ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья

Ефимова Ирина Олеговна

Аннотация

В статье рассматривается одно из главных направлений деятельности детского сада - взаимодействие с родителями детей и раскрывается состояние проблемы по этому вопросу. Автором представлены разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Ключевые слова

Семья, взаимодействие, формы работы с семьей, дошкольное образовательное учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детского сада № 24 Красногвардейского района

Санкт - Петербурга

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Подготовила

 воспитатель

Сидорова И.О.

Аннотация

В статье рассматривается одно из главных направлений деятельности детского сада - взаимодействие с родителями детей и раскрывается состояние проблемы по этому вопросу. Автором представлены разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников.

Ключевые слова

Семья, взаимодействие, формы работы с семьей, дошкольное образовательное учреждение.

Детство - самая незабываемая пора в жизни каждого человека. Для каждого ребенка детство наполнено любовью родителей и заботой педагогов. Родительская любовь формирует у человека чувство психологической защищённости, даёт ему «запас прочности», «эмоционального тыла», поддержку и безусловное безоценочное принятие [2]. В течение всей последующей жизни человек сохраняет все, что он приобрел в семье. Под воздействием социально-экономических условий и внутренних процессов развития семья является постоянно меняющейся системой, на которую влияют такие явления, как индустриализация, миграция, урбанизация и др.

Семья - социальная группа людей, в которой представлены различные возрастные, а иногда и профессиональные «подсистемы», это дает возможность ребенку активнее проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные возможности, быстрее реализовать их. Как воспитательную систему семью рассматривали российские ученые Е.П. Арнаутова, РС. Буре, О.Л, Зверева, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, как психологическую систему Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Р.В. Овчарова, методологические основы семьи и семейного воспитания исследовали В.Г. Афанасьева, З.И. Васильевой, А.Г. Харчева, а взаимодействие образовательных учреждений с семьей и членов семьи между собой изучали ЮГ. Азаров, Т.В. Волкова, М.С, Задворная.

Исследования ученых (ЛИ. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В, Загик, Т.А. Марковой и др.) показали, что современная семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, где главным условием развития взаимодействия с семьей является общение в системе «педагог - ребенок - родитель». Как утверждает М.С. Задворная «в последние годы активизировался поиск содержания, форм, методов и средств взаимодействия субъектов образовательного процесса» [1]. Таким образом, в последнее время начала развиваться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ).

Мы можем отметить, что от вовлеченности родителей в работу ДОУ выигрывают все. Во  - первых, дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, во – вторых, родители приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом и, в - третьих, педагоги, которые в процессе совместного общения получают столь важную информацию о детско - родительских отношениях в семье.

Опыт работы нашего ДОУ свидетельствует, что педагоги детского сада не всегда умеют определить конкретные задачи и выбирать соответствующие им содержание и методы работы с семьей. При выборе методов сотрудничества педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей, а педагоги с маленьким стажем работы, чаще всего используют коллективные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста. Проблемы во взаимодействии с родителями у педагогов связаны с недостаточным знанием педагогами специфики семейного воспитания, неумением анализировать особенности воспитания детей, а также с уровнем педагогической культуры родителей, без этих знаний невозможно спроектировать педагогическую деятельность по отношению к родителям и детям. Нельзя не отметить, что у многих педагогов дошкольников недостаточно развиты коммуникативные умения.

Отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников, а кроме того недостаточная педагогическая компетентность родителей являются проблемами, которые сегодня педагогическим работникам ДОУ необходимо разрешить. Педагоги ДОУ столкнулись с тем, что родители, не имея в достаточной мере знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, осуществляют воспитание вслепую, по наитию. Многие родители интересуются только организацией и проведением режимных моментов (питание, сон, прогулка), считают, что детский сад — это то место, где просто присматривают за детьми, пока родители на работе. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

Сегодня педагогические работники отмечают необходимость привлечения родителей к непосредственному участию в работе детского сада, но в реальных взаимоотношениях педагоги и родители испытывают ряд сложностей: навязывание педагогами собственной точки зрения, нехватка времени для диалога во благо ребенка, ощущение несостоятельности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают родителям детей стать активными участниками образовательного процесса, поэтому педагоги должны проявить инициативу и понять, каким образом выстроить взаимодействие с каждой отдельной семьей. Как констатирует М.С. Задворная «личностно – ориентированное взаимодействие  педагогов с родителями детей дошкольного возраста рассматривается как процесс, который включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые элементы: общение; познание личности детей и их родителей; постоянный двусторонний контакт» [1].

Формы взаимодействия детского сада с родителями мы рассматриваем как способы организации совместной деятельности и общения. Практика показывает, что эффективное взаимодействие возникает лишь тогда, когда используются активные формы и методы: дискуссия, круглый стол, проблемные  семинары, тренинговые семинары, консультирование, совместное изготовление поделок, бинарные занятия, общение по телефону (информирование родителей и личное общение по вопросам развития и воспитания ребенка, решение проблемных вопросов). Мы можем констатировать, что личностно - ориентированное взаимодействие с родителями детей дает положительные результаты. Одним из перспективных направлений в работе с родителями являются интернет - ресурсы, созданные специально для информирования родителей по всем аспектам жизни детского сада.

Таким образом, мы можем констатировать, что благодаря использованию современных форм и методов взаимодействия с родителями повысился уровень их психолого-педагогической грамотности, возрос уровень культуры межличностного общения, о чем говорят и следующие показатели:

— большинство родителей (63 % ) проявляют интерес к содержанию образовательного, процесса;

— увеличилось количество родителей (53 % ) обращающихся к педагогу за помощью в вопросах, касающихся развития ребенка;

— практически 70 % родителей идут на личный контакт с педагогом;

— возросла активность родителей (75 %) участвующих в совместной деятельности.

Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи должно стать конструктивным сотрудничеством, основанным на объединении совместных усилий семьи и ДОУ, которое приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Список использованной литературы:

1. Задворная, М.С. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста / М.С. Задворная // Проблемы соврем. пед, образования. Сер.: Педагогика и психология / Гуманитар, - пед, акад. (фил.) «Крым. фодер. ун-та им. ВФ. И. Вернадского» (г. Ялта). — Ялта: Гуманитар. - пед. акад, 2016. — № 52.Ч.4.—С. 64 – 70.

2. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семи /Ю.М. Тонкова, НН. Веретенникова / Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной научной конференции (г. Пермь май 2012 г). — Пермь: Меркурий, 2012. — С.71 - 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей....

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Взаимодействие детского сада и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе детского сада. Детский сад, семья, здоровый ребенок - три понятия, которые тесно связаны между...