САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Людмила Владимировна Корнилова

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020_-_20021.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Корниловой Людмилы Владимировны

                

Тема: «Использование приёмов мнемотехники

в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

2020 -2021 учебный год

Актуальность проблемы

В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании эффективных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка» (А. Г. Асмолов, В. Т. Кудрявцева).

Таким образом, основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: выявление эффективности использования приёмов мнемотехники, повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования связной речи с использованием мнемотехники.
  •  Изучить и использовать инновационные технологии в работе по формированию связной речи у детей.
  •  «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В.
  • Разработать рекомендации для родителей по применению мнемотехники в домашних условиях.
  • Посещать занятия коллег с целью изучения практического опыта работы.
  • Разработать методическое обеспечение.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Месяц,

год

ФОРМЫ РАБОТЫ

с детьми

с педагогами

самообразование

с родителями

1.  ОРГАНИЗАЦИОННО  - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Сентябрь-ноябрь

2020

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Изучение нормативных документов:

1. Федеральный закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

3. Конвенция о правах ребенка

4. ФГОС ДО

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по речевому развитию дошкольников

Декабрь

2020 –

 март 2021

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

консультация учителя –логопеда, психолога

Изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей

  1. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Сентябрь

2020 –

февраль

2021

Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Изучить научно-педагогическую литературу по использованию 
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи»

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»

  1. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Январь- 2021

Январь

2022

Использование мнемотаблицы для заучивания стихотворений, составления описательных рассказов, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами

 

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем

Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено)

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Создание картотеки  по разучиванию стихотворений, описательных рассказов, мнемотаблиц, мнемотаблиц – загадок

Тематические консультации «Как учить стихи играючи»

Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Создание буклетов для родителей по обучению связной речи

Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. 

4. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Январь-май

2020 -2021

Диагностика уровня развития связной речи

Отчет по теме самообразования

Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).

конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.  ...

Презентация "Использование экскурсий для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Речь малыша развивается независимо от того, какие события -реальные или вымышленные- им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всём можно рассказывать живо и инт...

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....