Конспект НОД "Кожлянская игрушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Апалькова Елена Владимировна

Это занятие познакомит детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой и особенностями ее росписи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Кожлянская игрушка — гордость Курского края» подготовительная к школе группа «Неваляшки»

Воспитатель :Апалькова Елена Владимировна

Цель: знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой - свистулькой и особенностями ее росписи.

Задачи:

- Раскрыть природу изобразительного и декоративно-прикладного искусства кожлянской игрушки, обратив внимание на особенности цвета и узора;

- Формировать эстетическое отношение к изобразительному и декоративно-прикладному искусству как отражению жизни во всем ее многообразии;

- Развивать у детей интегративные качества, творческое воображение, внимание, наглядно-образное мышление и эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;

- Воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Оборудования и материалы: Видеопроектор, образцы разных изделий для ярмарочной выставки, Кожлянская игрушка - свистулька, образцы росписи, русская народная музыка, гуашь, кисти, баночки с водой, , салфетки, кисти, заготовки сувенирных колокольчиков авторской работы для росписи детьми.

Ход деятельности:

Звучит народная музыка входят дети и воспитатель. В зале за ярмарочными столами четыре ребёнка, закликают на ярмарку.

Заклички на ярмарку  

Ребёнок 1

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
Подходите, граждане,
Угодим каждому!

Ребёнок 2

Ярмарка, ярмарка!
Огневая, яркая, плясовая, жаркая.
Глянешь налево — лавки с товаром
Глянешь направо — веселье даром!
Солнышко осеннее встает,
Спешит на ярмарку народ!


Ребёнок 3

Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

Ребёнок 4

Собирайся-ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
Птички, зайчики, вертушки,
Куклы, мишки, погремушки...
Всем игрушки продаем,
Всех на ярмарку зовем.

Воспитатель подводит детей к « ярмарочному» столу

Дети с воспитателем рассматривают товар.

-вот деревянная посуда, расписана городецкой росписью.

- музыкальные инструменты из дерева,

- а вот игрушки из глины,

- сувениры разные…

-ребята, узнаёте – символ  нетрадиционный нашей Курской земли -курский соловей, да ещё и свистулька. Послушайте.

 Мы с вами очень увлеклись и забыли поздороваться.

В-ль: - Когда гости к нам пришли.

Что сказать мы им должны?

Дети: - Здравствуйте.

В-ль: - Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, Родина моя,

Здравствуйте, мои друзья!

В-ль: - Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы понимаете под словом «Родина»? (ответы)

В-ль: - Да, ребята, Родина – это то что нас окружает: это и земля, и леса, и поля. Она очень большая. А как же называется наша Родина? (Россия)

В-ль: - Правильно. Россия – это наша огромная Родина, но у каждого из нас есть и малая Родина – это и дом, где мы родились, и тропинка, по которой идём в детский сад, и сад, в котором любим играть, заниматься и веселиться и т. д.

В-ль: - Ребята, а наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами,

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

В-ль: - Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?  Ответы детей. Человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер

В-ль:  ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел?

 В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко.

В-ль:  -Ребята, а вы любите играть?   (Ответы детей)

-А какими игрушками вы играете?   (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, сколько у вас много разных и интересных игрушек. Но давным-давно таких игрушек не было, и детям игрушки делали взрослые из ткани, соломы, дерева и глины. Делали игрушки добрыми, веселыми и рассказывали про них веселые истории, придумывали сказки, стихотворения.

Слухами земля полнится буд-то  очень давно в с. Кожля не далеко от Курчатова Курской области жила старушка Васелина Ивановна делала она игрушки для малых ребят, так как очень любила, когда ребята смеются, веселятся. Любила свои игрушки из глины, да расписывала их яркими красками: фиолетовыми, красными, зелёными, желтыми. Игрушки получались очень яркие и солнечные. Играли ребята такими игрушками да радовались, трелями разными заливались людям на радость да утешение. С тех пор мастера в с. Кожля делают такие игрушки. И радуют ребят и посвистывают.  

А называется такая игрушка – Кожлянская глиняная игрушка-свистулька.

А вот посмотрите и сами на мастериц со своими игрушками.

 Внимание на экран.

Просмотр видеоролика       «Кожлянская игрушка»        

Воспитатель: Вот телевизионная техника нам помогает увидеть прошлое.

Из поколения в поколение передалось мастерство глиняной игрушки-свистульки.

Ребёнок рассказывает стихотворение

Кожлянская игрушка

Ребятам всем подружка.

Путь, чтоб сделать её - длинный.

Она лепится из глины.

В печь затем её кладут,

И огнём часами жгут,

Чтоб была прочна, игрива,

И певуча и красива.

Она с виду хороша.

У неё есть и душа Курская, раздольная,

Словно ветер вольная.

В ней звучат все голоса:

Реки, птицы и леса.

С ней не скучно никогда -

Воспитатель:

-Ребята, почему игрушка называется кожлянской? (Ответы детей)

-А почему она называется свистулька?  (Ответы детей)

-А почему она глиняная?  (Ответы детей)

А вы хотите стать умельцами?

Сначала немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА «Друзья»

Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.

Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга.

Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.

Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз

Дружим с лесом, полем, лугом.

Остановиться, обозревают верх и низ.

Крепко дружим мы друг с другом

Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх.

А теперь матрёшки…

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Сели тихо рядышком послушные ребятушки!  (садятся на стульчики)

Воспитатель:  Я приглашаю вас в нашу мастерскую занимайте места за столами.

Воспитатель: Ребята, кожлянские игрушки – это сказочные, фигурки животных и людей: тут и петушок, и баран, и кошка с гармошкой.

Воспитатель показывает кожлянские игрушки - свистульки.

Воспитатель: играли дети с такой свистулькой и приговаривали:

«Как повадился коток

К бабе Дарье в погребок –

По сметану, по творог.

Как увидели кота

Красны девки из окна,

Побежали за котом,

Ухватили кота поперек живота –

Вот тебе, котенька – коток

И сметана, и творог».

«Шли бараны по дорожке,

Промочили в лужах ножки,

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто пушистой рукавицей».

Воспитатель: Давайте рассмотрим наши игрушки, все они нарядные, даже в холодный день излучают тепло.

Ребята, посмотрите, какого цвета краски использовали мастера?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, основными цветами при росписи были: фиолетовый, малиновый, зеленый, желтый цвет.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на элементы росписи, которые использовали мастера.

Рассказ воспитателя об элементах росписи.

Расписывая кожлянскую игрушку, мастерицы строго придерживались фиолетового, малинового, зеленого, желтого цветов, используя при этом традиционные манеры росписи:

косая мелкая решеточка (показать образец росписи,

«елочка» (показать образец росписи)

параллельные полосочки (показать образец росписи)

пятнышки (показать образец росписи)

«звездочки» (показать образец росписи)

узор кожлянской игрушки очень прост, но какую же информацию он несет?

- Вот посмотрите здесь есть элементы:

Х Х Х – сетка – поле вспахано

/ / / - полосы – поле

/ - дорога

- волна – вода

Воспитатель: Вы посмотрите какие интересные элементы используются мастерами:

Вода, поле, земля- все это символизирует благополучие, достаток.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам побыть народными умельцами.

У вас на столах лежат заготовки колокольчики и птичка – соловушка, это сувенирные работы, и вам их надо расписать Кожлянской росписью.

Чтобы пальчики вас слушались перед работой мы их разомнём.

Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни

(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)

И вот эдак и вот так, не обидятся никак.  (потираем руки).

Раз, два три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

Рисовать  мы захотели.

 Воспитатель : как мы будем расписывать? Посмотрите внимательно один колокольчик большой одной росписью линиями другой другим и цвета разные, но только те которые у должны быть в кожлянской росписи. Другие цвета не применяются и следите за элементами  тут нет ромбов цветочков и т. д.

-Дети приступают к работе.

 Продуктивная деятельность детей за столами.

(с сопровождением аудиозаписи «Пение птиц»).

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодня быть художниками?

Как называется игрушка о которой мы с вами говорили?

Какой росписью вы расписали свои работы? (Ответы детей)

Воспитатель: мне сегодня тоже понравилось, как вы расписывали, слушали, играли!

Воспитатель: В селе Кожля, когда работа заканчивалась любили ее завершать песнями и играми. Вот и я вам предлагаю поиграть в старинную русскую народную игру «Ручеек».(включается аудиозапись).

Воспитатель : мне очень приятно сделать вам подарки это маленький набор карандашей основных цветов именно тех цветов которыми расписывается кожлянская роспись. И ваши колокольчики авторской работы, расписанные  кожлянской росписью, а ярмарочный гостинец, яблоки, вы скушаете в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект "Новогодние игрушки"

Конспект "Новогодние игрушки"...

Конспект занятия "Игрушки"

Конспект занятия на тему: "Игрушки" для детей старшего возраста...

Конспект «Любимые игрушки». А. Барто.

Чтение и заучивание стихотворений Барто....

Конспект НОД "Игрушки вокруг нас"

Конспект НОД  "Игрушки вокруг нас"...

конспект занятия "Игрушки"

конспект занятия по речевому развитию в соответствии с ФГОС....