Образовательный проект для среднего дошкольного возраста «Космос – это мы»
проект (средняя группа)

Якушева Лира Александровна

Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его свершениям и достойным страницам истории космонавтики. Предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат и первооткрывателей космических глубин, космических свершений, а также к участию в мероприятиях по подготовке и празднования дня космонавтики и 60-летия полета Ю.А. Гагарина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект для среднего дошкольного возраста

«Космос – это мы»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d30/000452ef-9ba7f464/hello_html_1dffc96.jpg

МБДОУ детский сад № 12

Якушева Лира Александровна,

Молчанова Марина Ивановна – воспитатели

Бочарникова Светлана Васильевна -музыкальный руководитель

2021г.

Образовательный проект для среднего дошкольного возраста

«Космос – это мы»

Пояснительная записка: Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его свершениям и достойным страницам истории космонавтики. Предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат и первооткрывателей космических глубин, космических свершений, а также к участию в мероприятиях по подготовке и празднования дня космонавтики и 60-летия полета Ю.А. Гагарина.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 12.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: c 1 апреля по 12 апреля 2021г.

Трансляция проекта: Педагогический совет МБДОУ детского сада № 12.

Актуальность выбора темы: 

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей как всё неведомое, непонятное. Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников:

  • Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
  • Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных.
  • Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.

Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. В процессе взаимодействия с дошкольником необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.

Проблема: Недостаточность знаний детей о Дне космонавтики, первом полете человека в космос, космических объектах.

Цель проекта: расширение представлений детей о празднике дня космонавтики.

Задачи:

Для детей.

Образовательные:

  • Знакомство с праздником «День космонавтики», героями космоса, с первым полетом Юрия Гагарина. 
  • Знакомство  детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.

Развивающие: 

  • развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира.
  • расширять знания детей о космосе, о понятии «космический корабль», о планете Земля.
  • Создание условий для исследовательской деятельности.
  • Развитие  творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.

Воспитательные: 

  • Воспитание чувства гордости за историю своей страны, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
  • Воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Для педагогов.

  • Совершенствование профессионального уровня педагогов.
  • Рост творческой активности педагогов.
  • Развитие навыков планирования.
  • Создание  условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Для родителей.

  • Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
  • Привлечение родителей к совместной  вместе с детьми и педагогами деятельности.

Предполагаемый результат:

В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «Космос – это мы» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; обновлению и обогащению ДОУ методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными дню космонавтики и 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина.

Материально - техническое обеспечение проекта:

•Магнитофон, аудиотека.

• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;

• Раздаточный материал для изготовления поделок (цветная бумага, картинки и т. д.);

• Материал для методической копилки (картотека игр, загадки, стихотворения).

Этапы реализации проекта:

I этап с 1.04 по 4.04 Формулирование целей и задач проекта

Изучение литературы по теме проекта

Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта

Оформление предметной среды группы.

II этап с 5.04 по 9.04 практическая деятельность по решению проблемы.

Проведение бесед о российской космонавтике, о героях космоса. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом ко дню космонавтики, разучивание танцев  и стихов, оформление выставки совместных творческих работ детей и их родителей «Космос глазами детей»,  создание игрового уголка «Космодром», создание условий для экспериментальной деятельности детей, ручной труд «Ракета».

Тематическое музыкальное занятие «Мы - дети Земли!», Гагаринский урок «Космос – это мы».

III этап с 12.04 итог - Презентация проекта «Космос – это мы». Проведение музыкально праздника «Мы - дети Земли!».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1.04.2021г-4.04.2021г

Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.

Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.

Мероприятия

Участники

Подбор  дидактических игр и художественной литературы

Дидактические игры: «Составь ракету из палочек, прищепок», «Собери ракету», «Найди лишнее» (разрезные картинки).  

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме «Космос. Герои космоса».

Педагоги.

Оформление уголка книги (подбор книг о космосе, космонавтах)

Рассматривание плакатов, стенгазет по теме: «Космос»

Рассматривание альбомов «Планеты Солнечной системы», «Первопроходцы космических глубин»

Мультимедио: познавательные мультфильмы

«Космические загадки», «Планетные песни», «Про ракету и космос», «Юра и Нюра на космодроме».

Создание Фотозоны «Через тернии к звёздам» #я_гагарин

 Консультация для родителей:

«Занимательные опыты и эксперименты для детей», «Знакомим ребенка с космосом», «Земля – наш космический дом», «Играем вместе. Пальчиковая гимнастика» (по теме Космос), «Серия игр и путешествий по теме:  «Космос»», «Рассказы ребенку о космосе».

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы. Заучивание стихотворений: «Взлетел в ракете русский парень» В.Орлов. «В космической ракете» А.Степанов. «Летит, летит ракета» В.Степанов. «Космонавты» А.Лисица. «В космосе так здорово» О.Ахметова. 

Участие родителей в выставке совместных работ с детьми «Космос глазами детей»  

Педагоги.

Педагоги, родители.

Родители, воспитанники

I I  этап – основной

Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта.

1 неделя (5.04 – 9.04) 

Сюрпризный момент. Письмо от Лунтика (просьба создать космолет, который был утерян, чтобы улететь обратно в космос) Обсуждение темы предстоящей недели. Цель: рассказать детям, чем они будут заниматься в течение недели, обсуждение плана действий, развивать умение рассуждать и делать выводы.

Познавательно – коммуникативная деятельность

Беседа: «Что такое космос» - развитие свободного общения между взрослыми и детьми; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. 

Беседа: «Первый космонавт на Земле»

Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос

НОД "Космическая ракета" Цель: уточнение и систематизация знаний и представлений о космических кораблях, космонавтах, космических полетах.

Физкультминутка «….» - Смотреть по занятию!!!!

Пальчиковая гимнастика – «На Луне жил звездочет» - развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Рассматривание альбома: «Детям о космосе и космонавтах» 

Мультимедио: познавательный мультфильм

«Космические загадки»

Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?» - развивать у детей воображение, умение высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу.

Экспериментальная деятельность: Любознайкам интересно: «Что занимает большую часть поверхности планеты Земля?», «Почему все предметы падают на землю?».

Дидактическая игра «Выложи разрезную картинку» (по теме: «Космос») - развитие мыслительных операций.

Подвижная игра «Космонавты», «Собираемся в полет» - закреплять знания детей о космосе через игровую деятельность.

Конструирование «Космодром - космический город» - вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса.

Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Мы космонавты!»

Задания для родителей:

Предложить родителям побеседовать с детьми о космосе, планетах солнечной системы; найти дома подходящую литературу и совместно ее изучить.

Педагоги, воспитанники

НОД "Космическая ракета" https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152848373113051

Рассматривание альбома https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153631129273851

«Космические загадки»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152829771833563

Любознайкам интересно https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152858707812571

«Космодром - космический город»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837305655515

Родители, воспитанники

Речевое развитие

Беседа «Профессия – космонавт» - расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт.

Чтение художественной литературы: «Как мальчик стал космонавтом» (рассказы о Ю.Гагарине), «Звездочет и обезьянка Микки» (сказка Т.А. Шорыгина), «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» (албанская сказка), сказка Арины Лунеговой «Сказка про метеорит»; чтение стихов о космосе

Ситуация общения: «Что случится с нашей планетой, если…». Расширять представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету.

Знакомство с книгой «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов».

Беседа «О планетах Солнечной системы» с использованием мультимедиа

НОД. «Мы команда космического корабля» - формирование у дошкольников познавательного интереса к космической сфере. Активизировать и обогащать словарь по теме «Космос».

Дидактическая игра «Скажи одним словом - «весенний»: Упражнять в согласовании существительных с прилагательным «весенний».

Игра «Скажи наоборот» - учить детей подбирать слова-антонимы.

Игра с мячом - «метеоритом»  -  «Один – много» - учить детей образовывать существительные множественного числа.

Упражнение «Четвертый лишний» - учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Подвижная игра «В открытом космосе» - Развитие творческого воображения, общей моторики, координации движений.

Физ. Минутка. «Я хочу стать космонавтом»

Гагаринский урок  «Космос – это мы!» в рамках празднования "Дня космонавтики" и 60 - летия полета в космос Ю.А.Гагарина.

Дидактическая игра со счетными палочками «Ракета для Лунтика» - воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других

Самостоятельная игровая деятельность «Космодром».

Задания для родителей:

Заучивание стихотворений: «Взлетел в ракете русский парень» В.Орлов. «В космической ракете» А.Степанов. «Летит, летит ракета» В.Степанов. «Космонавты» А.Лисица. «В космосе так здорово» О.Ахметова.

Педагоги, воспитанники

Знакомство с книгой «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов».

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152859005673691

«О планетах Солнечной системы»

https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153581883229691

Гагаринский урок  «Космос – это мы!»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837072216283

игровая деятельность «Космодром».

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152859171545307

Художественно - эстетическое развитие:

Беседа «Первый космонавт на Земле». Рассматривание портрета Ю.Гагарина, В.Терешковой.

Рассматривание иллюстраций с космонавтами, просмотр презентации в "Детям о космосе"

Д/и: «Найди тень космического корабля» - учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

НОД «Летит, летит ракета» (лепка) - формировать умения лепить ракету на плоскости.

Физкультминутка: «Космонавты»

Рассматривание альбомов открыток, чтение стихотворений, рассказов о космосе.

НОД «Звездный друг» (рисование цветными карандашами) - вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве.

Игра «Инопланетяне и земляне» (по принципу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»)

Гимнастика для глаз: “На луну” А.Гриднева

Знакомим детей с новой сказкой Арины Лунеговой «Сказка о метеорите».

Нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню», как средство активизации мыслительной деятельности. Творческие работы детей по мотиву сказки Арины Лунеговой «Сказка про метеорит»

Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» -

развивать двигательную активность детей, внимание.

Пальчиковая гимнастика «Мы наши пальчики сплели»

Игры с камушками: «Найди все гладкие», «Найди все большие/маленькие», строим возрастающие или убывающие ряды, выкладываем камушки по размеру , выстраиваем геометрические фигуры и тд.

Ситуация общения: «Откуда на земле появились камни?» - расширять представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету.

Самостоятельная художественная деятельность детей «В космос, прямо к звёздам...»

Задания для родителей:

Участие в выставке творческих работ «Космос глазами детей»

НОД «Летит, летит ракета» (лепка)

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850659401947

НОД «Звездный друг» (рисование цветными карандашами)

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850775924955

«Роспись по камню». Творческие работы детей по мотиву сказки Арины Лунеговой «Сказка про метеорит»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152851233104091

«В космос, прямо к звёздам...»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850621194459

Музыка.

………………..

Презентации: …..

рекомендации родителям:

Пальчиковая гимнастика

«Знакомим ребенка с космосом»

"В космосе так здорово!" О.Ахметовой. Шмакова Маргарита

Подвижные игры

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

«Ракетодром» - развитие слухового внимания.

Социально-коммуникативное развитие

Игра-загадка «Послушай музыку и  отгадай».

Дыхательная гимнастика: «Самолёт», «Кораблик».

Пальчиковая  гимнастика: «Пальцы эти – все бойцы», «Капитан».

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837338095835

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152840384143579

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855538819291

Работа с родителями

  • Объявление о запуске проекта: - знакомство родителей с темой проекта, привлечение их внимания к проблеме.
  • Стихи в честь 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина (читают дети)
  • Участие в выставке творческих работ «Космос глазами детей»
  • Фотозона «Через тернии к звёздам» #я_гагарин

Разработка методических рекомендаций для родителей

«Рассказываем детям о космосе».

«Земля – наш космический дом»

«Занимательные опыты и эксперименты для детей». 

Стихи в честь 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина (читают дети)

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152857090449627

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855538819291

Выставка «Космос глазами детей»

https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153631779915259

Фотозона «Через тернии к звёздам» #я_гагарин

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855072137435

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152829127483611

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837339799771

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152848596197595

III этап - заключительный

Итоговое мероприятие. 

  • Праздник, посвященный 60 - летнему юбилею первого полета

Ю.А.Гагарина, «Мы - дети Земли!»

  • Презентация проекта «Космос – это мы»

«Мы - дети Земли!»

https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855092715739

Продукты проекта:

Для детей:

  • Рисунки, аппликации, поделки, участие в празднике, тематических занятиях, в Гагаринском уроке  «Космос – это мы!», участие в чтении стихов в честь 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина,

Для педагогов:

  • Оформление стендов, стенгазет, уголков, презентаций, подготовка к празднику, создание презентации проекта

Для родителей:

Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье. Привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности через поиск и внедрение эффективных форм работы по формированию гражданско-патриотического воспитания.

Формы реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Игры
  • Беседы
  • Музыкально - спортивный праздник
  • Консультации родителям.

Продукты реализации проекта

  •  «Стенгазеты
  • Презентация
  • Выставка совместных творческих работ детей и их родителей «Космос глазами детей»
  • Итоговое мероприятие: Музыкально - спортивный праздник, посвященный 60 - летнему юбилею первого полета Ю.А.Гагарина, «Мы - дети Земли!»  

Использованная литература:

.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
  2. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.— М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
  3. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
  4. Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. —  М.: ТЦ Сфера, 2011г.
  5. Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах» Москва, 1981 г.   
  6. Л.Н. Прохорова   Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
  7. Интернет – ресурсы

Отчет по проекту

Удивительный мир космоса манит к себе не только взрослых, но и детей. Им очень нравится фантазировать и мечтать о загадочных космических просторах, представляя себя летящим на космическом корабле или ракете.

Во время тематической недели посвященной празднованию дня космонавтики и 60-летнему полету в космос Ю.А. Гагарина дети средней группы работали над краткосрочным, познавательно-творческим проектом «Космос – это мы», который был направлен на воспитание чувства гордости за историю своей страны, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. А также на формирование представлений о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды». Много времени было уделено теме освоения космоса людьми.

Наше недельное путешествие по «космосу» прошло удачно. Дети с большим удовольствием, интересом и вниманием рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах, слушали рассказы из энциклопедии для детей, рисовали, клеили, конструировали, лепили.

При помощи презентации путешествовали вместе с первыми «космонавтами» - Белкой и Стрелкой. Ребята постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку.

Основные формы реализации проекта: беседы, занятия по ознакомлению с окружающим миром, сюжетные, подвижные, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность и, конечно, работа с родителями.

Они приняли активное участие в работе проекта. А также совместно с детьми изготовили творческие работы на тему «Космос глазами детей» для организации выставки.

Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и очень трудно. Ребята получили огромный заряд бодрости, много положительных эмоций и ярких впечатлений. А впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь и согревают и украшают душу человека на долгие - долгие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Космос и мы"

Дошкольный возраст – важный период в жизни личности для познания всего нового и интересного. В этот период закладываются основы нравственного, познавательного и физического развития ребенка.Данн...

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детей среднего дошкольного возраста «Космос, мы с тобой!»

Цель: закрепить и углубить знания детей о дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о самом празднике. Воспитывать патриотические чувства детей на примере  подвига первого космонавта,...

Долгосрочный образовательный проект в средней группе «Неизведанное рядом» Руководитель: Грибович Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

Цель проекта:Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе. Задачи проекта:Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.Развивать ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

Цель данного проекта:обогащать представления детей о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми).• способствовать развитию познавательных и интел...