Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры.
статья (младшая группа)

varlamovavera

 

Мелкая моторика очень вожна для развития детей. Я работаю с детьми младшего возраста и считаю, что важным средством для развития мелкой моторики и речи. являются пальчиковые игры и упражнения.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…

     В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе. Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей.

Развитию мелкой моторики способствуют:

 ‒ Массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками

 ‒ пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;

 ‒ настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;

‒ игры с сыпучим материалом (песок, крупы), пересыпать из одной емкости в другую, спрятать в одной из емкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать;

 ‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;

 ‒ лепка из пластилина, теста, глины;

 ‒ застегивание расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, и нанизывание бусин и т. д.

      В своей педагогической работе я использую следующие игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста: 

  Нанизывание на «Шнурочки» - для игры использовался материал совершенно разный, крупные бусины, мелкие геометрические фигурки и набор овощей, фруктов и животных с отверстием. «Пазлы» - разной формы, из различного материала, мягкие и жесткие.  Раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра, чтоб было интереснее – прячу внутрь, мелкие игрушки и фигурки.                                                                Многофункциональные застежки (пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки). «Чудесный мешочек» - на ощупь определяли спрятанную в мешочке игрушку и называли ее. «Дидактическая юбка» - четыре цвета (красный, желтый, синий и зелёный). «Сухой бассейн» - (используется пластиковый контейнер, наполненный горохом, отыскиваем спрятанную фигурку и на ощупь определяем, что было спрятано). «Рисование на манке» - насыпаем на поднос манку и пальчиками рук проводим по манке. Начинаем с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

   Данные виды деятельности очень мобильны, в них легко вносить дополнения и изменения. Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

    Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превратить всю «работу» в интересную и увлекательную игру. Родители моей группы, принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. На мастере – классе мы сделали волчки, из пластиковой бутылки, и дети с удовольствием их украшали.  А на другом мастер – классе мы лепили из солёного теста бусины (разного размера и цветов) и геометрические фигуры. Тем самым пополнили развивающую среду и дидактические игры. Мамы связали пальчиковый театр: «Репка», «Теремок» и отдельных персонажей. Вместе с детьми мы сочиняем свои сказки.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

   Благодаря взаимодействию с родителями, в группе появилась книжки – малышки: «Наши пальчиковые сказки». Родители и дети сочинили сказки и стихи, с фотографиями пальчиковых движений. Ещё обогатились картотекой пальчиковой гимнастики с пошаговыми фотографиями. В планах продолжить пополнять эту картотеку, по лексическим темам.

   Важным средством для развития мелкой моторики и речи ребенка являются пальчиковые игры и упражнения. Разучивание стихотворных текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, мышления, творческой активности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они очень эмоциональные и простые, что важно в работе с дошкольниками. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры мы можем использовать в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии. Они отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

    Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, всё получится постепенно. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит

  Практика показывает, что:

- плохоговорящие детки стали больше и лучше говорить;

- дети правильно держат ложки, кисточки и карандаши;

- дети стали более внимательнее и усидчивее, с большим удовольствием лепят, рисуют и участвуют в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Пальчиковые игры» с использованием аппликации.

Развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнцаВоспитывать интерес к процессу и результату работы, же...

Статья Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»

Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, осо...

Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей

quot;Источники способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли." В.А.Сухомлинский...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Пальчиковые игры».

Программное содержание:Развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстро...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики. Тема : " Пальчиковые игры с домовенком Кузей".

Занятие по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»Воспитатель: Ахмедова Светлана Абдурахмановна. Детский сад №100. Выборгского района.Це...

Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребенка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственого и эмоционального перен...