экологический проект для детей средней группы на тему "Садовые ягоды и фрукты нашего края"
проект (средняя группа)

Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё это помогает узнать новое о дарах сада, почувствовать красоту и щедрость родной земли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_proekt_sr.gr_._frukty_yagody.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

            УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

                                                     ГОРОДСКОГО ОКРУГА

                                                                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «ПЧЕЛКА»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


на тему: «Садовые ягоды и фрукты нашего края»

Для детей средней группы

                                                                                                     Составила:

Воспитатель

Махова Любовь Григорьевна

п. Володарского

2020г.

Оглавление

Задачи проекта: ………………………………………………………………….. 3

Актуальность: …………………………………………………………………….4

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап ……………………………………………………..5

2. Основной этап ………………………………………………………………..6

3. Заключительный этап……………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: 01.09. -20.05.

Состав участников: дети 4 - 5 лет, воспитатель, родители детей.

Формы работы: игровая деятельность, наблюдение, экспериментирование, чтение художественной литературы, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, труд в природе.

Цель проекта: дать детям представление о дарах природы - садовых ягодах и фруктах. С их разновидностями, назначением и пользой в жизни человека.

Задачи:

1. Расширить у детей знания и представления о дорах сада фруктах и ягодах.

2. Способствовать формированию трудовых навыков и умений в процессе активного включения детей в трудовой процесс.

3. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

4. Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.

5. Развить самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.

6. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней.

В работе с родителями:

- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей по средствам экологического воспитания.

-Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

-Повышение авторитета ДОУ в глазах родителей.

Актуальность.

  В ходе бесед о садовых деревьях и кустарниках выяснилось, что дети в недостаточной степени имеют представления о них, почему их так называют, о том, где и как они растут.

   Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, трудолюбивей. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, воздействует на все его чувства.

    При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в доступной форме о садовых ягодах и фруктах. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода: дети ведут наблюдения, экспериментируют, играют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Всё это помогает узнать новое о дарах сада, почувствовать красоту и щедрость родной земли. Также дети узнают о том, в каких условиях комфортно растут плодовые деревья и ягодные кустарники, как нужно за ними ухаживать, как сохранить вкусовые и полезные свойства ягод и фруктов при их переработке и хранении. Родители приготовят компоты, морсы, джемы, и варенья, попробуют их вместе с детьми. Дети, превратившись в юных садоводов, вместе со мной посадят молодые кустарник жимолости и яблоню в зоне экологической тропы детского сада. Всё это поможет пробудить интерес ребёнка к окружающему его миру, активизировать знания по экологии, пополнить коллекцию садовых кустарников и деревьев на территории детского сада, улучшить окружающую среду, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.

Проблема: не достаточно знаний о плодовых деревьях и кустарниках, растущих на садовых участках нашего посёлка.

Планируемый результат:

1. Расширение представления о пользе ягод и фруктов.
2. Воспитание у детей желание заботиться о природе, знать, любить и беречь всё то, что она дарит человеку.

3. Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности.

Работа с родителями:
1. Консультации «Труд в жизни ребёнка». «Как укрепить иммунитет ребенка в холодное время года».

2. Приготовление ягодных и фруктовых варений, морсов, компотов, джемов.

3. Выставка «Книжка – малышка» своими руками по теме проекта.

4. Памятки для родителей «Азбука поведения в природе».

Этапы реализации

I Подготовительный этап (с 25.08 – по 10.09.20):
1. Разработка проекта;
2. Подбор методической, художественной литературы и информации по теме проекта.
3. Составление перспективного плана мероприятий.

4. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и малоподвижных игр. 

5.Подготовка атрибутов и оборудования для проведения ООД; 
6. Общение с родителями и обсуждение работы по данной теме.
II Основной этап (с 11.09 по 20 мая): 

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
«Речевое развитие» 
Беседы на темы: «Подарки лета»; «Прогулка по саду»; «Расскажи какая ягодка».

Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения; умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы; выявить знания детей о садовых ягодах и фруктах, растущих в нашем крае; развивать умение согласовывать существительные с прилагательными.

Чтение художественной литературы:

  • Загадки на тему: «Сад», «Ягоды», «Фрукты» 
  •  М. Исаковский «Вишня»; Владимир Даль «Война грибов с ягодами».
  • Пословицы: «В ягодный год – дел невпроворот». «Сладка ягода, да низко растёт»

Цель: дать представление, что такое авторская сказка; формировать умение внимательно слушать короткие сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению; знакомить детей среднего дошкольного возраста с устным народным творчеством- пословицей.

Социально – коммуникативное развитие

1.Игровая деятельность: 

  • Подвижные игры : «Добеги до ягодки», «У медведя во бору»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Садоводы», «Бабушкины помощники».
  • Дидактические игры: «С какой ветки детка?», «Кусты и деревья», «Строения растения».
  • Пальчиковые игры: «Ягодная семейка».  

Цель: формировать интерес к игровым действиям сверстников; умение передавать в игре события окружающей действительности, развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других, способствовать развитию психофизических функций, развивать двигательную активность детей.
2. Трудовая деятельность.

Целевые прогулки по экологической тропе детского сада по темам: «Что это за кустики растут?»; «Посадим куст жимолости»; «Посадим яблоньку в саду» «Укроем корни кустов и деревьев сухими листьями, чтобы они не замерзли», «Поможем яблоньке спастись от ветра».

П/с: Развивать желание ухаживать за растениями, помогать старшим. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Наблюдения за изменениями в природе: листьями на деревьях и кустарниках, ветром, небом, температурой.
    П/с: Формировать представления о изменениях в природе ранней и поздней осенью, развивать мышление, развивать умение делать причинно- следственные выводы.
    Художественно - эстетическое развитие
    1. Аппликация «Золотая осень»

2. Лепка: пластилинография «Ягодки садовые», «Лукошко ягод».

3. Рисование «Наш кустик жимолости», «С какого кустика листок»

Цель: развивать мелкую и общую моторику рук, умение передать в продуктивной деятельности впечатления от наблюдений и целевых прогулок; воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе через художественное творчество.
Познавательное развитие

1. Конструирование из строительного материала «Забор вокруг сада»
П/с: закреплять умение строить, используя строительный материал; видеть постройку в целом и выделять ее части, отвечать на вопросы педагога.

2. ФЭМП «Деревья и кустарники».

П/с: Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, устанавливать размерные отношения; формировать представление о равенстве и не равенстве групп, отвечать на вопрос «Чего больше (меньше)?»

3.  Познавательно исследовательская деятельность «Зачем растению корни?»

П/с: Систематизировать знания детей о растениях. Продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, цветы. Дать детям представление о функциях корня растений. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Декабрь, Январь, Февраль.

 «Речевое развитие» 
Заучивание стихов по теме: фрукты, ягоды, сад.

Чтение художественной литературы:

  • Загадки на тему: «Сад», «Ягоды», «Фрукты»
  •  Прокофьева С.Л. «Сказка о первых ягодах»; Толстой Л.Н. «Косточка»;

Елена Бацева «Сказка про фрукты»

  • Пословицы и поговорки: «Положи свежих ягод в рот, избавишься от хворей на целый год».  «Была бы водица, а фрукт народится». «Хорош садовник - крупен крыжовник».

Цель: продолжать формировать умение внимательно слушать короткие сказки; умение пересказывать содержание сказок; развивать интерес к чтению; продолжать знакомить детей среднего дошкольного возраста с устным народным творчеством- пословицей. Учить понимать смысл пословицы, как народной мудрости.

Социально – коммуникативное развитие

1.Игровая деятельность: 

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Хозяюшки».
  • Дидактические игры: «Какое варение, какой компот?», «Найди пару».
  • Пальчиковые игры: «В сад за сливами»

Цель: продолжать формировать умение передавать в игре события окружающей действительности, способствовать развитию игрового замысла, мелкой моторики рук, фантазии. Совершенствовать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других, способствовать развитию психофизических функций, развивать двигательную активность детей.

2. Трудовая деятельность.

Целевые прогулки по экологической тропе детского сада по теме: «Экологическая тропа зимой»

Цель: дать представление о жизни растений в холодный период времени; продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  • Наблюдения за изменениями в природе: деревьями и кустарниками, ветром, небом, температурой.
    Цель: Формировать представления о изменениях в природе зимой, развивать мышление, развивать умение делать причинно- следственные выводы.
    Художественно - эстетическое развитие
    1. Ручной труд: «Фрукты»

2. Аппликация: «Вкусный компот».

3. Рисование «Наш сад зимой», «Баночка варения»

Цель: продолжать способствовать развитию мелкой и общей моторики рук, умение передать в продуктивной деятельности впечатления от наблюдений и целевых прогулок; продолжать воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе через художественное творчество.
Познавательное развитие

  1. Конструирование из строительного материала «Погребок»
    П/с: закреплять умение строить, используя строительный материал; видеть постройку в целом и выделять ее части, отвечать на вопросы педагога.
  2.  ФЭМП «Запасы бабы Нюры».

П/с: формировать представление о равенстве и не равенстве групп, отвечать на вопрос «Чего больше (меньше)?»; закрепить счет в пределах 5.

3. Познавательно исследовательская деятельность «Отгадай фрукт по вкусу, по запаху»

П/с: Совершенствовать представления о разнообразных свойствах фруктов; Развивать логическое мышление; вызвать интерес к экспериментированию.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Сторож и зайцы»; игра с речевым сопровождением «Мы корзиночку возьмем».

Игра малой подвижности: «Назови ягоду (фрукт)»

Физминутки: «Яблоко», «Фруктовый компот», «За ягодами».

Март, Апрель, Май.

«Речевое развитие» 
Составление описательных рассказов про садовые ягоды и фрукты.

П/с: Продолжать развивать мышление, связную речь; совершенствовать умение составлять рассказ по картинке; учить подбирать определения к словам; развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, глаголами.

Чтение художественной литературы:

  • Загадки на тему: «Сад», «Ягоды», «Фрукты»
  • Пословицы: «Цветы для радости, сады для сладости»; «Каков уход, таков и плод»; «Кто не ленится, тот садом гордится»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь».
  • Сказки- Владимир Степанов «Мишкина малина»; Л.Н.Толстой «Старик и яблони»;

П/с: продолжать формировать умение внимательно слушать короткие сказки; совершенствовать умение пересказывать содержание сказок; продолжать развивать интерес к чтению; продолжать формировать интерес к устному народному творчеству загадкам, пословицам.

Социально – коммуникативное развитие

1.Игровая деятельность: 

  • Подвижные игры: «Собери корзину ягод (фруктов)», «Медведь в малине».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Помощники садовода», «Магазин».
  • Дидактические игры: «Съедобное - несъедобное», «Сложи картинку».
  • Пальчиковые игры: «В сад за сливами».  

П/с: совершенствовать умение передавать в игре события окружающей действительности, продолжать развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, творческую фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других, способствовать развитию психофизических функций, способствовать развитию двигательной активности детей.
2. Трудовая деятельность.

Целевые прогулки по экологической тропе детского сада по темам: «Экологическая трапа весной», «Как помочь деревьям и кустарникам» «Волшебник май?».

П/с: Дать элементарные представления об уходе за растениями весной.  Воспитывать желание трудиться, помогать старшим; воспитывать чувство гордости и радости за результат своей работы. 

  • Наблюдения за изменениями в природе: листьями, цветами на деревьях и кустарниках, ветром, небом, температурой.
    Цель: Формировать представления о изменениях в природе ранней и поздней весной, развивать мышление, развивать умение делать причинно- следственные выводы.
    Художественно - эстетическое развитие

1. Аппликация: «Хороши листочки на кусточке»

2. Лепка: «Инструменты для садовода».

3. Рисование: «Яблоня в цвету», «Экологическая тропа весной».

П/с: продолжать способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать умение передать в продуктивной деятельности впечатления от наблюдений и целевых прогулок; воспитывать бережное отношение к природе через художественное творчество.

Познавательное развитие

1. Викторина «Садовые ягоды и фрукты»

 П/с: уточнить познания дошкольников о различных садовых ягодах, закрепить различия ягод и фруктов; закрепить познания о многообразии садовых фруктов и ягод через игровую деятельность.

3.  Познавательно исследовательская деятельность «Фруктово-ягодные краски».

П/с: Дать представление детям, что во всех фруктах и ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то остаётся пятно такого же цвета, как сам фрукт, или ягода. Развивать познавательный интерес, умение делать выводы. Воспитывать аккуратность.

III Завершающий этап (10 – 20 мая)
1. Оформили, из принесённых родителями работ, выставку: «Книжки- малышки». Награждение участников выставки.

2. Пополнили развивающие центры игровым материалом по теме проекта.

3. Провели викторину «Садовые ягоды и фрукты»

Используемая литература:

  1. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
  2. Воронкевич О.А., «Детские экологические проекты»; СПб.; Детство-Пресс, 2014.
  3. Дорофеева А. «Ягоды садовые». Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»; М.; Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Емельянова Э.Л. «Расскажите детям о садовых ягодах»; М.; Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Арушанова А.Г. / Богина Т.Л. / Волкова Е.М. и др. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  6. Платонова Л.В. План-конспект занятия по познавательной деятельности «Красящие вещества фруктов» - 2011. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/10/16/plan-konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnoy-deyatelnosti
  7. Степаненкова Э.Я Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 г.
  9. Шорыгина Т.А. «Ягоды. Какие они»; М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  10.  Шорыгина Т.А. «Фрукты. Какие они»; М.: ГНОМ и Д, 2008. — 64 с

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                         Приложение 1

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

Для детей средней группы

                                     На тему: «Зачем растению корни.»

Программное содержание:

- Систематизировать знания детей о растениях.

- Продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, цветы.

- Дать детям представление о функциях корня растений.

- Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

- Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей.

- Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Предварительная работа:

Знакомство с растениями: деревья, кустарники, цветы. Наблюдение за посадкой, куста жимолости и яблони на экологической тропе детского сада. Дидактическая игра “Строение растений”, рассматривание картинок из серии «Во саду ли, в огороде», беседа «Что растет на подоконнике», заучивание четверостишья Татьяна Стукова «Если все сорвут цветы».

Материалы и оборудование: 

Горшок с комнатным растением; мультимедийная установка; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; фланелеграф, части растений (дерево-яблоня, куст- жимолость, цветок- герань); емкость с песком; непроливайки с подкрашенной водой по количеству детей; модель корня растения из марли по количеству детей; 4 карточки черного, желтого, синего, красного цвета; картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов;  живая веточка герани, стаканчик с водой; маленькая лейка, рисунок солнышка.

Ход ООД

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением

Воспитатель: Дети перед вами живое растение. Давайте вспомним, что необходимо растению для роста. Воспитатель показывает карточки разного цвета, дети отвечают: черная – почва, желтая – свет, синяя – вода, красная – тепло. Молодцы, вы всё верно вспомнили и ответили. 

Воспитатель: Посмотрите на фланелеграф и ответе, что на нём изображено? (Ответы детей: деревья, кустарники, цветы)

Воспитатель: как можно это всё назвать одним словом? (Ответы детей: растения)

Появляется Незнайка с веточкой герани в руках.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить герань, чтобы она росла и радовала нас своей красотой и ароматом. Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки пусть растут вниз, под землёю, они же питаться должны. А вот цветы прямо на корешках вырастут.

Воспитатель: Ребята, правильно Незнайка говорит? (Ответы детей: нет, неправильно)

Воспитатель: Незнайка, послушай, как правильно растет растение.

(Воспитатель раскладывают части растения на фланелеграфе и рассказывают последовательность его роста: у каждого растения есть корень, корни растут вглубь земли, над землей – ствол, стебли, на стеблях – листья и цветы, когда цветок отцветет, из него получаются семена, а если это плодовые деревья и кусты, то из цветка появляется плод, он растет и созревает)

Незнайка: Как же мне все запомнить?

Воспитатель: Очень просто! Сейчас я превращу детей в семена:

– Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным” (звучит композиция «Музыка цветов»)

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Дети стучат пальцами по ковру -вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? (Дети –вверх, к солнышку). Растут наши растения все выше и выше (Дети встают). Здесь есть и могучие деревья, раскидистые кустики, прекрасные цветы. Что вы, чувствуете? Чему радуетесь? ( Детей - солнышку).

Незнайка: Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай стихотворение:

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты. и деревья, и кусты. И не будет красоты!

Незнайка: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно!

Воспитатель: Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим макет дерева без корней. Дуем. Макет падает. Потом берем макет дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае макет устойчив.

Вопросы к детям: Какое дерево более устойчиво? Почему? (Ответы детей – дерево держится за почву корнями).

 А если б не было корней у дерева, подул ветер, чтобы случилось? (Ответы детей –при ветре все деревья упали бы).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Вопрос к детям: Что вы видите? (ответы детей - вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше).

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу и передают её всему растению.

Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как правильно растет растение и зачем растению корни.

Незнайка: Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Я теперь посажу в горшок герань правильно, и он будет жить у меня на подоконнике, и радовать меня! Спасибо! До свидания!

Дети прощаются с Незнайкой

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

             Конспект познавательно – исследовательской деятельности

Для детей средней группы

                                 На тему: «Фруктово-ягодные краски»

Программное содержание: 

1. Познакомить детей со свойствами ягод и фруктов (форма, цвет, вкус, запах).

2. Дать представление о том, что во всех фруктах и ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу, то при высыхании жидкости останется пятно такого же цвета, как и сам фрукт, или ягода.

3. Развивать познавательный интерес детей в процессе выполнения опыта, побуждать делать выводы.

4. Развивать речь детей, отвечая на вопросы взрослого, активизировать в речи прилагательные.

5. Воспитывать навыки заботливого отношения к своему здоровью.

Материал и оборудование: Плоды различных фруктов и ягод; бумажные и тряпичные салфетки белого цвета, муляжи фруктов и ягод, маленькие одноразовые стаканчики по количеству детей, клеенка, «чудесный мешочек».

Предварительная работа:

1. Знакомство с лупой.

2. Разучивание слов к пальчиковой гимнастике «Мы делили апельсин».

3. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

Ход ООД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, я принесла с собой чудесный мешочек. Хотите узнать, что в мешочке? (Дети на ощупь отгадывают муляжи фруктов и ягод, называют цвет и сравнивают с геометрической фигурой).

Основная часть:

Воспитатель: Я очень люблю фруктовый и ягодный сок, а вы любите? (ответ детей- да).

Скажите мне, пожалуйста, из каких фруктов и ягод вы пили сок? (Ответы детей).

Я принесла немного фруктов и ягод, чтобы приготовить из них сок, поможете мне? Но, сначала, я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и рассмотреть фрукты и ягоды, вспомнить из чего они состоят и какие на вкус (ответы детей - мякоть, косточки, семена, волокна, кислый, сладкий).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, давайте вспомним через что мы с вами рассматривали фрукты, как это называется? (ответы детей – лупа, увеличительное стекло).

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю, с помощью, сока фруктов и ягод раскрасить бумажные и тряпичные салфетки. и посмотреть какие цвета они оставляют. Но, чтобы получить сок, как вы думаете, что нам нужно сделать? (ответы детей - отжать, сдавить, надавить и т.д.)

Воспитатель показывает алгоритмы выполнения. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, давайте дадим соку высохнуть, а мы с вами немного поиграем, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для стрижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас, беда.

Воспитатель: Теперь посмотрим на наши салфетки, на которые мы капали соком. Назовите у кого какого цвета салфетка получилась. (ответы детей - вишня красная и сок красный, лимон желтый и сок желтый, апельсин оранжевый и сок оранжевый, клубника розовая и сок розовый, ежевика темно- синяя и сок темно – синий)

Воспитатель: Мы можем сделать вывод, что сок от фруктов и ягод оставляет пятна, такого же цвета, как и они сами. А чтобы не запачкать одежду ягоды и фрукты нужно кушать аккуратно, потому что они выделяют сок.

Заключительная часть:

Воспитатель: Скажите теперь вы узнали откуда берется сок? (ответы детей - из фруктов и ягод). А как его получить?  Какой сок будет из апельсина, вишни, лимона…? (ответы детей). Вам понравилось экспериментировать? (ответы детей- да, очень…) Расскажите дома родителям, сестрам, братьям, что сок фруктов и ягод, имеет цвет, как краски и оставляет пятна? А сейчас я приглашаю вас попить сок!

                                                                                                             Приложение 2

               «Как укрепить иммунитет ребенка в холодное время года»

С наступлением холодов повышается риск простудных заболеваний. Конечно полностью изолировать ребенка от простудных заболеваний сложно, да и не нужно, но сократить количество болезней достаточно реально.

Как укрепить иммунитет?

1) Проветривание комнаты   Если не проветривать комнату, бактерии оседают в помещении. Поэтому проветривание комнаты – это залог здоровья вашего ребенка. Согласно СанПиН, проветривание помещения, при наружной температуре ниже нуля, должно проводиться утром и вечером в течении 15 – 20 минут. Детей вовремя проветривания в комнате быть не должно.

2) Закаливание   Многие ошибочно считают, что закаливание – это хождение босиком по снегу или обливание ледяной водой. Это не совсем так и, конечно же к детям не применимо.

Закаливание начинается с утренней гимнастики. После 10 – 15 минут общеукрепляющих упражнений можно перейти к водным процедурам. Растирание торса, рук и шеи водой в течении 2-3 минут, сначала водой комнатной температуры (21-23С), затем температуру постепенно снижать до 18-16 С. После растирание водой, кожу насухо вытирают махровым полотенцем до появления чувство теплоты.

3) Ежедневные прогулки    Гулять необходимо ежедневно в любую погоду не менее 1часа. Бывают дни, когда погода не сильно располагает, тогда прогулку можно сократить до 20-30 минут. Пешие прогулки обогащают организм ребёнка кислородом, что здоров

помогает укрепить иммунитет. Также не забывайте про активные игры на свежем воздухе - это не позволит ребёнку замерзнуть.

4) Обильное питьё   Обильное питьё ребенку необходимо круглый год и особенно важно в период вирусов и респираторных заболеваний. Исключите сладкие газированные напитки, а вместо них предложите фруктово- ягодные морсы, компоты, чистую воду.

Ягоды настоящий кладезь витаминов. В них содержатся витамины C, E, D, PP и витамины группы B. Чай с вареньем обогащает организм витаминами и восстанавливает иммунитет. Чайная ложка «сладкого лекарства» способно значительно уменьшить боль в горле при ангине. Побалуйте себя и детей полезным десертом, который согреет вас и ваших близких, после прогулки в холодное время года.  

                                   Консультация для родителей

                    «Труд в природе с детьми дошкольного возраста»

Воспитание потребности трудиться начинается в дошкольном возрасте. С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.

      Труд в природе доставляет детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. Трудовая деятельность способствует умственному развитию ребенка. Дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Во время труда у детей расширяется кругозор.

    Труд в природе способствует и физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения. Дети начинают понимать связь природы и здоровья людей; благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы, дети понимают, что загрязнение воздуха, почвы, воды отрицательно влияет на всех нас, даже может привести к гибели всего живого.

      Труд учит детей быть дисциплинированными, самостоятельными, инициативными, принимать решения, планировать свою работу, видеть результат своей трудовой деятельности. Дети учатся видеть красоту, созданную руками человека. У них появляется желание внести свой посильный вклад в общее семейное дело. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально - положительную атмосферу. Когда ребёнок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не ропщут на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться также. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок при выполнении трудовой деятельности. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребёнок поднимал слишком тяжёлые вёдра с водой, песком, долго и много копал... Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.

В семье можно предложить ребенку подмести садовые дорожки, вместе со взрослым убрать сухие листья и веточки, полить растения. Объяснить детям, как это важно и необходимо. Например, если растение не поливать, оно засохнет и погибнет. Дети всегда радуются результатам своего труда, и их надо похвалить за выполнение порученного дела. У детей повышается интерес к труду, если полезность его для других людей очевидна. Например: «Как хорошо Оля полила грядки -  бабушка теперь может отдохнуть». Пусть помощь ребенка незначительна, но ее надо оценить, похвалить ребенка. Важно, чтобы все члены семьи серьезно отнеслись к труду своих детей, привлекали   их, давали интересные поручения. Тогда у детей развивается интерес к трудовой деятельности в природе, сознательное и ответственное отношение к ней. Во время труда мы воспитываем у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всему живому.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших детей и приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире

                                                                     В.А. Сухомлинский.

                                                                                                             Приложение 3

Викторина в средней группе «Садовые ягоды и фрукты»

Программное содержание: 

 - Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида ягод и фруктов.

- Обучать умению классифицировать ягоды и фрукты .

- Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: просмотр презентации на тему «Садовые ягоды и фрукты».

Материалы и оборудование: картинки по теме викторины, муляжи ягод и фруктов, разрезные картинки, две корзинки.

Ход викторины:

Воспитатель: - Дорогие ребятки, сегодня мы с вами проведем викторину на тему «Ягоды и фрукты». Вы поделитесь на две команды и будете отвечать на вопртосы. За каждый правильный ответ команда получит сюрприз. Кто получит больше сюрпризов та команда победила.

Воспитатель: Какие ягоды вы знаете?

Ответ детей- смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника.

Воспитатель: Какие фрукты вы знаете?

Ответ детей – яблоко, груша, слива, персик, абрикос.

Воспитатель: А где растут ягоды? Ответ детей – в саду, в лесу.

Воспитатель: Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю (загадки загадываются каждой команде по очереди)

Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной).

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок - хруст, Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)

Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка! (вишня).

Внутри он алый, сахарный, кафтан — зеленый, бархатный. (Арбуз).

Физкультминутка:

Дети в садике гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем,

Дружно ягоды берем.

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем играть.

Игра «Собери ягоды и фрукты».

Ребята, мы сейчас, пока играет музыка, будем гулять. А как только музыка закончится, команда «Ягодка» соберет садовые ягоды, а команда «Фрукты» соберет фрукты. Какая группка соберется быстрее и правильней, та и победила.

Игра «Опиши ягоду, фрукт»
Например: Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.

Воспитатель вызывает по одному ребенку от каждой команды. На ухо шепчет название ягоды (фрукта). Ребенок делает описание, команда отгадывает.

Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду.

Вот мы с вами поиграли и пришло время посчитать баллы. Проходите и садитесь на стульчики.

Подведение итогов.

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо старались и показали свои знания. Я вам приготовила небольшие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей средней группы "Расти цветок".

Данный проект является исследовательским....

Экологический проект для детей средней группы "Мир насекомых"

Экологический проект  для детей средней группы "Мир  насекомых"  Тип проекта: познавательно — исследовательский.Вид проекта: познавательно – творчес...

Экологический проект для детей средней группы "Секреты воды"

Экологический проект для детей средней группы "Секреты воды"...

Экологический проект для детей средней группы «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»

Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоров. Здоровье - это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или раз...

Экологический проект для детей средней группы «Дикие животные нашего леса»

Актуальность:Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающи...