Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.
методическая разработка (старшая группа)

Абдрахманова Татьяна Алексеевна

Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Отчет по теме самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы»

Группа «Вишенка»

2019-2020 учебный год

                                                         Воспитатель: Литвинова Е.Г.

                                                                                  Абдрахманова Т.А.

Актуальность темы.

   На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интелектуальных и творческих возможностей человека от 3-х до 9-ти лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все ведущие педагоги и ученые потверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и развития речи.

   В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки  руки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

   Актуальность нашей работы по теме «Развитие мелкой моторики рук в средней группе» заключается в том, что целенапрвленная и систематическая работа по этой теме с детьми дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, а самое главное  - сохранение психического и физичесого развития ребенка, а так же положительно влияет на развитие зрительного анализатора, на тактильную чувствительность рук и сенсорное развитие детей.

   Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Характеристика группы:

Средняя группа «Вишенка» комбинированной направленности.

Возраст детей: 4-5 лет.

Колличество детей на начало учебного года: 38.

С нарушение зрения: 11человек.

   

   Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

   Задачи:  - улучшить развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук и глаза, гибкости рук, ритмичности;

-развить воображение, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

-обогатить предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук, речи;

-повысить компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов, приемов.

Так как наши дети посещают группу второй год, поэтому навыки самообслуживания у них развиты согласно возрасту. Но развитие мелкой моторики рук еще недостаточное, поэтому в группе была обновлена предметно-развивающая среда, преобретены новые игры и пособия для развития мелкой моторики, в том числе некоторые из них были созданы самостоятельно и с помощью родителей: пальчиковый бассейн, пальчиковый театр, различные шнуровки, дидактические игры («Волшебные пуговки», «Лесная поляна»), лабиринты, игры с прищепками, игры с крупами и др.

   Каждый предмет в группе может стать развивающим, и так как активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовываают в игре, то в первую очередь мы создали развивающую средудля игровой деятельности:

-уголок ИЗО-деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для эксперементирования в рисовании, пластилин, штамповки и многое другое);

-уголок «Мы фантазеры», где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, различные инструменты, бросовый материал;

- театрально-музыкальный уголок «Наш театр» (пальчиковые и другие виды театра, ширмы, дергунчики, музыкальные и шумовые инструменты.

   Для родителей в приемной мы регулярно обновляем необходимую информацию по развитию мелкой моторики. Были подготовлены консультации и предложены родителям: «Развитие мелкой моторики рук», «Значение пальчиковых игр для ребенка», «Как развивать мелкую моторику у детей 3-х  - 5-ти лет», «Что такое лабиринт?»

   На родительском собрании мы вместе с тифлопедагогом Николаевой И.В. познакомили родителей с комплексом игр и упражнений по развитию мелкой моторики дома, давали рекомендации по заданной теме.

   В нашей работе мы потбираем игры и упражнения, их сложность, колличественный и качественный состав в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

   В течение учебного года мы проводим работу, используя следующие приемы:

1.Системотичность проведения игр и упражнений, так как навык развивается через многократное повторение.

2.Последовательность (сначала на правой руке, затем на левой, двумя руками одновременно, т.е. «от простого к сложному»).

3.Все игры и упражнения проводим по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.  Если ребенок постоянно требует продолжение игры, используем игровые приемы, сказочных персонажей и т.п., стараемся переключить его внимание на выполнение другого задания.

4.Обязательно используем такое количество времени на игру или выполнение упражнения, чтобы ребенок не переутомился, т.е. меняем вид деятельности (подвижный, малоподвижный, спокойный).

   У нас в группе имеется большое количество игр и упражнений развивающих мелкую моторику рук. Условно мы их разделили на несколько групп:

1.Игры на развитие тактильного восприятия.

2.Игры с водой и песком.

3.Фольклорные пальчиковые игры.

4.Упражнения с предметами.

5.Игры на выкладывание.

6.Игры на нанизывание.

7.Игры с конструктарами и т.д.

   Такой вид, как пальчиковые игры и упражнения со стихами, очень хорошо развивают речь у детей, память, воображение и моторику пальчиков, поэтому мы используем их во всех режимных моментах. Например,: при умывании, при одевании, в образовательной деятельности и т.п. с небольшой группой или индивидуально («Здравствуй Солнце золотое», «Рыбки плавают в реке», «Белочка на елочке…» и т.д.). Все игры и упражнения, которые мы проводим с детьми в интересной и непринужденной игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие.

   Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости, способствуют так же различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, причем не только вовремя НОД, но и во время самостоятельной деятельности детей. Ребенок может взять любой ИЗО-материал и самостоятельно, под контролем педагога, создать творческий сюжет.

   Не менее интересным и полезным для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Дети ее рвут, разглаживают, жмут. Эти упражнения положительно влияют на нервную систему и успокаивают детей.

   Результаты продуктивной детской деятельности обязательно показываем родителям, создаем регулярно выставки, делаем подарки мамам и папам.

   Овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, некоторые дети уже научились писать буквы, цифры, проводить различные линии и т.п.

   Все виды продуктивной деятельности помогают делать руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движениями рук, помогают образованию связи «рука - глаз». Все это будет хорошим помощником детям в школе.

   В группе у нас существует тесное взаимодействие с тифлопедагогом, логопедом и психологом; проводится работа по развитию мелкой моторики с детьми имеющими нарушение зрения и речи, а именно: индивидуальные и подгрупповые игры и упражнения (с крупой, пуговицами, прищепками, нитками, различными видами бумаги и т.д.).

   В своей работе, по развитию мелкой моторики рук, мы так же заинтересовываем родителей в педпроцессе. Они продуктивно занимаются с детьми дома, придумывают и изготавливают поделки из природного материала для выставок и конкурсов, которые организовываются в кануны праздников. Дети принимали участие:

-в выставке поделок из природного материала «Осенние фантазии»;

-в городском конкурсе поделок из бросового материала;

-в городском конкурсе «Дорога будущего глазами детей» по ПДД, где заняли первое место;

-принимали различные участия в выставках поделок и рисунков в ДОУ.

   Нами была подготовлена  дидактическая игра «Волшебная поляна», с которой учавствовали в городском конкурсе и на выставке дидактических игр в ДОУ.

   Нами были подготовлены консультации и предложены родителям, такие как: «Развитие мелкой моторики рук», «Значение пальчиковых игр для ребенка», «Как развить мелкую моторику у детей от 3-х до 5-ти лет?», «Что такое лабиринт».

   На конец учебного года по реализации задач, поставленных по развитию мелкой моторики рук у детей получили следующие результаты:

1.У большенства детей стали более подвижные пальчики, кисти рук, наблюдается улучшение координации и тонкости движения рук и глаза.

2.Благодаря развитию функции руки у детей происходит стимуляциия познавательных интересов, развивается наглядно-образное, словесно-логическое мышление, активизация речевой деятельности детей.

3.У детей развилась инициативность, самостоятельность и творческое воображение, активность, повысилась работоспособность и желание доводить начатое дело до конца.

4.Эмоциональное состояние у детей улучшилось – ярче стали проявляться положительные эмоции, радостный отклик.

   В перспективе мы для себя ставим задачу больше использовать:                                               -нетрадиционные способы ИЗО-деятельности, как более увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей;

-продолжать обогощать, усложнять предметно-развивающую среду;

-подключать к работе по данной теме малоактивных родителей;

-больше времени и внимания уделять индивидуально тем детям, которые не справлялись с заданиями.

   В начале учебного года 12 детей справлялись с заданиями по развитию мелкой моторики самостоятельно; 5 детей не справлялись с заданием; а остальные дети справлялись с заданием с помощью взрослого.

   В середине года 18 детей справлялись с заданиями самостоятельно; не справлялись – 4 человека; 16 детей справлялись с заданиями с помощью взрослого.

   В конце года 2 ребенка не справлялись с заданиями; 10 человек справлялись с помощью взрослого, остальные дети справлялись с заданием самостоятельно.

   В нашей работе, по развитию мелкой моторики, мы использовали методическую литературу:

-Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», СПб ИЧП «Хардфорд», 1996г.;

-«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», СПб, Детство – Пресс, 2013г.;

-Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», СПб: Издательский дом «Литера», 2006г.;

-Бердышева Т.Ю. «Здравствуй пальчик. Пальчиковые игры». – М.: «Карапуз», 2007г.

-Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики», М.М. – СПб: Корона-Век, 2007г.

Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками». – М.: Эксмо, 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Журнал самообразования педагога на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Журнал самообразования педагога на 2020-2021 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...