Проект "Убережем нашу планету от мусора"
проект (младшая группа)

Ерофеевская Алина Олеговна

Актаульность проблемы:

   Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: Откуда же берется столько мусора? Как мусор влияет на природу? Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что-то полезное и красивое?

   Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект "Убережем нашу планету от мусора".

- Выяснение причин проявления мусора;

- Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;

-  Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;

-  Проведение акции «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uberezhem_nashu_planetu_ot_musora.docx400.09 КБ

Предварительный просмотр:

        Воспитатели:

Ерофеевская Алина Олеговна

        


Девиз: Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души.

    Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства.  

    Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле или на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Эта проблема коснулась и Архангельской области.  Что и с подвигло нас на создание экспериментально-исследовательского проекта.

   Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее.  Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивает познавательные способности. 

  1. Актуальность проблемы. 

    Работа ведётся по таким направлениям:

* Природа - человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы).

* Человек - природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека).

* Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы).

* Мы - защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях).

   Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: Откуда же берется столько мусора? Как мусор влияет на природу? Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что-то полезное и красивое?

   Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Убережем нашу планету от мусора».

  2. Цель проекта:

- Выяснение причин проявления мусора;

- Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;

-  Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;

-  Проведение акции «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».

Задачи проекта:

   Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Воспитывать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с природой, не загрязняя ее. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

   Тип проекта: информационно-исследовательский.

   Проблема: загрязнение природы бытовыми отходами.

   Гипотеза: что будет с окружающей средой, если мусор не перерабатывать для повторного использования.

   Участники проекта: дети- педагоги-родители.

   По количеству участников: коллективный.

   Этапы реализации проекта:

 


 I этап – подготовительный

1. Сбор и анализ литературных источников по теме.

2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.

3. Анкета «Мусор в нашем городе».

4. Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»  

II этап - организационный

1. Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

2. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором возле своего дома, на своей улице, в детском саду.

3. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет».

III этап - практическая деятельность

1. Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».

2. Просмотр слайд- шоу «Мусор - загрязняет нашу природу»

3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», «Жизнь мусора», «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе».

4. Беседа «Мусор под ногами опасен».

Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека.

5. Дидактическая игра «Сортируем мусор»

Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.

6. С/Р игра «В магазин за покупками»

Цель: Научить выбирать товары в упаковках многоразового использования

7. Тематические наблюдения.

   В течение нескольких дней обратить внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

8. Опытно-практическая деятельность.

Цель: помочь детям понять, что нельзя мусорить. Это влияет на природу и здоровье людей. Научить использовать ненужные предметы. Создавая из них игрушки, украшения интерьера, игровых площадок. Бумагу и картон можно сдавать в пункты переработки сырья, где она превращается в новые альбомы, упаковочные ящики, салфетки, обёрточную и туалетную бумагу.

а) Опыты с предметами из разных материалов (Стекло, железо, бумага, резина, пластмасса).

   Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их использования.

б) Опыт «Изготовление новой бумаги».

   Цель: Показать, что даже в домашних условиях кусочки бумаги можно повторно использовать.

в) Опыт «Откуда берётся и куда девается мусор», дошкольники выяснили, откуда берется мусор и куда девается.

  Дети выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит на специальную свалку. Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах, полях.

г) Опыт «Что земля «кушает», а от чего она болеет» воспитанники решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.

   Осенью, в сентябре, дети вместе с педагогом закопали на территории д/с бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло, кусочки дерева, листья) и поставили таблички. В мае следующего года, откопав мусор, дошкольники выяснили-пищевые отходы и листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан, металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.

д) Опыт «Как уменьшить количество мусора?».

   В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнают, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.

1. Первым вариантом решения проблемы будет сортировка мусора. Дети с помощью взрослых сортируют мусор для его последующей переработки и находят возможные варианты переработки мусора с учетом наименьшего вреда для природы и человека

2. Вторым вариантом решения проблемы взрослыми будет предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, на второй стороне исписанного листа.

3. Следующий вариант решения проблемы «Покупай с умом» предложили бабушки воспитанников. Это значит, что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности такого подхода станет сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». Дети разделились на две группы, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой группы возьмут с собой тару для покупок: стеклянные банки, пакеты, старались выбирать нужные продукты в упаковке многоразового использования (стеклянные банки, пластиковые коробки), а участники второй группы все продукты покупают в одноразовой упаковке. По возращении домой участники второй группы распакуют продукты и выбросят упаковочный материал. В результате их мусорное ведро будет полным, в отличие от ведра первой группы детей.

5. И наконец самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера: панно из сухоцветов (на коробках из-под конфет, бумажные корзины, подарочные коробки, атрибуты для с/ролевых игр, оформление интерьера игровых площадок для прогулок, материал для проведения экспериментов и опытов в уголке природы).

9. Анкетирование родителей.

10. Экологические акция «Подарим природе чистоту!»

11. Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей»

ВЫВОД:

1. Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора.

2. В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т. п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.

3. Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. /З. Ф. Аксенова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
    2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 10-12.

3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3. - С. 23-27.
4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26 - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Акция "Раздельный сбор мусора - важное условие для сохранения нашей планеты чистой".

Памятка для родителей, плакат, изготовленный вместе с детьми по теме "Раздельный сбор мусора"....

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

Экологический проект "Берегите нашу планету от мусора"

Эгологический проект для детей старшего возраста "Береги нашу планету от мусора"...

Презентация: «Спасём нашу планету от мусора!»

В настоящее время проблема загрязнения является не просто трудностью, это уже экологическая катастрофа глобального характера, которую необходимо срочно решать. Будущее планеты будет в руках наших дете...

экологический Проект" Спасем нашу планету от мусора"

Представленный среднесрочный проект в старшей группе детского сада (ДОУ) способствует у детей развитию интереса к исследовательской деятельности, работе в команде, творческих и интеллектуальных способ...

Познавательно-исследовательский проект на тему: "Убережём нашу планету от мусора"

Тема проекта: "Убережём планету от мусора"Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды,...

Проект «Убережем нашу планету от мусора»

Проект "Убережем нашу планету от мусора"...