Статья "Развития речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа)

Каряева Олеся Александровна

Уважаемые коллеги хочу поделиться статьей"Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi.odt25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развития речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование  пальчиковых  игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет  ребенку  удовольствие  и  радость,  а  эти  чувства  являются

сильнейшим  средством,  стимулирующим  активное  восприятие  речи  и

порождающим  самостоятельную  речевую  деятельность. Организованные  игры,  в  том  числе  и  пальчиковые,  сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей  и  приносят  им  радость.  Со  слов  взрослых  дети  могут  многое запомнить  и  воспроизвести,  надо  только несколько раз  повторить  текст.

 Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой  серенькой  мышкой  и  т.  д.  Не  стоит  забывать,  что  все  дети - фантазеры.  Они  легко  перевоплощаются  и  свободно  принимают  все условности  театрального  действа.  На  основе  своих  собственных,  еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках  героев  маленьких  стихотворений,  и  это  доставляет  им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит  их  способность  получать  удовольствие  от  жизни  в  будущем. Состояние  веселья  пробуждает  чувство  радости  от  общения  с другими ребятами,  способствует  укреплению  здоровья  и  лучшему  духовному развитию.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное

развитие  ребенка.  Кроме  того,  при  повторении  стихотворных  строк  и

одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение,  умение  быстро  и  четко  говорить,  совершенствуется

память,   способность   согласовывать   движения   и   речь.

Таким образом, формирование пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста происходит постепенно, при организации учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Игры и упражнения с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

Основные виды пальчиковых игр и упражнений, их характеристики.

Виды пальчиковых игр:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры со скороговорками.

4. Пальчиковые игры со стихами.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

6. Пальчиковый алфавит.

7. Пальчиковый театр.

8. Театр теней.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

-универсальность;

-можно играть в любом месте в любое время;

-кратковременность обычно не более 2-5 минут;

-активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

-невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

-наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных функций.

Пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук.

 -развивают подражательную способность;

-учат напрягать и расслаблять мышцы;

-развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

-учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические.

-развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

-учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Я их разделила на группы и определила для каждой группы назначение.

1.Игры-манипуляции “Ладушки-Ладушки”, “Сорока-белобока”.

-указательным пальцем осуществляют круговые движения. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения. “Пальчики здороваются”.

-подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем / правой, левой руки, двух одновременно/. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом,

или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и

разжимать и в это время произносить звуки: “Песенка язычка”.

-Ла –ла–лалала, лололо –ло –ло –ло.....

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения / “гимнастика мозга”/.

Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном. С помощью таких

упражнений компенсируется работа  левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. “Колечко”.

-поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения

-разминание, растирание, надавливание, пощипывание / от периферии к

центру/.“Помоем руки под горячей струей воды”.

-движение, как при мытье рук. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает

психоэмоциональное напряжение. “Бабочка”.

-сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения / “трепетание пальцев”/.

Принципы и правила работы по развитию мелкой моторики рук

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

-перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не  только  позволит  подготовить  малыша  к  правильному  выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

-выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя

собственную увлеченность игрой;

-при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст  частично  (особенно  начало  и  окончание  фраз).  Постепенно  текст разучивается  наизусть,  дети  произносят  его  целиком,  соотнося  слова  с

движением;

-выбрав  два  или  три  упражнения,  постепенно заменяйте  их  новыми. Наиболее  понравившиеся  игры  можете  оставить  в  своем  репертуаре  и возвращаться к ним по желанию малыша;

-не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать  движения  и  произносить  текст).  Объем  внимания  у  детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

-вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений,

поэтому  отрабатываются  движения  постепенно  и  пассивно,  с  помощью

взрослых;

-никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если

возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

-стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают

что-то неправильно, поощряйте успехи.

-Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребенка.

Правила работы по развитию мелкой моторики рук у детей:

1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте

поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2.Перед  каждой  игрой  настройте  детей,  найдите  способ  их заинтересовать.

3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим  взрослым  и  ребенком  медленно.  Если  ребенок  не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно:  то  повышая,  то  понижая  голос,  делая  паузы, подчёркивая  отдельные  слова,  а  движения  выполнять  синхронно  с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.

6.Следует  добиваться,  чтобы  дети  выполняли  движения  кистями  и пальцами  с  оптимальной  амплитудой  и  нагрузкой.  От  вялых  и небрежных движений пользы не будет.

7.Пальчиковые  игры следует  проводить  систематически,  ежедневно.

Чтобы  приобретенные навыки  закреплялись,  следует  повторять хорошо  знакомые,  полюбившиеся  детям  игры  и  одновременно разучивать новые.

8.Старайтесь  применять  различные  пальчиковые  игры,  используя сжатие,

растяжение,  расслабление  кисти  руки,  изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.

9.Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.

10.Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте  осторожность  при  работе  с  детьми  с  повышенной судорожной готовностью.

11.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для

младшего дошкольного возраста (до 3 -4 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4–7 лет) -10-15 минут в день.

12.Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Важной  частью  работы  по  развитию  мелкой  моторики  являются "пальчиковые  игры и упражнения".  Эти  игры  очень  эмоциональны,  увлекательны.  Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира -предметы,  животных,  людей,  их  деятельность,  явления  природы.  В  ходе

пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику

рук.  Тем  самым  вырабатывается  ловкость,  умение  управлять  своими движениями,  концентрировать  внимание  на  одном  виде  деятельности. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым  и  ребёнком. Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками,  мозаиками,  самомассаж - все это  способствовало  развитию мелкой  моторики  рук  и  повышению  умственной  деятельности  ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное

влияние  на  развитие  речи, но и подготавливает их к рисованию и письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира-предметы, животных,людей,их деятель...

Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...

Родительское собрание "Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста"

Тема:»Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».Цель:1. дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;2. заинтересовать проблемой;3. приобщить к паль...

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста»....

Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желан...

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики посредством кинезиалогических упражнений у детей младшего дошкольного возраста»

АктуальностьНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко де...