Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
консультация (старшая группа)

Якименко Дарья Николаевна

Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializ_doklad.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Социализация детей старшего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевую игру

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие ребенка заключается в процессах социализации и индивидуализации, происходит погружение ребенка и в предметный мир и в социальное пространство отношений через общение с близкими, окружающими людьми и сверстниками . Особое внимание при этом уделяется тем этапам развития ребенка, в период которых закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление ребенка.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Одним из основных направлений социализации является игровая деятельность. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний.

Разнообразие вариаций игровой деятельности и ее результатов проявляется в повышении познавательных способностей, исправлении недостатков или отклонений личностного развития, развитию умения ориентироваться в социальной действительности и осваивать всю систему межличностных и иных отношений.

В старшем дошкольном возрасте сюжетно -ролевые игры становятся более разнообразными. усложняется тематика игр, ролей, игровых действий, правил игр.

При обилии такого рода игр у детей происходит развитие трудовых умений и навыков, так же дети осваивают физические свойства предметов и активно развивается практическое мышление. Ребенок учится планировать свои действия, развивается моторика и ручные движения, умственные навыки и воображение  Дети старшего дошкольного возраста учатся справляться с собственными эмоциями, познают их и получаются опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей появляется осознанность в поведении и действиях, закрепляются позиции типа «Я и общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни.

Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, обеспечивающая развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности  и практического опыта.

В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности ребенка, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений      является препятствием для развития профессиональных и общественных  сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой – сюжетами боевиков и виртуальных персонажей, заимствованных с экрана телевизора (Человек-паук, роботы,  черепашки-нинзя). Значительное место занимают агрессивные сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейские и  воры», «бандиты и наши,  погоня за   преступниками и пр.) Это побуждают поставить вопрос о формировании более серьёзного и ответственного отношения к игре. Редукция (ослабление) игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Лишившись игры, дети не приобретают осознанности своего поведения, независимости, ответственности, самоконтроля, внутренней свободы. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

 Цель воспитателей ДОО – научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры. Ведь сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс,меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

 В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: - сюжетно – ролевая игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребенка, для формирования его способностей и становления личности в целом; - сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом; - основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке; - одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает; - в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр....

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в условиях ФГОС

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Программа дополнительного образования «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Программа дополнительного образования«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...

«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру» (из опыта работы)

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всесторон...

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Наиболее весомый вклад в социализацию ребенка вносит сюжетно-ролевая игра.Проблема. В современном быстро развивающемся обществе  дети должны быть внимательными , уметь применять полученные знания...

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Тема: Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру.Актуальность темы: Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рожд...