Роль семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста.
статья

Анастасия Буракова

Предварительный просмотр:

Буракова А.П.  

  48 детский сад Невского района

г. Санкт-Петербурга.  

 Роль семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста.

 Одним из важнейших факторов повышения эффективности воспитания является взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи. Детский сад это одно из первых учреждений в жизни каждой семьи, в котором дети, родители и педагоги находятся в непрерывном, долгосрочном взаимодействии. Поэтому влияние дошкольного образовательного учреждения на семью нельзя переоценить. На протяжении всей истории человечества семейные ценности стояли на первом месте. От того, насколько хорошо семейный институт выполняет свои функции, зависит благосостояние, как отдельного индивида, так и государства в целом. Воспитание подрастающего населения осуществлялось на основе преемственности поколений. Одним из механизмов передачи информации от отцов к детям являются семейные традиции. Понятие семьи не существует без понятия «семейные традиции». Семейные традиции наполнены глубоким смыслом, нравственными эталонами, а также являются олицетворением народной культуры. В семейных традициях заложена функция по воспитанию личности и осуществлению преемственности поколений. Семейные традиции оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, воспитывают такие качества, как ответственность, гуманность, дисциплинированность, трудолюбие, честность. Традиции помогают выстроить в сознании ребенка модель поведения межличностных отношений, систему жизненных ценностей, основанную на чувстве долга, ответственности и благодарности перед своими родителями и родной страной. Также традиции способствуют формированию семейных ценностей, служат транслятором образцов поведения всех членов семьи, закладывают в ребенке чувство семейной принадлежности, что в свою очередь становится надежной опорой, бесценной кладовой эмоциональных ресурсов для построения собственной жизни. И.Н. Извеков в своих трудах пишет о важности генеалогического воспитания личности. По его мнению, приобщение индивида к семейной истории направлено на создание хорошего старта для оптимизации духовно – нравственных начал у подрастающего поколения. Также автор отмечает, что семейная память — это основа культуры. Извеков подчеркивает важность сохранения семейной памяти, как основу преемственности семейной традиционной культуры, что в свою очередь будет значительно укреплять человека в современном постоянно меняющемся обществе. «Традиция помогает стать аристократами духа, а не рождения» сказал Конфуций. Этими словами философ отмечает сакральный смысл, заложенный в традициях, призванный наполнить, одухотворить человека, дать основу для создания сильной, самодостаточной, гармоничной личности. Таким образом, роль семейных традиций в жизни ребенка любого возраста велика.

Для осуществления работы в данном направлении можно использовать различные способы работы с семьей и воспитанниками. Один из способов — это создание семейных портфолио. Ребенок вместе с родителями трудится над составлением семейного дерева, знакомится с близкими и дальними родственниками, узнает о роде деятельности своих родителей и предков. Ребёнок вместе с родителями словно отправляются в путешествие во времени, по своей родовой книге или родовому дереву. Также можно предложить родителям вести родовые Книги. Подобные Книги можно приобрести в книжном магазине. На страницах родовых книг, предусмотрено место для каждого члена семьи. Издания насыщены вопросами анкетного характера, которые позволят раскрыть и увековечить самые значимые события семьи или рода. Такая система позволяет сохранить в кладовой копилке памяти связующие всю семью «нити», которые с течением лет превратятся в интересное «полотно» или «карту жизни» одной семьи. Очень интересно с детьми старшего дошкольного возраста рассматривать семейные древа знаменитых людей, например, семейное дерево А.С. Пушкина. Рассматривая семейные деревья разных людей, можно проанализировать и выявить взаимосвязь накопленного родом опыта и жизни конкретной семьи сегодня. Еще одним из мероприятий по воспитанию семейных ценностей у детей является изображение семейного герба воспитанника. Герб как символ объединения всех качеств семьи в одном рисунке или ином изобразительном объекте. Составляя такой герб, дети предварительно собирают информацию у своих родителей. Вместе со своей семьей дети переживают ощущение гордости, также у них разгорается желание узнать еще больше информации о своей семье. Поддерживается естественная потребность ребёнка знать свою семью, ведь таким образом ребенок познает и самого себя. В детском саду дети с большим удовольствием и чувством важности представляют герб своей семьи другим детям. Сегодня, с развитием интернет-технологий появилась возможность проводить различные мероприятия с родителями в дистанционном формате. К примеру, создание тематической странички, где родители делятся своими семейными рецептами. Так же очень интересно, когда родители могут провести какой-то мастер класс. Очно или дистанционно. Пригласить бабушек или дедушек или любых других родственников. В долгосрочном проекте работу по осуществлению укрепления семейных традиций можно осуществить через различные праздники. Любые формы работы с семьей и детьми в данном направлении способствуют укреплению семейных ценностей, а значит и нравственному развитию воспитанников. Очень важно, в современном мире поддерживать систематичность и регулярность исполнения любых традиций, а также их эмоциональную насыщенность. Тогда любая традиция сможет стать для подрастающего ребёнка бесценным ресурсом радости и счастья на долгие годы, а для его семьи лишним поводом провести минуты тепла всем вместе.  

Список используемой литературы

1. Азбука для родителей /А. Фромм Л.: 1991 г. 2. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС/ Кочетова Н.А., Желтикова И.А., Тверетина М.А., Учитель, М.:2014-218с.

2. Из опыта работы. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду/ Жесткова Л.С.; изд.: детство-пресс,2014-80с.

3. Моя родословная / П. Дукаревич, Лениздат: 2007-318 стр. 15. Моя семья / Латышкова О.В., М.: Белый город 2014-143с.

4. Традиции/ С.К. Бондарева, Д.В. Колесов: Москва – Воронеж 2004; издательский дом: российская академия образования -280с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И. В.Воспитание ребенка - это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хоче...

«Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста"

quot;У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад,  и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глуб...

«Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»

quot;У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад,  и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глуб...

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста»

Семейные традиции являются одним из важных моментов в воспитании ребенка. Основное их значение заключается в создании особых связей между родственниками, а также являются выражением любви, доброты, до...

Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста

Семейные традиции, по сути, это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. Ничто не сплачивает семью так, как традиции, благодаря ...