАЙ МЕНЯ
Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.
Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я... Ванечка».
Примечание: После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.
ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА
Цель игры: установление положительного контакта между детьми.
Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно».
Примечание В игре можно использовать какой-ни- будь предмет (например, игрушку, цветок ит. п.). Передавая предмет соседу, ребенок называет его ласковым именем.
ЖМУРКИ
с колокольчиком
Цель игры: создание эмоционально положительного фона.
У ведущего завязаны глаза, он — «жмур-ка».
Дети, передвигаясь по игровой комнате, передают друг другу колокольчик. Колокольчиком подается сигнал «жмурке», в ка-ком направлении надо искать. Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу.
Примечание: Взрослому важно следить, чтобы колокольчик передавался как можно большему числу детей.
ЖМУРКИ (по методике А. И. Захарова)
Цель игры: создание эмоционально положительного фона.
Из числа участников выбирается водящий - «жмурка». Ему завязывают глаза. Все остальные игроки находят себе в игровой комнате место, закрываются какой-нибудь игрушкой, приседают, как бы прячась от водящего, и сидят молча и неподвижно. «Жмурка» начинает двигаться по комнате. • Обязательное условие — игрокам нельзя сходить со своего места, как бы близко «жмурка» ни подошел. «Жмурка» прислушивается к шорохам в комнате и на ощупь ищет
ЦЕПОЧКА
Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга.
Дети сидят на стульчиках. Ведущий предлагает поиграть в цепочку ласковых имен. Каждый ребенок называет свое имя « так, чтобы оно звучало ласково, и говорит о своем настроении. Например: «Я - Настенька, сегодня я веселая!»
Второй участник повторяет то, что сказал первый, и говорит о себе.
Далее игра продолжается по кругу.
Варианты игры: назвать любимую игрушку, еду, напиток, цвет и т. п.
ПОШЛИ письмо
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания к сверстникам.
Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо» - он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона - «перехватить» письмо: то есть увидеть, у кого из детей оно находится.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_kommunikatsii_detey.docx9.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

•развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

•развитие умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;

•развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

•создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель игры: повышение самооценки.

Дети стоят в кругу, в центре круга - красивый стул. Дети идут по кругу и говорят* «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на волшебный стул садись!»

Один из детей занимает место на стуле. Каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.

Примечание: Важно, чтобы как можно большее число детей посидело на стуле.

ВОЛШЕБНИК

Цель игры: развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.

Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п.

Ведущий задает вопросы:

•Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу?

•Что вы подарили бы самому себе?

•Куда отправились бы путешествовать?

Примечание: Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга.

РУКИ-ЗВЕРИ

Цель игры: развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.

Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!»

Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п.

Примечание: Важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно вы-полнять и левой рукой либо двумя руками одновременно.

ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ (Е. О. Смирнова)

Цель игры: обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова.

Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих.

Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...»

Примечание

Необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих.

ПОМОГИ ДРУГУ.

Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.

Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ

Цель игры: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Дети делятся на пары. Один — «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (воротики, мягкие модули, игрушки, столы, стулья и т. п.). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: обучение согласованию своих действий со всеми детьми.

Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы, преодолевают всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в «воротики»). Примечание Для детей старше 5 лет игру можно усложнить: между детьми «проложить» мячи и передвигаться по комнате таким способом.

КАПИТАН

Цель игры: развитие уверенного поведения.

Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. «Капитан» выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает и т. п.), все дети точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан

ПЕРЕСЯДЬТЕ ВСЕ, КТО...

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

КЛУБОЧЕК

Цель игры: развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона. Дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Ведущий, намотав вокруг пальца нитку, говорит:

Покатись, клубочек, по дорожке, Расскажи, клубочек, нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу,

Про детишек всех красивых наших.

Затем ведущий передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе, например какое у него сегодня настроение.

Примечание Возможные темы для рассказа:

•«Моя любимая игрушка».

•«Мой любимый цвет».

•«Моя любимая сказка».

•«Я люблю играть в...».

ТЕНЬ

Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой - его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой, скачет на одной ножке и т. Потом игроки меняются ролями.

ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА

Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

Я ХОЧУ С ТОБОЙ ПОДРУЖИТЬСЯ

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ

Цель игры: развитие умения . распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.

Дети стоят в кругу. Ведущий, наклоняясь к рядом стоящему ребенку, шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать веселое, грустное, удивленное и т. п.). Первый участник с помощью мимики и жестов передает эти эмоции следующему, а тот по цепочке — дальше. Когда круг завершен, ведущий спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил».

МАСКИ

Цель игры: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить маску.

Примечание Задание детям можно давать с помощью слов, пиктограмм, сюжетных картинок

УГАДАЙ МЕНЯ

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я... Ванечка».

Примечание: После того как водящему завязали глаза, дети могут тихонечко поменяться местами на стульях.

ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА

Цель игры: установление положительного контакта между детьми.

Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно».

Примечание В игре можно использовать какой-ни- будь предмет (например, игрушку, цветок ит. п.). Передавая предмет соседу, ребенок называет его ласковым именем.

ЖМУРКИ

с колокольчиком

Цель игры: создание эмоционально положительного фона.

У ведущего завязаны глаза, он — «жмур-ка».

Дети, передвигаясь по игровой комнате, передают друг другу колокольчик. Колокольчиком подается сигнал «жмурке», в ка-ком направлении надо искать. Пойманного ребенка водящий должен узнать по голосу.

Примечание: Взрослому важно следить, чтобы колокольчик передавался как можно большему числу детей.

ЖМУРКИ (по методике А. И. Захарова)

Цель игры: создание эмоционально положительного фона.

Из числа участников выбирается водящий - «жмурка». Ему завязывают глаза. Все остальные игроки находят себе в игровой комнате место, закрываются какой-нибудь игрушкой, приседают, как бы прячась от водящего, и сидят молча и неподвижно. «Жмурка» начинает двигаться по комнате. • Обязательное условие — игрокам нельзя сходить со своего места, как бы близко «жмурка» ни подошел. «Жмурка» прислушивается к шорохам в комнате и на ощупь ищет

ЦЕПОЧКА

Цель игры: развитие умения внимательно слушать друг друга.

Дети сидят на стульчиках. Ведущий предлагает поиграть в цепочку ласковых имен. Каждый ребенок называет свое имя « так, чтобы оно звучало ласково, и говорит о своем настроении. Например: «Я - Настенька, сегодня я веселая!»

Второй участник повторяет то, что сказал первый, и говорит о себе.

Далее игра продолжается по кругу.

Варианты игры: назвать любимую игрушку, еду, напиток, цвет и т. п.

ПОШЛИ письмо

Цель игры: развитие наблюдательности, внимания к сверстникам.

Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо» - он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.

Цель почтальона - «перехватить» письмо: то есть увидеть, у кого из детей оно находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"

Представляю вашему вниманию презентацию на тему: "Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников"....

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений. Тема: Развитие общения и коммуникативных умений.

Тренинговое занятие на развитие общения и развитие коммуникативных умений.Тема: Развитие общения и коммуникативных умений. Цели: - Изучение разных стилей общения- Развитие базисных коммуника...

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игрдля дошкольников на развитие коммуникативных умений...

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым ...

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....

Коммуникативные игры для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека....