Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
проект (младшая группа)
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая;
- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_-_poznavatelno-issledovatelskiy_proekt.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект:
«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
Описание проекта:
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая;
- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. [1]
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:
- особый интерес к исследованию природы;
- развивает мыслительные операции;
- стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка;
- активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.;
- побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. [1]
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1]
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Задачи проекта:
Для педагога:
- познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
- выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
- систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок»;
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
- привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
- подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»;
- провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!".
Для детей:
- привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- изготовить фото-коллажи:
- «Наши опыты с водой!»,
- «Наши опыты с воздухом!»,
- «Наши опыты с песком!».
- стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники | Функции |
Воспитатели | Разрабатывают и реализуют проект |
Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели» | |
Ведут наблюдения за детьми | |
Проводят мониторинг | |
Воспитанники | Творчески развиваются |
Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями | |
Активно участвуют в проекте | |
Родители | Получают информацию |
Взаимодействуют с педагогами | |
Участвуют совместно с детьми в проекте |
Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок», материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
- постановка цели;
- определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
- создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.
Основной этап:
- Практическая часть:
- проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа;
- проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа;
- проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа;
- Работа с родителями:
- разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду;
- разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях;
- подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»;
- совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
- Создание продукта
Заключительный этап:
- Презентация проекта.
- Анализ
Предполагаемые результаты проекта:
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);
- дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
- повыситься уровень речевой активности;
- обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;
- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
2. Выставка фото-коллажей:
«Наши опыты с воздухом!»;
«Наши опыты с водой»;
«Наши опыты с песком!»;
«Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Список литературы и интернет источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.
4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html
5. http://festival.1september.ru/articles/631864
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...
Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...
«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...
Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"
Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"Актуальность.С самого рождения детей окружают различные ...
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Цель проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента....