ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
учебно-методический материал

Кирсанова Наталья Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx124.45 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 –

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

« ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

                                                                                             Воспитатель:

Кирсанова Н.В.

2021г.

Здоровье - это дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Сохранять и укреплять здоровье детей, основная задача педагогов. Здоровый ребенок легче обучается, у него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. 

Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития воли, природных способностей. Нельзя не согласиться со словами Сухомлинского, который сказал: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Игра с правилами - ведущий вид  игры в старшем дошкольном возрасте.
Старшая  группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в некоторых играх идёт отражение разных профессий ( «Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

 

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать  игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

В том, что подвижные игры оказывают огромное влияние на физическое развитие ребенка, сходятся мнения педагогов, психологов и врачей. Под подвижными играми подразумевают небольшие игровые упражнения, позволяющие всем участникам в полной мере проявить ловкость и координацию, быстроту и глазомер.

 При всей своей простоте подвижные игры выполняют оздоровительную функцию, ведь основным компонентом таких игр являются различные виды многих жизненно важных движений, которые выполняются при разных условиях.

При организации и проведении подвижных игр следует придерживаться такой методики: назвать игру; объяснить основное содержание игры; подать основные правила игры в соответствии с возрастом детей; распределить роли; раздать игрушки и атрибуты; выбрать ведущих ; в процессе игры руководствоваться ее действиями, направлять игроков на творческую инициативу; следить за эмоциональностью, языком, мимикой, жестами, правилами, добиваться от игроков сознательной дисциплины; регулировать психические и физические нагрузки в течение игры; следить за пульсом игроков; организовано закончить игру; проанализировать игру в соответствии с возрастом группы; объявить выводы и предложения; раскрыть конкретные требования к каждому компоненту (проектировочный компонент, конструктивный, коммуникативный, гностический).

Оздоровительный компонент достигается за счет того, что при выполнении большого количества движений в организме происходят химические процессы. Они активизируют обмен веществ, дыхание, кровообращение, а эти процессы способствуют тому, что развиваются кости, мышцы и соединительные ткани, а кроме этого повышается подвижность суставов и позвонков. Благодаря этому в клетки, в том числе костей и мышц, доставляется больше «строительного материала», и кости больше увеличиваются как в длину, так и в ширину, более интенсивно нарастают связки и мышцы. В результате занятий подвижными играми и физическими упражнениями увеличиваются и развиваются также все внутренние органы.

Все органы и системы организма тесно связаны между собой, поэтому активизация одного из них влечет за собой усиленную работу других, поэтому даже самые простые подвижные игры позволяют значительно укрепить здоровье, закалить организм ребенка.

Каждое движение вызывает затрату мускульной энергии.  Исследования показывают, что под влиянием физических упражнений и подвижных игр дети быстрее и краше растут.  Это объясняется тем, что физическая активность способствует усилению обмена веществ, кровообращения и дыхания.

Влияние подвижных игр на функцию дыхания также весьма благотворительно, особенно если занятия физической культурой проводятся на свежем воздухе.  Организм при физических нагрузках требует повышенного количества кислорода, ребенок начинает дышать чаще и более глубоко, что способствует увеличению размеров грудной клетки и легких, а также повышает силу дыхательных мышц (межреберных, диафрагмы). Дыхание, учащающееся во время подвижной игры, заставляет сердце биться чаще и усиливать кровообращение, в результате которого ткани гораздо больше, чем обычно насыщаются кислородом и быстрее происходит обмен веществ, выводятся токсины, шлаки, которые могли накопиться в организме.

При этом следует придерживаться правильного (наиболее эффективного) стереотипа дыхания, который заключается в том, что продолжительность вдоха должна быть меньше длительности выдоха.  Дети, да и взрослые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, почти никогда не дышат полной грудью, воздух успевает восполнять лишь среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких при этом работают недостаточно и могут возникать застойные явления, наихудшими последствиями чего (при определенных условиях) могут стать не только объемно-функциональные недостатки, а и разнообразные легочные заболевания: воспаление легких, хронические бронхиты, плевриты, туберкулез.

Сердце ребенка за период роста увеличивается в 8-10 раз, и для стимуляции этого процесса очень полезны умеренные физические нагрузки, иначе поверхность сердца может обрасти жиром, а миокард (мышцы сердца) становится дряблым, не способным к сильным сокращениям.  Это, в свою очередь, ухудшает снабжение тканей, особенно периферийных органов, кислородом.  Регулярные занятия физическими упражнениями и подвижными играми укрепляют не только скелетные мышцы человека, а и сердечную мышцу.  Сердечная мышца натренированного человека с каждым сокращением посылает в кровеносные сосуды (артерии) значительно больше крови, чем у лиц, физически мало тренированных.  В промежутке между сильными сокращениями натренированное сердце дольше отдыхает и благодаря этому уменьшается частота сердечных сокращений.  т. е. сердце начинает работать более экономно, меньше устает, становится выносливым.  Натренированное сердце хорошо справляется с долговременным тяжким трудом, и, наоборот, сердце человека, который мало тренированный и ведет малоподвижный образ жизни, хуже справляется со своей насосной функцией и, как результат, недостаточно обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью.  Человек, который с детских лет вёл малоподвижный образ жизни, имеет всегда ослабленную сердечно-сосудистую систему и поэтому тяжело переносит физические нагрузки. Кроме того, повышенная деятельность сердечной мышцы и легких улучшает координационные движения, реакцию нервных центров и, как бы это ни было удивительно, оказывают немалое влияние на быстроту и качество психических процессов, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения.

Подвижные игры также положительно влияют на функцию пищеварения и обмена веществ: активизируются процессы всасывания и применение организмом продуктов переваривания белков, жиров и углеводов, уменьшаются запасы жировых отложений, более интенсивно проходит обмен минеральных веществ в костях, межклеточной жидкости.

Подвижные игры хорошо действуют и на нервную систему.  За счет усиленного кровообращения нервные клетки получают больше потребительских веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.  Способность нервной системы точно управлять работой определенных групп мышц, что обусловливает координацией (согласованию) движений, наиболее совершенно развивается именно подвижными играми и физическими упражнениями.  Человек, который хорошо владеет координацией движений, быстрее усваивает новые сложные элементы физической работы, выполняет их шустрее, чем физически неподготовленный человек.

Систематические занятия подвижными играми вырабатывают у детей чувство ритма, то есть умение выполнять ряд движений в один промежуток времени, а также развивают выдержку, необходимую  как в спорте, так и в любой трудовой деятельности.

Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажитесь мне? (Нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
На педсовет Вы пришли, а сил совсем….( Нет)
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ. Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Нет или да).

Уважаемые коллеги! Давайте перенесёмся в детство, снова побудем чуточку детьми, немного поиграем, покажем свою ловкость, выносливость, улучшим настроение.

Сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную игру, а в какую, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Спокойный, важный и усатый,
Похож на тигра, — полосатый.
Он припеваючи живет —
Большой и рыжий Васька (Кот)

Живет в норке, Грызет корки.

 Короткие ножки. Боится кошки? (Мышь)

Молодцы, отгадали загадку. Мы поиграем с вами в игру «Кот и мыши».

Прежде чем начать игру, давайте вспомним правила, (воспитатель повторяет правила игры).

Теперь  нам нужно выбрать кота. Мы это сделаем с помощью считалочки:

Кот сибирский,
Кот мохнатый,
Учит деточек считать.
Ну – ка, детки, по порядку

Раз – два – три – четыре – пять.
Вдруг сорока прилетела,
И тебе водить велела.

Воспитатель: Мы свами вспомнили правила игры, выбрали кота. Сейчас мы с вами  произносим волшебные слова и превратимся в мышек: «Повертелись, покружились и все в мышек превратились».

Закружили метели,

Наступила зима.

Мышкам холодно в поле

И пошли они к людям в дома.

(Мыши движениями показывают, что они замерзли и на цыпочках проходят кругом, направляясь к изображенным домам)

Воспитатель: Забрались мыши в кладовку и орудуют ловко.

Двери скрипнули и вот

На пороге стоит кот,

Ростом с комод,

Усищи - с аршин,

Глазищи – с кувшин,

Хвост трубой,

Сам доволен собой.

Ай да кот!

(Кот становиться в центр комнаты)

Воспитатель: Кота мыши увидали, сразу в норку убежали (мыши убегают на стульчики).

Кот: Сейчас поем! Да лягу спать! О чем коту еще мечтать! (кладет руки под щеку и засыпает)

Воспитатель: У-ух! Такой ленивый кот не доставит нам хлопот! Становитесь в хоровод! (водят хоровод вокруг кота)

Игра: «Мыши водят хоровод»

Воспитатель с детьми:

На лежанке дремлет кот,

Мыши водят хоровод!

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вдруг проснется Васька – кот,

Разобьет наш хоровод.

(Дети-мышата проговаривают слова игры вместе с воспитателем -мышью)

Воспитатель: Шевельнул ушами кот и исчез весь хоровод (мыши убегают на стульчики).

Игра повторяется несколько раз.

Молодцы ребята. Хорошо поиграли. Вам понравилось играть?

Завтра мы поиграем еще раз.

Спасибо коллеги, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Завершить свое выступление я хочу такими словами:
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
https://cf.ppt-online.org/files1/slide/l/ln6GbaEKUONYQFxyzdsA3mVkuDHtXIw1pieBTLg57c/slide-10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"

Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольник...

Роль подвижной игры в жизни старшего дошкольника

роль подвижной игры в жизни дошкольника. приведены примеры несколькольких подвижных игр....

выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие речи старших дошкольников через все виды культурно-смысловой деятельности (коммуникативной, игровой)"

Человек развивает свою речь на протяжении всей жизни. В детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой – посред...

Выступление на педагогическом совете «Лепбук, как средство экологического воспитания дошкольников в ДОУ»

    Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Презентация для педагогического совета "Подвижные игры"

Презентация предназначена для педагогов ДОО или студентов колледжа Дошкольного отделения. Тематика "Организация подвижных игр в ДОО"Одним из важнейших средств физического воспитания детей до...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ПОДВИЖНАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....