Долгосрочный проект "Формирование дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)"
проект (средняя группа)

Долгосрочный проект по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Автор проекта: Андрощук Г.А., воспитатель ДОУ №23 «Кораблик» г. Волжск.

Исполнители: 1) педагог

                         2) дети

Заказчик проекта: администрация ДОУ №23 «Кораблик» г. Волжск.

База экспериментальной работы: ДОУ №23 «Кораблик».

Сроки работы по проекту: февраль - апрель 2020 г.

Актуальность

Детство – самый важный период человеческой жизни. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в ранние годы, что вошло в его память и сердце из окружающего мира зависит, каким человеком станет в будущем. Сегодня у людей есть все материальные условия для правильного воспитания и развития ребенка, чтобы образовать и научить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце яркий огонь доброты.

Социально-коммуникативное воспитание детей младшего возраста это не просто ценная составляющая воспитания, но и обязательный элемент без которого исключено формирование настоящей личности ребенка в будущем.

Один из приоритетных курсов развития детей в рамках ФГОС дошкольного образования является образование условия, открывающего потенциал для позитивной социализации ребёнка, его многогранного личностного развития на фундаменте сотрудничества со взрослыми и ровесниками в соответствующих раннему возрасту видах деятельности.

Цель проекта: создание условий для формирования дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- разучить с детьми новые коммуникативные игры;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание

Проблема исследования: выявить особенности формирования дружеских навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование дружеских навыков у детей как направление коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика проведения коммуникативных игр и бесед с детьми среднего дошкольного возраста

Предполагаемый результат: образование условия, открывающего потенциал для позитивной социализации ребёнка, его многогранного личностного и коммуникативного развития на фундаменте сотрудничества ровесниками в соответствующих среднему дошкольному возрасту видах игровой деятельности.

Рекомендации воспитателю

При проведении игр и упражнений нужно учитывать, что необходимо:

- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

- помнить, что каждый ребенок имеет свои права:

на личное достоинство и уважение этого достоинства,

на систему ценностей,

на ответственность,

на индивидуальность и своеобразие,

на собственные мысли

Организационно-педагогические условия

- Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

- Обучение   умению слушать и слышать другого;

- Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

- Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивированно;

- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

- Формирование чувства симпатии между участниками общения;

- Обучение умению детей владеть собой;

Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков

Взаимодействие детей с ровесниками как направление коммуникативного развития ребенка

Общение с взрослыми и сверстниками кардинальным образом отличается друг от друга. В разговоре с ровесниками дети всегда более раскованы, им не нужно придерживаться правил вежливости и норм поведения, можно говорить свободно, раскованно. При этом в разговорах преобладает эмоциональная составляющая. Общение часто сопровождается кривлянием, смехом, криками и высокими интонациями голоса.

Взрослый для ребёнка выступает авторитетом, эталоном для подражания. Малыш дошкольного возраста задаёт ему вопросы, учится у него чему-то, выполняет его требования и ждёт оценку своих действий. Взрослый часто выступает судьёй в детских спорах. Общение с другими детьми происходит на равных, оно богаче и насыщеннее, ребёнок стремится показать и рассказать, что он умеет. Зачастую детям главное рассказать, а не выслушать, поэтому общение может не клеиться, когда два ребёнка перебивают друг друга, не слушают и каждый рассказывает о чём-то своём.

В период от 4 до 6 лет общение со сверстниками выходит на первое место. Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.

Конкуренция берёт своё начало в среднем дошкольном возрасте, но и после 6 лет она у многих детей не угасает. Для малышей крайне важны не только собственные успехи и неудачи, но и их ровесников. Отсюда возникает зависть, обида, ревность.

В 4-5 лет дети в первую очередь стремятся к получению высокой оценки своих действий от взрослого, однако постепенно сверстник становится для малыша личностью, успехам и неудачам которой можно сопереживать, интересами которой можно интересоваться.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

- Изучение методической литературы

- Пополнение картотеки коммуникативных игр

- Составление картотеки сказок и стихов про дружбу

-Подготовка атрибутов к играм

- Консультации для родителей: «Взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками», «За что нельзя хвалить ребенка, а за что необходимо»

2. Основной этап.

- Организация и проведение коммуникативных игр

- Проведение этических бесед с детьми: «Чего не знал воробышек», «К чему ведут ссоры в игре», «Как жить дружно, без ссор», «Не будь жадным», «Почему нужно уметь уступать», «Правила дружной игры»

- Чтение сказок и стихов про дружбу с обсуждением прочитанного

- Заучивание стохов-мирилок

- Консультации для родителей: «Конфликт в дошкольном возрасте», «Моральные ценности ребенка», «Неконтролируемые эмоции», «Подвижные игры как вид коммуникативного развития ребенка», «Развитие коммуникативных навыков», «Социально-эмоциональные навыки ребенка», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

3. Заключительный этап.

- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями

- Оформление итогов проекта

Итоги проекта

В ходе реализации проекта дети активнее общались друг с другом, проявляли больший интерес к различного вида игровой деятельности, повысилась организованность детей, расширились сведения об окружающем, обогатился и активизируется словарь. Заметно возросла социально-коммуникативная активность детей, они начинают проявлять живой интерес к совместным, групповым играм. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также их совместной деятельности в предварительном обсуждении правил и обустройства совместной игры.

- Пополнена картотека игр на развитие коммуникативных способностей.

- Создана информационная копилка (буклеты, консультации) для родителей с целью обогащения педагогических знаний по развитию игровых и социально-коммуникативных умений дошкольников.

Под влиянием общения со сверстниками, различных игр и упражнений дети активно проявляют инициативу к общению и организации совместного времяпровождения. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть группами. Объединяться в играх вокруг инициатора и выслушивать предложения сверстников по развитию несложных игровых сюжетов из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов. Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социально-коммуникативного развития, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире. В перспективе планируется интегрирование социально-коммуникативного развития в другие виды деятельности для среднего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск: Сфера, 2014.

2. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М.: Издательство: Детство-пресс, 2015.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 2015. - №6.

4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2014.

6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 2016.

7. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2016.

8. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности  в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников....

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста «В гости к Петрушке».

Досуг по формированию навыков здоровьесбережения детей среднего  дошкольного возраста«В гости к Петрушке»....

Консультация Воспитание культурно гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

Консультация Воспитание культурно гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Мой любимый детский сад.Долгосрочный познавательно-творческий проект.Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения с трудом сотрудников ДОУ.

quot;Мой любимый детский сад".Долгосрочный познавательно-творческий проект.Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения с трудом сотрудников ДОУ.1).Презентация.Проект по ...