Как учить играть ребенка раннего возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматривается как учить играть ребенка раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_igrat_rebenka_rannego_vozrasta.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить играть ребенка раннего возраста

Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

 Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Дети, отстающие в развитии, как правило, либо не умеют играть, либо их «игра» носит своеобразный характер: проявляя интерес к игрушке, они долго ею не занимаются и  часто используют не по назначению. Характерно желание сломать игрушку.

Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить свое внимание на какой-либо одной игрушке, хватается за все или, наоборот, бессмысленно повторяет одно и то же действие, например, часами заводит волчок или многократно открывает и закрывает кран с водой, — то такого ребенка необходимо скорее научить играть.

Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время, желательно до кормления ребенка. В первое время продолжительность игры целиком зависит от интереса и желания малыша, но с привитием у него вкуса к игре она должна стать его потребностью и может продолжаться часами.

О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку.

Как учить играть ребенка раннего возраста

Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т.е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Родитель предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т.п. В момент совершающихся действий         с игрушками родитель неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По нескольку раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, родитель обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т.д.

Таким образом, создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность родителя будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.

Полезно стимулировать у детей - отраженные действия, а именно: «сделай, как мама», «сделай, как папа или брат, или сестра».

Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.

  1. Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.).

Взрослый показывает ребенку озвученную игрушку, издает на ней звук, сопровождая пением: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждая сделать то же самое (постучать по барабану, подуть в трубу и др.). Продвигаясь по комнате, играя и напевая, взрослый добивается, чтобы ребенок следил за движущимся источником звука.

  1. Куда укатился мячик (шарик).

Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

  1. Поймай зайчика (обезьянку, мишку).

Взрослый прячет за подушку  игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она (он) выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за ее передвижением.

  1. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

Ребенок сидит на полу, разведя ноги в стороны. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: «Держи!» и предлагает вернуть мяч обратно. Мяч прокатывается несколько раз.

  1. Бросание мяча по показу взрослого:

Вверх, о пол, о стену, через голову, назад и т.п. Постарайтесь, чтобы ребенок имел возможность сам доставать мяч из мест, куда тот закатился.

  1. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: «птички полетели». Предлагает ребенку сделать то же самое: «Покажи, как птички полетели», «Поболтаем ножками», «Покачаем головой» и др.

  1. Нанизывание колец пирамиды.

Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Взрослый, забрав все кольца себе, выдает их ребенку по одному. Когда ребенок научится нанизывать их на стержень, перед ним выкладывают все кольца и предлагают самому собрать пирамиду. При этом следует обращать внимание ребенка на то, что изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.

  1. Бросание мелких предметов (бирюлек, мозаик, бусинок) в сосуд (желательно звенящий) с узким горлышком или узким отверстием.

Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд. Потряхивая сосуд, прислушиваться, много ли там бусинок или одна. Рекомендуется забрасывать бусинки попеременно то правой, то левой рукой. Можно сначала заполнить сосуд одной рукой, а во второй раз другой.

  1. Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек.

Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешок, например: два кубика, две варежки, две пуговицы, двух одинаковых зайчиков и др.

  1. Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый.

Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук: ладони прижаты к столу, ладони обращены вверх, можно поставить их на ребро, зажать в кулаки и др. После того как ребенок научится повторять каждое движение в отдельности, попробуйте, чтобы он воспроизвел за вами две позы ваших рук, например: ладони вниз - ладони вверх  или ладони на ребро - ладони вниз и др. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи).

            С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре, можно разыгрывать события из их жизни или из жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Не забудьте заранее продумать сценарий и активно сопровождать действия речью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в раннем возрасте или Учимся, играя

Игры в раннем возрасте или Учимся, играя Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтоб...

«Учим играть детей раннего возраста»

руководство игрой с 1г. 6м. до 3 лет...

"РОЛЬ ИГРЫ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслит...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»...

Чему и как учить ребенка раннего возраста

Чему и как учить ребенка раннего возраста...

Статья на тему: Роль игры ребенка раннего возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 48 Калининского района Санкт-Петербурга   Статья на тему: "Роль игры ребенка раннего возраста"...