Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"
методическая разработка (младшая группа)

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития детей: количество и счет, ориентировка во времени и в пространстве, величина, геометрические фигуры.

1. Формирование познавательной мотивации обучения;

2. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;

3. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;

4. Развитие психических качеств (восприятие, внимание, память, воображение);

5. Развитие речи, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;

6. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад воспитателя  первой квалификационной категории муниципального      бюджетного дошкольного образовательного  учреждения №3 "Дюймовочка"

Кураксиной Анжелы Борисовны

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений

(из опыта работы)

« Ведь от того, как заложены элементарные

математические представления

 в значительной мере зависит дальнейший

путь математического развития,

успешность продвижения ребёнка

в этой области знаний.»

Л.А.Венгер

 Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяющих ее место в системе наук, принадлежит физику Н.Бору: «Математика – это больше, чем наука, это – язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.

Современное содержание дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО представлено пятью образовательными областями. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т.е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Актуальность темы  «Использование занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений» заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то нужно преподносить детям математические знания в игровой форме с использование дидактических игр, смешных заданий, забавных фигур, увлекательных путешествий, веселых героев, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия.

Занимательный игровой материал поможет ребенку познать радость при преодолении трудностей, встретиться с любимыми героями, выполнить увлекательные задания, а также способствует развитию умственных способностей, воображения, познавательного интереса, любознательности и закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.

Погружаясь в игровые математические занятия, ребенок вживается в волшебную ситуацию, и в тоже время у него формируется усидчивость, терпение, внимание.

Работая над данной темой «Использование занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений» мною была поставлена цель  и определены задачи работы

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.

  1. Формирование познавательной мотивации обучения;
  2. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;
  3. Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;
  4. Развитие психических качеств (восприятие, внимание, память, воображение);
  5. Развитие речи, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
  6. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития детей: количество и счет, ориентировка во времени и в пространстве, величина, геометрические фигуры.

Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная. Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. Работу над темой  «Использование занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений» я тоже начала с обогащения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, пополнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

С целью стимулирования математического развития детей  организовала  Центр математического развития. Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

В  Центре представлены занимательные упражнения, дидактические игры, игровые персонажи,  игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, и материалы по разделам программы.

Вся работа в Центре математического развития   организовывается  с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагались игры детям, ориентируясь на умственное и нравственно – волевое развития детей. Помещаю игры, которые доступны детям данного возраста. Дети в свободное время самостоятельно играют в математические игры и упражнения.

По разделу «Количество и счет» следующие дидактические занимательные  игры: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей», «Один – много»,

Знакомить детей с формами  можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Цвет, размер, фигура». «Изучаем формы».

Игры по разделу «Величина» -  «Большой – маленький», «Разложи рыбок по величине в аквариумы», «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого»

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию игр и упражнений: ряд подвижных игр - "Кот и мыши", "Бездомный заяц", "У медведя во бору», "Цветные автомобили", "Найди свой домик". Упражнения – «Вправо – влево», «Положи куда скажу», «Назови соседей игрушки».

«Ориентировку   во времени»  представила следующими играми -  «Календарь природы».

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я использую  в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Оформила лэпбук  "Математика с малышариками" предназначен  для совместной деятельности взрослого и детей индивидуально и с группой детей дошкольного возраста под руководством педагога или родителей. Данное пособие поможет формировать у детей представление об элементарных математических понятиях. Используемые дидактические игры помогут в развитии памяти, внимания и логического мышления.

Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к занимательным играм.

В  детском  саду  обязательно нужно  создавать  такие  условия  для  математического развития  ребёнка,  при  которых  он  проявлял  бы  самостоятельность  в выборе  игрового  материала,  игры,  исходя  из  развивающихся  у  него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка,  он  приобщается  к  сложному  интеллектуальному  труду.

Математика – удивительная наука. Она не только помогает человеку считать, измерять, проектировать, она учит его рассуждать, анализировать, грамотно выражать свои мысли. Основная идея опыта нашего детского сада – использование ИКТ при организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслеобразов.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Веселая математика» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, развить речь, внимание, память. Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через занимательную игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

     Итак, занимательный материал в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей. Следовательно, дидактические игры должны использоваться в учебно-воспитательном процессе. Это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

      Используя различные занимательные материалы в работе с детьми по математическому развитию, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные по математическому развитию  в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться. Учение должно быть радостным!

Литература:

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей  группе» И.А.Пономарева, В. А. Позина 2009год
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
  4. «Математика для детей 3– 4 лет»  Е.В. Колесникова – 2008г.
  5. Учебник с наклейками «Цифры и счёт, сложение и вычитание» В. Степанов – 2009г.
  6.  «Образовательный процесс  в группах детей старшего возраста» Н.А. Короткова  - 2007 год
  7. «Математика в детском саду» В. П. Новикова  - 2005 год
  8. «Дошкольник изучает математику» Т. И. Ерофеева – 2005г.
  9. «Школа внимания» Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина  2005 г.
  10.  Дошкольное воспитание № 11,  2008 год  «Развитие пространственных представлений у дошкольников».
  11.  «В кругу друзей математики» (5 – 6лет, индивидуальная работа), Т. И. Ерофеева 2008 год
  12.  Учимся, играя № 4 (5 -6 лет), 2010г. «Улитка заблудилась в цифрах»
  13.  Дошкольное воспитание № 10     2008 год «Играя, развиваем. Игры на асфальте»
  14.  Обруч № 4, 2005 год «Математическое ателье»
  15.  «Развивающие математические игры, занятия в ДОУ» Л.П.Стасова – 2008 г.
  16.  Л. С. Выготский «Педагогическая психология» М.,Педагогика 1991
  17.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.  
  18.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.
  19.  Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
  20.  Бантикова С. Геометрические игры  Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66.
  21.  Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г.                    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников

В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

"Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"

quot;Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...