Изобразительная деятельность дошкольников как способ познания окружающего мира и формирования мировоззрения
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аксенова Елена Леонидовна
Дети могут рисовать с юного возраста, раньше чем ходить и говорить. С помощью рисования они могут познавать окружающий мир, себя самих. Задача взрослых, родителей, педагогов, способствовать, помогать детям овладевать художественными и техническими средствами для изодеятельности. А также знакомить с лучшими образцами, выбирая именно то, что послужит основой будущего миировоззрения ребенка, подростка, взрослого человека. Понимать себя, свои эмоции и чувства, уметь их выразить в том числе через художественные средства - важные этапы взросления и формирования личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность дошкольников как способ познания окружающего мира и формирования мировоззрения.

Аксенова Е.Л.

ПДО по изодеятельности ГБДОУ №12 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Дети начинают познавать мир с самого рождения, используя все возможные способы. По мере взросления все более совершенные способы они применяют. Изобразительная деятельность является легко доступной и привлекательной для ребенка. Поводил карандашом или фломастером по бумаге -  и стразу увидел результат. Рисунок может быть веселым, грустным, злым, радостным. А значит, рисование волнует, увлекает, выражает эмоции ребенка.

Процесс рисования напоминает игру, эксперимент, поиск нового, обладает творческим характером с радостным мироощущением. Дети с воодушевлением стремятся рисовать, любят рисовать. «Развитию игровой активности помогает комбинация таких эмоций как радость и интерес. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью». 

Как писала доктор биологических наук Т.П. Хризман: «… в фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания, за счет положительных эстетических эмоций, так фундамента мировоззрения, то есть той чувственной части, на которой может быть выстроено рациональное сознание». [2]

Важным методологическим принципом является привлечение изобразительной деятельности к развитию эмоциональной сферы дошкольников, развитию высших социальных и художественно-эстетических чувств, составляющих структурную, базисную основу личности, эстетического сознания и творчества. «Искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное, полимотивационное воздействие на развитие ребенка, на формирование его психики, высших психических функций, то есть на развитие мозга». [2]

Умение организовать непосредственную изобразительную деятельность таким образом, что воспитанники почувствуют себя вовлеченными в интересную игру, становится необходимым условием для достижения поставленных педагогических задач.

Задача педагога по изодеятельности состоит в том, чтобы каждое занятие с ребятами становилось ярким и запоминающимся, оставляло приятное воспоминание, а рисование ассоциировалось с радостью. Для этого нужно поощрять детей в их стремлении творить, чтобы они получали положительное подкрепление своей творческой деятельности, даже если реальная результативная деятельность сильно проигрывает перед запланированной. Если задание для воспитанника оказывается слишком сложным, он может не захотеть совсем его выполнять. А некоторые приходят в изостудию и с порога заявляют: «Я не умею рисовать!» В этом случает педагог должен предложить ребенку очень простую схему действий, с помощью которых можно получить желаемое изображение, поделку простым способом. Тем самым вселяя в ребенка уверенность, что он может все, если проявит любознательность и приложит усилия. И никогда не забываем хвалить за выполненную работу. Положительные эмоции помогают ребенку выстраивать свою внутреннюю систему ценностей.

Не менее важным этапом работы педагога по изодеятельсти является выбор тематики. В рамках предлагаемой необходимой циклограммы можно выбрать наиболее насыщенные, привлекательные образы, которые послужат пусковым крючком для полета фантазии дошкольника, послужат топливом для его творчества, чтобы ребенок нашел в себе силы довести начатое до конца. Красота природы, красота человеческих поступков -  все это воспевается в народных сказках и былинах. Первое знакомство с добром и злом происходит в очень раннем возрасте, когда родители читают детям сказки «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и другие.  В более взрослом возрасте происходит знакомство с картинами великих художников, произведениями великих писателей. Таким образом подготавливается эмоциональная почва для культивирования правильного мировоззрения человека. Возникающая гамма эмоций и чувств будет подвигать его на определенные поступки. Намерение порождает идею, идея порождает поступок, поступок порождает привычку, привычка формирует характер, характер формирует судьбу. Закладывая правильные ростки здоровых намерений, мы даем воспитанникам толчок к счастливой жизни – жизни, где есть дружба, взаимопомощь, любовь, добро, счастье. Конечно в этом мире присутствуют и злоба, и ненависть, и гордыня. И все они могут жить рядом, и даже в одном человеке. Главное, научить видеть эти чувства и эмоции, различать их, экологично проживать их, и делать правильный выбор. Выбор, направленный на жизнь и созидание, а не на смерть и уничтожение.

Немаловажным также является многообразие художественных средств и техник, с которыми нужно познакомить ребенка, являя ему многообразие мира, многообразие средств выражения собственных чувств, проявления себя в этом мире, с помощью чего он может заявить о себе, быть признанным и быть любимым. Первое, что есть у ребенка – это его собственная рука. Пальчиками он может начать изображать нечто на песке, на снегу, начиная просто с отпечатка. С помощью пальчиковых красок уже расширяется палитра, увеличивается гамма ощущений ребенка. Карандаши, мелки, кисти, краски, глина, пластилин – вот что обычно в дошкольном учреждении предоставляет воспитанникам, но можем и поэкспериментировать. Например, рисовать овечьей окрашенной шерстью, мятой бумагой, осенними листьями, губкой, делать объемные игрушки из папье-маше, из газеты, из фольги, из ниток и тканей. Чем с большим количеством художественных материалов и техник познакомится ребенок, тем больше в его арсенале будет средств для выражения себя, своих чувств и мыслей. Тем более привлекательным он станет для коммуникации с другими людьми. Люди не могут обойтись без коммуникаций. Особенно сейчас это становится необычайно важным – уметь представить себя через свою деятельность. С самого раннего возраста нужно дать понять ребенку, что то, что он делает ценно. Это возможно сделать, если вовлекать детей в совместную деятельность со взрослыми, если поручать им простые, но важные этапы творческой работы. Даже самое простое – нарисовать поздравительную открытку маме, папе, другу – преподнести как способ выразить свои чувства к этим близким людям, уже будет небольшим шагом к построению здоровых коммуникаций. Развивая способность выразить свою любовь, радость к родным, культивируется намерение распространять эти чувства и на их окружение – друзья, дом, город, страну, планету Земля.

Таким образом, изобразительная деятельность в дошкольном возрасте может стать ключевой в открытии сердца ребенка, в познании им окружающего мира и самого себя.  На педагогах по изодеятельности лежит большая ответственность в выборе тем, материалов и средств выражения. С какой палитрой узнаваемых и выражаемых эмоций, чувств и мыслей вступит дошкольник в школьную жизнь во многом зависит и от педагога по изо. Однако в процессе формирования мировоззрения детей необходимо принимать участие и родителям, и педагогам, и социальным партнерам, являясь первым примером для подражания.

Список литературы

[1] Изард К.Е  Эмоции человека [Книга]. - Москва : Издательства МГУ, 1980.- 439 с.

[2] Хризман Т.П. Искусство, эстетика, художественные музеи – высшая школа чувств, развития психики и социализации личности ребенка // Материалы опытно-экспериментальной работы. – Детский эстетический центр «Петродворец» ДОУ № 12. – Выпуск 1. Санкт-Петербург, 1999. – 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,  так и общего психического развития детей дошкольного возра...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира" учитель-логопед Винничук А.В.

Что я слышу - я забываюЧто я вижу -я  помнюЧто я делаю - я понимаюКонфуцийРечь развивается вместе с мышлением. Активно познавая мир,ребенок развивает мышление и речь.Основная цельСпособствуем фор...

Элементарная опытная деятельность старших дошкольников как способ познания окружающего мира.

В данной статье обобщается практический опыт поисково – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются инновационные технологии, приёмы мотивации воспитания ...