"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая, подготовительная группа)

Никанова Юлия Сергеевна

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников, готовящихся к обучению чтению и письму.

Ключевые слова: продвинутые дошкольники, обучение грамоте, обучение русскому языку начинающих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников, готовящихся к обучению чтению и письму.

Ключевые слова: продвинутые дошкольники, обучение грамоте, обучение русскому языку начинающих.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема подготовки дошкольников к овладению грамотой является особенно актуальной, поскольку с началом обучения в школе многие дети сталкиваются с большими трудностями, ошибками письма, которых можно избежать целенаправленной работой ребенка по овладению грамотой в детском саду. Кроме того, одним из требований школьной программы является готовность будущих первоклассников к овладению грамотностью, включающей овладение звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом[4].

Обучение детей дошкольного возраста чтению и письму-сложный образовательный процесс. 5-6-летнему или даже 7-летнему ребенку очень трудно усвоить абстрактные понятия, которые не встречаются в его мире практики. Информационные поиски показывают, что наиболее эффективными способами обучения детей чтению и письму являются игровые упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться как на занятиях, так и в нерегулируемой деятельности. Многие известные педагоги и психологи, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Леонтьев и др., в этой области указывали на роль игры в развитии. Выготский писал:"В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре, потому что он на голову выше себя" [2, с. 123].

Успех обучения грамоте зависит от общего уровня языкового развития ребенка. Поэтому при подготовке к обучению грамоте очень важен весь процесс речевого развития воспитанников детского сада: развитие связной речи, лексики, грамматических аспектов речи, звуковой культуры учебной речи. Особое значение имеет формирование базового сознания языка и речи, когда предметом внимания и изучения становится сам элемент речи, она. Формирование речевой рефлексии, произвольности речи является важнейшим аспектом подготовки к обучению грамоте.

В своих работах известный педагог М.М.Алексеева [1, с. 38]. , подчеркивает, что дети, получившие специальную подготовку в детском саду, при поступлении в школу осознают звуковые аспекты слов, умеют выполнять звуковой анализ: они слышат, что предлагают специальную работу по подготовке детей к грамоте, которая включает в себя следующие аспекты: Выделение слова из речевого потока как самостоятельной смысловой единицы; ознакомление с предложением-выделение его как смысловой единицы; ознакомление с словесным составом предложения, деление его на слова и составление новых предложений из слова; ознакомление со слоговой структурой слова, деление слова на части и составление новые предложения из слога

В результате у детей вырабатывается новое отношение к речи, и она становится предметом анализа. Дошкольники проявляли большой интерес к языковой действительности, используя слово "эксперимент", создавая новые, ориентированные на семантическую и грамматическую стороны языка. Это необходимое условие для развития их языка. [3] Формирование представления, фонемного слуха и звукового анализа действия является предпосылкой и основой обучения начальному чтению и письму.

Дидактические игры и игровые упражнения являются эффективным методом, способным повлиять на развитие навыков грамотности и умений, продвигаемых старшими дошкольниками. Такой подход помогает сделать сложные материалы интересными и увлекательными, а также пробудить интерес к изучению нового.

Поэтому использование игровых упражнений и дидактических игр-это возможность для самовыражения, самопроверки, самоопределения, а также поддержания интереса детей к этой части обучения.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., стереотип. – М. :Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л. С. Выготский. – М., 2006.
  3. Микляева, Н.В. Методические условия обучения детей грамоте : метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М. : Айриспресс, 2007. – 112 с.
  4. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 120 с.
  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством метода наглядного моделирования.

В данной методической работе демонстрирую эффективное использование метода наглядного моделирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Формирование грамматического строя речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,во-вторых, - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в пред...

«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...