Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность
учебно-методический материал

Дети, воспитывающиеся вне семьи,  –  это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна.  И, в связи с этим,  к учреждениям для детей-сирот, предъявляются новые требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей

к передаче  в приемную семью через театрализованную деятельность

Дети, воспитывающиеся вне семьи,  –  это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна.  И, в связи с этим,  к учреждениям для детей-сирот, предъявляются новые требования.

Основной задачей учреждения для детей-сирот становится подбор замещающей семьи для ребенка и подготовка его к переходу из учреждения в приемную семью.

Немаловажной является качественная, эффективная работа по подготовке ребенка к передаче в приемную семью

 Одним из эффективных методов является - подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания воспитанника. Участвуя в ней, воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Театрализованная деятельность активизирует мышление воспитанников, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи воспитанников, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность формирует у воспитанников умения общаться, поддерживать дружеские связи, решать конфликты в межличностных отношениях, принимать ответственность в различных ситуациях, определять жизненные цели, отстаивать свою позицию и интересы, осуществлять самоконтроль поведения, что очень важно для успешной адаптации в приемной семье.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

         Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

 художественным образованием и воспитанием детей;

 формированием эстетического вкуса;

 нравственным воспитанием;

 развитием коммуникативных качеств личности;

 обучением вербальным и невербальным видам общения;

 воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

         Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, воспитанник играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности воспитанников: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Посредством театрализованной деятельности предполагается формирование навыков социальной компетентности, формирование и развитие у детей навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, что является залогом безболезненной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в своей новой семье.

        В процессе работы по теме :" Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче  в семью через театрализованную деятельность" использую следующие формы работы с детьми:

 Чтение и совместный анализ сказок.

 Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

 Театральные этюды.

   Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, литературных произведений с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

 Словесные, настольные и подвижные игры.

 Пантомимические этюды и упражнения.

 Дыхательная гимнастика

 Артикуляционная гимнастика.

 Пальчиковые игры со словами.

 Разучивание чистоговорок.

        Остановлюсь подробнее на одной из форм работы с воспитанниками. Театральные этюды – для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях. Ребёнок проигрывает роли слабых героев, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе".

          Для привития таких качеств как милосердие, смелость, ответственность,  любовь, усвоения таких понятий как послушание - непослушание прочитаны и обыграны сказки "Сивка - бурка", «Царевна-лягушка». Приобретя вышеперечисленные качества, воспитанники успешно адаптируются в приемной семье.  Познакомившись со сказкой «Цветик – семицветик» воспитанники на примере героев сказки узнали к чему приводит рассеянность, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Быть послушным, ответственным, проявлять сострадание к другому члену семьи позволит ребенку в ответ со стороны родителей почувствовать заботу и  любовь.

Через прочтение и обыгрывание сказки «Кукушка», «Айога» воспитанникам прививались такие качества, как уважение, послушание, уважительное отношение к старшим, родителям. Дети на примере героев сказки убедились, что неуважение к матери, это- плохо. Чтобы быть в семье счастливым, чтобы сложились взаимоотношения со всеми членами семьи, нужно делать добро, проявлять заботу о ближних.  

Для привития таких качеств, как трудолюбие, доброта, терпение, открытость, способность прощать воспитанники обыграли сказку «Беляночка и Розочка». Дети уяснили такое понятие - "За добро платят добром», это позволит ребенку легко общаться не только с членами семьи, но и с ее окружением, что не маловажно для успешной адаптации, легче принять правила, традиции семьи.    На примере героя сказки «Стойкий оловянный солдатик» воспитанники узнали, как ценны стойкость и мужество, любовь и верность. Для мальчика очень ценны эти качества, возможно, в его приемной семье будут младший брат или сестра и он может проявить себя с наилучшей стороны, заботясь и защищая их. Через прочтение и обыгрывание сказок «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев» помогла воспитанникам понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание, нравственных категорий и качества личности, такие как добро — зло, приветливость — грубость, жадность — бескорыстие, трудолюбие – лень. После обыгрывания сказки"Мороз Иванович" девочки младшего возраста в игре подражали героине сказки и с удовольствием "хлопотали по дому», становились вежливы. услужливы, добры. Умение выполнять самую несложную работу по дому, вежливость. доброта будут приветствоваться в семье.

Через прочтение и обыгрывание сказок «Кукушка», «Айога» воспитанникам прививались такие качества, как уважение, послушание, уважительное отношение к старшим, родителям. Дети на примере героев сказки убедились, что неуважение к матери, это- плохо. Поняли, чтобы быть в семье счастливым, чтобы сложились взаимоотношения со всеми членами семьи, нужно делать добро, проявлять заботу о ближних.

Обыгрывая сказку "Три поросенка", воспитанники поняли, что быть трудолюбивым, смелым гораздо лучше, чем ленивым и трусливым. Приобретя такие качества как трудолюбие, смелость воспитанники успешнее адаптируются в приемной семье.

Условия работы по театрализации, как способом подготовки детей к передаче в семью:  

 Осуществлять выбор воспитанников на роль с учетом их собственных желаний.

 Побуждать всех воспитанников разыгрывать изучаемое художественное произведение.

 Прослеживать, какие роли были сыграны каждым воспитанником, каковы его основные достижения.

 При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения воспитанниками, для чего использовать различные виды театра, избегать слишком частых репетиций.

    Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием     направления деятельности.

Дети будут знать и уметь:

 Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для чтения, разучивания и постановки.

 Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

 Научатся запоминать и описывать любого героя.

 Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

 Строить простейший диалог.

 Распределять между собой обязанности и роли.

 Использовать средства выразительности драматизации.

 (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью воспитанники приобретут:

 Уверенность в себе.

 Умение играть в коллективе.

Умение понимать  эмоциональное состояние другого человека и уметь выразить свое в соответствии с нравственными общественными норма.

            Вся проводимая работа с воспитанниками  по подготовке к передаче  в семью через театрализованную деятельность показала, что используемые мною методы, формы работы способствуют реализации творческих сил, раскрепощению, повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, настойчивости, усвоению новой информации и новых способов действия; помогают развивать интересы и способности воспитанников,  что является залогом безболезненной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в своей новой семье.

         


  • на предыдущую страницу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....

Сотрудничество с семьей через театрализованную деятельность

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную транс...

«Развитие диалогической речи у детей старшего и подготовительного возраста с ОНР через театрализованную деятельность»

Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, воз...

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальны...

«Технология введения детей старшего дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность»

laquo;Технология введения детей старшего дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность»...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье

  Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...