Проект "Богатство русского народного творчества" для подготовительной группы
проект (подготовительная группа)

Белых Анна Владимировна

Цель проекта: формирование начал национальной культуры      

       детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям  

     русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

             ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 ДЛЯ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ :

                                         

                                                                     Пусть ребенок чувствует  красоту и восторгается

                                           ею, пусть  в его сердце и в памяти навсегда сохранятся  

                                        образы, в которых  воплощается  Родина.

                                                                             В. А. Сухомлинский

                              Вид проекта:                групповой, познавательно-творческий      

                              Продолжительность: среднесрочный: январь 2021 - март 2021  

                              Состав  участников:  педагог, музыкальный руководитель,  

                                           воспитанники подготовительной группы,  

                                                                     родители.

                              Актуальность

Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными тради-циями, и передачу их из поколения в поколение В настоящее время возникает необ ходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осоз нанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент  для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре,музыкальному фолькло -ру, способность к общению, уважение к родному очагу -вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искус стве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материа ла, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народ ной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удоволь ствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произ -ведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и куль-туре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и куль туру своего народа и создан этот проект.

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народными промыслами России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, народ-ным творчеством. Данный проект направлен на развитие художественно – творчес-ких способностей детей, эстетического воспитания форми рованию высокой  нравс твенности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к само-бытной русской культуре.

Цель проектаформирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям русского народа.

Задачи: 

 Познавательное развитие:                                                                               

 - формировать  у детей первоначальные  представления  о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа;

- создать условия для активизации творческого мышления детей;

- способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополните-льных ассоциативных привязок;

- продолжать учить преобразовывать абстрактные символы  в образы;                                                                                              

- познакомить детей с историей возникновения  народных  промыслов (гжель, хох-лома, городецкая и др.); с инструментами народного оркестра, движениями народ-ного танца и музыкальными народными играми.

 Социально-коммуникативное развитие                                                         

- способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры  и истории.

 Художественно-эстетическое развитие                                                 

- продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством;

 - способствовать  формированию интереса и эмоционально-чувственного, осознан ного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, посло-вицы ,колыбельные песни и т.д.);

- совершенствовать навыки росписи, используя  характерные каждого промысла элементы и цветовую гамму;

- знакомить со старинными музыкальными инструментами, умение определять  их по звучанию;

Речевое развитие:

 -  обогащать словарь  детей русскими  пословицами  и поговорками; названиями предметов быта; старинных профессий; календарных праздников; народных промы слов;

- учить понимать переносное значение образных выражений;

- формировать выразительность, точность речи.                                  

Физическое развитие: 

- знакомить с русскими  народными подвижными играми;

- обеспечить  двигательную активность в ходе проведения  народных игр;

Родителям:

    - приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и  педагогами.

    - повышать  активность и интерес родителей  к изучению и приобщению к рус-ской национальной культуре. 

                            Предполагаемые результаты:

 - у детей сформируется представление о народных промыслах, традициях и обря-дах, танцах; 

 - дети будут использовать в игровой деятельности устное народное творчество (потешки, заклички, народные игры,  пословицы ,колыбельные песни);  

 - дети будут знать, чем отличаются различные виды росписи (гжель, хохлома, горо децкая и др.); 

 - дети расскажут о традициях, творчестве русского народа своим сверстникам, зна комым. 

  Формы  и приемы  работы:

  Для  детей:

  Непосредственно-образовательная  деятельность                                                                                

  Викторины                                                                                                                                            

  Видеоэкскурсии                                                                                                                                            

  Праздники                                                                                                                                                  

  Чтение  художественной  литературы , заучивание                                                                                                  

  Беседы                                                                                                                                              

  Игры  (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые,

  пальчиковые)                                                                                    

  Художественное  творчество                                                                                                                                                                                                                                        

  Мультимедийные  презентации                                                            

  Дид/и                                                                                              

  Рассматривание                                                                                                        

  Инсценирование                                                                                    

  Изготовление масок

  Для  родителей: 

  Анкета

  Консультации                                                                                                                                      

  Совместная  работа с детьми                                                                                                          

  Участие в разучивании слов                                                                                                        

  Помощь в подготовке праздников и развлечений, итогового  мероприятия

Этапы  работы:

Этапы

       Сроки    

  проведения

                       Задачи

1 этап-

подготовительный

  01.01- 11.01

-  подготовить   методическую  базу;                                                                                    -  выяснить уровень знаний детей  и  

   родителей по  русскому народному

   творчеству;                                                                            - постановка  цели, поиск формы реали

  зации проекта, разработка содержания.

2 этап – основной

  12.01- 19.03

- организация совместной (с детьми и  

  родителями) творческой и практичес

  кой деятельности;                                                             - работа  над  частями  проекта;                                                           - выставки  детских  работ;                                                                                - подведение  итогов  проекта.

3 этап - итоговый

  19.03-31.03

  Продукты  проектной  деятельности:  

        - конспект итогового мероприятия проек

          та.                                        

        - итоговое мероприятие «Истоки  души

           русской»

        - видеопрезентация  к  итоговому мероп

          риятию

С     - создание видеотеки « Мультфильмы

          «Народные праздники»      

         - -   создание  аудиотеки «Русские народ

           ные песни (в соврем.обраб.)»

 - создание интерактивных игр по народ  

   ному творчеству.

 - анкета для родителей « Приобщение

   дошкольников к основам русской наци

   ональной культуры»

 - консультации для родителей:

  «Приобщение детей к народным  

    традициям»

  « Русское народное творчество» 

 - диск с записью итогового занятия  

   (для родителей)

                                                                                                                 

 - выставка  дидактических  пособий  

  и литературы;

- организация  уголка  по  ознакомле     нию с народным  творчеством                  - открытое  занятие в рамках город  

  ского  методического  объединения   «Истоки  души русской»;                                                                                                                                

Ресурсное обеспечение проекта.

      Уголок театрализованной деятельности.

      Уголок патриотического воспитания.

      Музыкальный уголок.

      Уголок творчества.

      Методический инструментарий.

      Материально – технический  (ноутбук, телевизор, фотоаппарат, видеокамера,  

                                                          фонотека, видеотека, презентации).

Мероприятия по реализации проекта:

     НОД :

Январь          озн.с окр. «Викторина по русским народным сказкам»

                      лепка        «Персонажи из сказок»

                      рисование «Сказочный дворец», «Жостовские цветы»  

                                         «Гжельская посуда»

                      разв.речи  «Русские народные сказки»

Февраль        рисование «Русский богатырь»,  «Пир на весь мир  

                                         (гжельская посуда)» ,«Хохломской ковш»  

                                         «По былине «Добрыня и змей»

                      разв.речи  «Составление рассказа по картине «Три

                                         богатыря»

Март             озн.с окр   «Веселая Дымка. Золотая Хохлома»

                      рисование «По мотивам городецкой росписи», «Перо  

                                         Жар-птицы», «По сказке «Гуси-лебеди»,  

                                         «Конь из Дымково»

                      лепка         «Барыня»

                      разв.речи  «Сравнение предметов декоративного

                                         искусства»

Беседы:  « Путешествие по народному календарю»,

                 « Старинные музыкальные инструменты»,

                 «Русская изба», « Ремесла на Руси»,

                 «Традиции россиян», « Матрешка- душа России».

                 « Путешествие в страну народного творчества»,

                 « Мудрость русского народа».

Рассматривание: 

             альбома с образцами декоративно-прикладного творчества;

             иллюстраций в книгах о народных промыслах  России;

             иллюстраций «Как наши предки открывали мир»,

                                     «Как наши предки шили одежду»,

                                     «Как наши предки выращивали хлеб»

            иллюстраций из серии «Народное искусство детям»:

            о промыслах «Городецкая роспись», «Сказочная Гжель»,  

                                   «Полхов-майдан», «Филимоновская игрушка»,  

                                   «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка».

           образцов русских народных костюмов; интерьера русской избы; предметов

           быта;

           куклы  в национальном костюме:

           фотографий и изображения  празднования  народных праздников;

Прослушивание:                                                                                         

- аудио и видеозаписи: русской народной игры «Дударь» и танцев;

- звучания народных музыкальных инструментов;

   Просмотр  мультфильмов: 

- «Масленница», «Святки», «Дожинки», «Ивана Купала»                                

     Чтение:

-  книг об истории России :

   «Детям о традициях и праздниках русского народа»,

   «Лучшие сказки о богатырях»

 - книг из библиотечки «Русские народные сказки»                                   -      

 - Ушинский К. "Как рубашка в поле выросла"                          

   Инсценирование

- песенки «Два веселых гуся» ;

    Настольно-печатные игры:

  «Любимые сказки»,«Лото «Народные промыслы»,

   разв/и «Собери матрешку», «Русские узоры», «Обрядовые куклы»

   Разучивание: пословиц и поговорок.

   Продуктивная деятельность:  разукрашивание разукрашек

   Подвижные игры:

   Р.н.и. «Пирог», «Звонари», «Ленточки», «Золотые ворота»,«Челнок»

   Физминутка «Домовой», «По дрова»

   Психогимнастика «Драка»

   Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»,«Веретенце», «Смотай  

   клубочек»

   Гимнастика для глаз «Золотая Хохлома», «Матрешки»

Оценка результатов: 

 Дети: В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, иг-ры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, пере-живаниями, эмоциями, способствуют  формированию коллективных взаимоотно-шений.

Произведения народного искусства играют важную роль в развитии творчества де -тей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образно го мышления.  

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют  воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом.

Ознакомление с народно-прикладными промыслами оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным ви-ам искусства,развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспи -тывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

 Проект предполагает творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов и объединение различных  видов деятельности  интегрируясь, т.е. спосо-бов достижения цели,наглядных, словесных, практических, игровых, которые  ото бражали одну тематику и были взаимосвязаны. 

          Педагоги: 

       - повысили педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о

         народном творчестве и мастерстве по применению в работе метода проекта «Богат

         ство русского народного творчества». 

  Родители:

       - осознали  важность воспитания патриотических чувств национальному наследию

         своего народа.

Перспективы дальнейшего развития проекта:                                                                                             -  участие  в городском методическом объединении среди подготовительных групп  

-  публикация в СМИ.

                                          Литература:

 - Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа.Москва: Скрипто-рий  2003.  2015г.                                                                                                                                         - Бойчук  И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским  народным  творчеством. Подготовительная  группа.Перспективное планирование, конспекты  бесед.  Санкт-Петербург:  Детство-Пресс.  2013г.                                                                                                                                                          -  Косарева  В.Н.Народная культура и традиции.Занятия с детьми 3-7 лет.  Волгог-рад:  Учитель.  2014г.                                                                                                                                                                                  - Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа. Санкт-Петер-бург:  Паритет.  2015г.                                                                                                                                                                                -  Лыкова  И.А, Шипунова В.А. Игрушки  изначальные.История происхождения,  культурные  традиции.  Москва:Цветной  мир.  2012г.

- Волчкова Н.В. Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспек ты занятий , ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.                                                                          - Интернет – ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам» (подготовительная группа)

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам» (подготовительная группа)

Данная разработка способствует формированию у детей интереса к чтению и любви к устному народному творчеству. А также развивает фантазию, воображение и мышление детей....

Проект "История русского народного костюма" подготовительная группа

2014-2015 учебном году в подготовительной группе "Васильки" был релизован проект "История русского народного костюма".  Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как...

картотека русских народных игр подготовительная группа

Узнай и назовиОписание игры. С помощью считалки выбирается водящий. Он встает в круг игроков, закрывает глаза и идет по кругу. Игроки стоят в кругу и проговаривают:  Ваня шел, дружка на...

План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]       [[{"type":"media"...

Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)

конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры...

" Путешествие по русским народным сказкам" подготовительная группа

Цель:Закрепление знаний детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание применять участие в заданиях на " сказочную" тему....