Мастер-класс для воспитателей "Театрализованные игры в детском саду"
материал (младшая, средняя, старшая группа)

Ларионова Ольга Владимировна

В конспекте представлены практические упражнения и игровые приемы для развития театрализованной деятельности детей дошколного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_teatralizovannye_igry.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

Козловского района Чувашской Республики

Районный семинар педагогов ДОУ Козловского района

на тему:

«Театрализованная деятельность детей в детском саду»

Мастер-класс на тему:

 «Театрализованные игры в детском саду»

                                                                                                                                       

                                                                                                   

Подготовила и провела:                                                                                                                                                                                                              воспитатель

первой квалификационной категории

                                                                                                   Ларионова Ольга Владимировна

                                                                                                               

Козловка, 2019

Ход

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, талантливыми, эрудированными.             Работая с детьми по театрализованной деятельности необходимо решать следующие задачи:

  • раскрепощать детей
  • последовательно знакомить детей с разными видами театров  
  • развивать речь и интонацию  
  • выявлять и совершенствовать артистические навыки  

Решая   данные задачи, использую в  своей работе следующие приемы:    

  • упражнения  на снятие  мышечного напряжения;  
  • упражнения на развитие воображения;  
  • упражнения на развитие внимания и памяти;  
  • этюды на выразительность жестов, движений и мимики.  

Теперь предлагаю вам рассмотреть все приемы на практике.

Первый прием – это упражнения на снятие мышечного напряжения.  Дети в большинстве своем от природы скованны, сжаты. Это  сказывается на их характере поведения. Для снятия мышечного тонуса предлагаю следующие упражнения:

  • «Цветок» (потянулись вверх всем телом, руками – «цветок радуется солнцу», сбросить кисти рук вниз – «солнце пряталось, цветок поник», согнули руки в локтях – «цветок сломался»; весь корпус, руки и голова наклонились - «цветок завял»);
  • «Веревочка» (руки в стороны - «веревки упали», руки сбросить и болтаются пока не остановятся);
  • «Земля, вода, воздух, огонь» (земля - руки вниз, воздух – вверх, вода - вперед                  огонь – вращение).

         Второй прием - упражнение на развитие внимания, памяти. Память имеет важное значение для театрализованной деятельности.

  • «Хлопки в ладоши» Дети хлопают в ладони, когда воспитатель говорит слово, о котором договорились в начале игры.
  • «Лови - не лови» Воспитатель кидает мяч и дети ловят, если слово подходит под признак («рыба - не рыба», «съедобное - не съедобное», «летает - не летает»…)
  • «Выполни движение» Воспитатель дает задание на память выполнить ряд движений 1-руки вверх, 2-хлопок над головой, 3-руки вниз.
  • «Кто ушел» Дети стоят в шеренге, водящий ребёнок отворачивается. Кто-то уходи. Водящий говорит кто.
  • «Чего не стало».

Третий приём - на развитие воображения. Его цель: развитие фантазии, творческой активности. Ребёнок не должен мыслить односторонне.

  • «Закорючки» Рисуем друг для друга закорючки. Меняемся листочками и превращаем закорючки в рисунок.
  •  «Небылицы» Предложить ребёнку нарисовать предмет, или животное, или растение, которого не существует, и рассказать про него.
  • «Смешинки» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет  какой-либо предмет напр. кастрюля. Нужно быстро ему придумать смешное название (напр. варилка) (ложка, телевизор, фен, мясорубка, веник).  

Четвёртый приём - известная нам всем пальчиковая гимнастика. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем лучше работает мозг.

  • «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? (сжать кулаки)

В ладошке – вода (разжать).

Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)

Куда? (разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи (мелкие потряхивания)

Как видно ладошки мои горячи (потереть ладони друг об друга).

А теперь переходим к приемам, которые непосредственно связанны с театральной деятельностью. Это упражнения на развитие пантомимы, жестов и мимики.

            Что такое мимика? Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние (радость, грусть). Цель этого упражнения - развитие выразительного движения мышц лица.

  • «Эмоции» (показать, как грустите, злитесь, удивляетесь);
  • «Фрукты» (показать «кислый лимон», «сладкое яблоко»);
  • «Игрушка» (показать, как обрадовались новой игрушке, сломалась игрушка, огорчились).

        Что такое пантомима? Это передача чувств и мыслей  всем лицом и всем телом. Цель: развитие выразительности движения тела и лица. Эти упражнения нужны, чтобы дети не выполняли движения как роботы.

  • «Разговор через стекло» (объяснить «иди сюда», «уходи», «благодарю», «согласен», «несогласен»).
  • «Стихи без слов»

Воспитатель читает стих, ребёнок изображает

Белка в тележке  

Везет орешки.  

Кудрявый барашек  

С букетом ромашек.  

Катит медвежонок  

Мёду бочонок,  

А кот полосатый  

Принес двух мышей.

  • «Зверята» (изображать зверей движениями).

Специфическим примером  театрализованной деятельности являются театрализованные игры. В  театрализованных играх сюжет берется из литературного произведения и есть конечный результат сценка. Сюда же относится театрализованные этюды, в которых уже используются элемент костюма.

  • «Хвастливый заяц» (из сказки «Заяц-хваста»)
  • «Хитрая лиса» (из сказки «Колобок»)
  • «Злой медведь» (из сказки «Три медведя»)

И последним элементом  театрализованной деятельности является сценка, спектакль.

         Главным в работе по театрализованной деятельности является личный пример и показ воспитателя, поэтому воспитатель всегда должен быть эмоционален и энергичен.

Сегодня мы с вами будем говорить о самом распространенном виде детского творчества – театрализованной деятельности. Театр формирует опыт социальных навыков поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

    С материалами из опыта работы по проблеме «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» выступили педагоги.

      Воспитатели продемонстрировали умение в организации образовательной деятельности с дошкольниками.     

        Все мероприятия прошли на одном дыхании. Думаю, что педагоги со мной согласятся, что развитие ребенка через театрально-игровую деятельность дает положительные результаты: развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.  Театр помогает малышам освоить элементарные эстетические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

       Каждый ребенок талантлив изначально, а театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения "Мастер – класса" (информация для заведующих и воспитателей детских садов).

(Информация для заведующих и воспитателей  детских садов).  Воспитателю необходимо постоянно учиться, друг у друга. И лучше побудителям для этого должен стать взаимообмен профессиональным оп...

Мастер-класс для родителей "Наглядное моделирование в детском саду"

Выступление для родителей на мастер-классе по теме "Наглядное моделирование в детском саду"...

Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...

Мастер-класс на тему "Режиссерские игры в детском саду"

Представлен материал для выступления на семинаре для воспитателей ДОУ, как организавать игру, а также примеры игр для младшей и старшей групп....

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованные игры в детском саду»

Цель:Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду....

Мастер- класс для педагогов "Хороводные игры в детском саду"

laquo;Хороводные игры для детей дошкольного возраста»...