ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья (средняя, старшая группа)

Кудрицкая Татьяна Вартановна

 

 

   Данная статья посвящена обобщению опыта педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей старшего среднего возраста в дошкольных учреждениях. Цель представленного исследования – теоретически изучить организацию педагогических условий по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через изучение объектов живой природы. Рассмотрены педагогические условия успешного обучения и соответствие методов требованиям ФГОС ДО и СанПиН. Сделан вывод об эффективности формирования экологической культуры у детей старшего детского возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Кудрицкая Т.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. Данная статья посвящена обобщению опыта педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей старшего среднего возраста в дошкольных учреждениях. Цель представленного исследования – теоретически изучить организацию педагогических условий по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста через изучение объектов живой природы. Рассмотрены педагогические условия успешного обучения и соответствие методов требованиям ФГОС ДО и СанПиН. Сделан вывод об эффективности формирования экологической культуры у детей старшего детского возраста.

Ключевые слова: педагог, дошкольники, детское дошкольное учреждение, воспитание дошкольников.

Tatyana V. Kudrickaya

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF OLDER CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

Abstract. This article is devoted to generalization of pedagogical activity experience in formation of ecological culture of older children in preschool institutions. Purpose of the research: to theoretically study the organization of pedagogical conditions for the formation of ecological culture in older preschool children through the study of wildlife. The pedagogical conditions for successful education and the compliance of the methods with the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education and Sanitary Rules and Norms are considered. The conclusion is made about the effectiveness of the formation of ecological culture of older children.

Keywords: teacher, preschoolers, preschool, education of preschoolers.

Тема данной работы, по мнению автора, является чрезвычайно актуальной и интересной. Вопросы формирования экологической культуры у подрастающего поколения разрабатывались многие десятилетия. Безусловно, система дошкольного обучения является первостепенной, своеобразным фундаментом, на основе которого закладывается и формируется экологическое сознание и экологическая культура.

Говоря о системе дошкольного образования, необходимо подчеркнуть, что вопрос экологического образования и формирования экологической культуры находит свое отражение и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в примерных программах, которые рекомендованы к использованию в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций. [4, с. 78].

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста возможно эффективно реализовать при ознакомлении ребенка с объектами живой природы. Именно это способствует процессу познания дошкольником окружающего мира.

Дошкольный возраст является сенситивным для формирования экологической культуры личности. Именно на протяжении дошкольного детства у ребенка формируется умение выделять себя как одну из составных частей (элементов) окружающей среды. У ребенка происходит формирование и развитие ценностного отношения к природе, закладываются основы позиции по взаимодействию с окружающей природой, а также осознание неразрывности взаимодействия с окружающим миром и природой в частности. [3, с. 39].

Экологическая культура дошкольного возраста не формируется сама по себе, а формируются лишь при целенаправленном и систематическом воспитательном процессе. С точки зрения Б.Т. Лихачева, ребёнок среднего дошкольного возраста стремится познать суть вещей и явлений, а не только ограничивается познанием отдельно взятого явления. Именно в данный период у ребенка происходит закладывание так называемого «ядра» экологического сознания и экологических знаний. [1, с. 206].

Основными задачами экологического воспитания и формирования экологической культуры в период дошкольного возраста является накопление спектра экологических знаний, формирование чувства любви к природе и природным объектам, развитие бережливого отношение к природе, формирование природоохранной деятельности.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение закладывает основы экологического воспитания и формирования экологической культуры. Основное содержание экологического воспитания, направленного на формирование экологической культуры у дошкольника, – формирование осознанного и правильного отношения к природным объектам и явлениям, окружающим ребенка. Фундаментом этого отношения являются элементарные знания экологической направленности, представляющие собой сведения об их взаимосвязи со средой обитания, сведения о приспособленности этих животных и растений к ней и пр. [7, с. 115].

Природа включает в себя объекты как живой, так и неживой природы. При этом отметим, что именно объекты живой природы являются наиболее интересными и яркими для ребёнка дошкольного возраста. Именно при формировании представлений об объектах живой природы у ребёнка дошкольного возраста происходит формирование и развитие способностей, осознание окружающего его мира.

В педагогике достаточно хорошо изучена категория «педагогические условия», подразумевающая под собой ряд условий, благодаря которым можно наиболее эффективно развить то или иное педагогическое качество (категорию) у ребёнка. [5, с. 269].

Одним из педагогических условий формирования экологической культуры является развивающая предметно-пространственная среда. В рамках ФГОС ДО требования к предметно-пространственной среде закреплены в пункте 3.3. Данный нормативно-правовой документ регламентирует основные требования к среде как в групповом помещении, как и на территории дошкольной образовательной организации. Также ФГОС ДО предъявляет ряд требований по доступности, обогащенности и насыщенности развивающей среды. [8, с. 5].

Важно отметить значение СанПиН, который достаточно четко определяет требования к эколого-развивающей среде. В частности, запрещено размещение аквариумов, террариумов иных объектов животного мира в рамках группового помещения. Данный документ разрешает выделение на территории дошкольной образовательной организации определённой комнаты, в которой будут размещены объекты природы. Такими комнатами могут являться зимний сад или кабинет природы. Также отметим, что детям запрещено трудиться в уголке природы.

При этом стоит отметить, что при выборе того или иного животного для уголка природы педагогу необходимо опираться на основную образовательную программную задачу. Иными словами, выбирая тот или иной объект живой природы, мы должны формировать первоначальные знания об особенностях приспособления животных и их среде обитания.

На территории детского сада разрешено формирование огородов и участков, в которых дети могут осуществлять наблюдение за объектами живой природы.

Также в уголок природы автор предлагает помещать кролика, черепаху и хомячка. [6, с. 317].

Говоря о птицах, предлагается отдавать предпочтение канарейкам или волнистому попугайчику.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что формирование знаний и представлений объектов живой природы у детей среднего дошкольного возраста осуществляется и в результате целенаправленной педагогической деятельности. В частности, в образовательном процессе, в рамках непосредственно-образовательной деятельности у детей формируется определенный комплекс знаний по объектам живой природы. В процессе разнообразных дидактических игр, чтения художественной литературы, рассматривания различных макетов, иллюстраций, схем формируется представление не только о природе в целом, но и об объекте живой природы: животных, растениях, микроорганизмах и о человеке. [2, с. 109].

В рамках прогулок и экскурсий воспитатель целенаправленно обращает внимание детей на птиц, растения, деревья, насекомых, описывает их как живые объекты, объясняет формирование жизненно важных признаков растений: питание, рост, развитие. Благодаря данной деятельности у детей происходит знакомство с основными правилами и навыками ухода за растениями, отмечается необходимость целенаправленного ухода, так как именно от него зависит жизнедеятельность растения. [9, с. 115-118].

Кроме того, огромное значение имеет труд в природе. Он не только формирует экологическую культуру, но и способствует развитию наблюдательности, любознательности, умения планировать, подбирать необходимые материалы, инструментарий, а также определять последовательность своих действий.

Следует также указать необходимость использования такого вида деятельности, как моделирование, в процессе которого дошкольники могут создавать модель роста растений для его развития.

Третьим педагогическим условием, с нашей точки зрения, является осуществление взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями по вопросам формирования экологической культуры. Отметим, что действующий образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает полноценное участие родителей в образовательном процессе.

В педагогической практике существует значительное количество различных форм и методов, направленных на осуществление данного рода взаимодействия. Данные формы могут быть как групповые, так и индивидуальные.

Говоря об индивидуальных формах работы, мы имеем в виду проведение различных консультаций по вопросам формирования экологической культуры, а также индивидуальные беседы. [10, с. 56].

Групповые формы взаимодействия предусматривают проведение родительских собраний, круглых столов, встреч с интересными людьми и прочее. Также необходимо отметить существенную роль включения в процесс формирования экологической культуры всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей. Для достижения данной цели организуются различные экологические праздники, викторины, конкурсы, природоохранные акции, проектная деятельность.

Таким образом, лишь при совокупности вышеназванных педагогических условий процесс формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста будет проходить наиболее оптимально.

Подводя итоги, отметим, что организация работы по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если будет:

  1. обогащение эколого-развивающей и предметно-пространственной среды группы оборудованием и материалами для детского экспериментирования;
  2. включение в планирование эколого-педагогической работы в группе системы элементарных опытов с объектами живой и неживой природы;
  3. взаимодействие с семьями воспитанников в формировании экологической культуры посредством организации детского экспериментирования в домашних условиях.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Список литературы

  1. Валова З. Г. Ребенок среди природы / З. Г. Валова, Ю. Е. Моисеенко. – Минск : Полымя, 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
  2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – Москва : Просвещение, 2012. – 272 с. – Текст : непосредственный.
  3. Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. В. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2018. – 103 с. – Текст : непосредственный.
  4. Корзун А. В. Программа экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста / А. В. Корзун, С. В. Кишко [и др.]. – Минск : Народная асвета, 2017. – 68 с. – Текст : непосредственный.
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б. Т. Лихачев. – Москва : Прометей ; Юрайт, 2018. – 464 с. – Текст : непосредственный.
  6. Наблюдение и труд детей в природе / составитель А. Ф. Мазурина. – Москва : Просвещение, 2017. – 206 с. – Текст : непосредственный.
  7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под редакцией П. Г. Саморуковой. – Москва : Просвещение, 2018. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  8. Программа воспитание и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой. – Москва : Просвещение, 2017. – 240 с. – Текст : непосредственный.
  9. Рыбаков Б. В. Народный календарь / Б. В. Рыбаков. – Средний Урал, 2018. – 80 с. – Текст : непосредственный.
  10. Урунтаева Т. А. Знакомим малышей с окружающим миром / Т. А. Урунтаева, А. М. Афонькина. – Москва , 2017. – 104 с. – Текст : непосредственный.

____________________________________________________________________

Кудрицкая Татьяна Вартановна, воспитатель, МАДОУ д/с комбинированного вида № 2 «Звёздочка», г. Ступино, Московская область, Россия

Tatyana V. Kudrickaya, teacher, MAPEI «Kindergarten of Combined Type № 2 «Zvezdochka», Stupino, Moscow region, Russia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....

формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...