Семинар-практикум: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
материал для подготовки к егэ (гиа)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Материал: презентация стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Семинар-практикум:

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

 

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Материал: презентация стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.

 

Ход проведения:

Упражнение «Возьми салфетку».

Руководитель передает по кругу пачку салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, руководитель просит сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

 

Упражнение «Хочу все знать!»

Участникам предлагается подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на мероприятии:

Хочу знать – желтый

Хочу научиться – розовый

Затем листочки прикрепляются к лучикам солнышка.

 

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

 

  1. Тезариус

Опыт – единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе  непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков.

Значение слова Опыт по словарю синонимов:

Опыт = эксперимент

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

 

 

  1. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке и т. п.

3. По количеству детей (форма организации):

- индивидуальные (1—4 ребенка);

- групповые (5—10 детей);

- коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.

- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.

- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

- эпизодические (проводимые от случая к случаю);

- систематические.

6. По продолжительности:

- кратковременные (от 5 до 15 минут);

- длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

- однократные;

- многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

- первичные;

- повторные;

- заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

- решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

 

  1. Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
  1. Организованная образовательная деятельность (занятие);
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми;

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

  1. Свободная самостоятельная деятельность детей

 

  1. Формы работы
  1. Занятия;
  2. Эксперименты и опыты;
  3. Дидактические игры;
  4. Беседы;
  5. Труд;
  6. Экскурсии;
  7. Работа в лаборатории.

 

5. Методы

  • Методы, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно  искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
  • Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
  • Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение  упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).

 

6. Подготовка и проведение эксперимента

Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.

Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.

Примерная структура эксперимента

  1. Проблема
  2. Постановка задачи
  3. Варианты решения
  4. План эксперимента
  5. Выбор оборудования
  6. Правила безопасности
  7. Эксперимент
  8. Вывод
  9. Связь с жизнью
  10. Обобщения

 

7. Практическая часть

Работа в подгруппах

1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

                                                                   

2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.

Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент.

 

  Правила проведения:

     В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

- Не сдерживайте инициативы детей;

- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- Не спешите с вынесением суждений;

- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория) (Приложение 2).

     

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

 

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П.П. Блонского

 

Домашние задание:

  1. Провести опыт (согласно структуре), зафиксировать его (2 -3 фото) и презентовать.

 

Рефлексивный кубик

Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика и отвечают на него.

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение…

Открыли ли вы что-то новое для себя…

Как вы себя чувствуете...

Какие у вас сейчас ощущения…

Где я мог бы применить полученные знания…

Самым важным для меня было…

Я узнал, что…

 

Литература:

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум на тему: «ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Семинар – практикум на тему:«ИМАГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...

Семинар-практикум: Арттерапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека....

Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ.  Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают ми...

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

Конспект семинар - практикум. Макетирование – успешная технология в работе с детьми дошкольного возраста.

В конспекте представлен семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организующих развивающую предметно-пространственную и игровую среду в группе. Данные материалы содержат р...