Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Анна Цыбикова

     Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Проект

«Нравственно патриотическое воспитание детей старшей группы»

                                                                                         


АКТУАЛЬНОСТЬ

       Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

      Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

     Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья 
- Детский сад 
- Родной микрорайон, улица
- Родная республика, родной город
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция) 



Формы работы

С детьми: беседы, занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;  сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов;

С родителями: беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта.

Тематическое планирование

Сентябрь-октябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3. Рисование на тему «Я и моя семья».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: изготовление семейного дерева совместно  детьми.

Ноябрь-декабрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1. Прогулка «Мой детский сад».

2. Беседа на тему «Наши добрые дела».

3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории.

4. Рисование на тему «Там, где я живу, красиво».

5. Работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц, где я живу». Оформление папки-передвижки «Мой любимый район».

Январь 

«Наша Родина – Россия».

1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия».

2. Беседа «Государственная символика России».

3. Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины».

4. Рисование «Русский национальный костюм».

5. Работа с родителями: консультация «Конвенция о правах ребёнка».

Февраль

«День защитника Отечества».

1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?».

2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту».

3. Подвижная игра «Защита границы».

4. Ручной труд: «Самолёт».

5  Рассматривание картины «Богатыри».

6. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

1. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле».

2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех».

3. Рисование «Портрет моей мамы».

4. Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?»

5. Чтение стихов о маме.

Апрель

«Краса ненаглядная».

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».

2. Рисование «Золотая хохлома».

3. Аппликация «Гжельская роза».

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк».

5. Рисование «Русская матрёшка».

Май

 «Этот день победы».

1. Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава».

2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы».

3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.

4. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

     Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Заключение

     В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    Патриотическое воспитание формирует толерантное отношение к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому, задача педагогов - воспитывать в детях любовь к Родине: к своей семье и друзьям, учить помогать друг - другу, к своему городу, к своей малой родине. В общем, воспитать настоящего достойного человека - гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания является организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...