Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
рабочая программа (средняя группа)

Гажа Елена Александровна

2.Цель и задачи программы

Цель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развитие речи и моторики (фонематический слух, зрительно-моторная координация, выразительность речи).

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

- Расширить лексический запас.

-Повысить речевую активность.

- Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.

 

Развивающие:

- Развивать речедвигательную активность детей.

- Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, двигательную память.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению родного языка.

-Воспитывать гармонично развитую личность.

- Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество, чувство коллективизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_treninga.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

от «    »                                  2021 г.

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ДС № 12

______________И.В. Мазурова

Приказ №              от «         »  2021 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                      «ДЕТСКИЙ САД № 12 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования

«Играем, двигаемся, говорим»

(речедвигательный тренинг)

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст обучающихся 4-5 лет

Срок реализации: 3 месяца

Уровень стартовый

Автор составитель: Гажа Елена Александровна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

   

г.Белогорск, 2021

Содержание

1. Пояснительная записка – стр. 3

2. Цели и задачи программы – стр. 3

3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 4

4. Формы и методы – стр. 4

5. Возрастные особенности – стр. 4

6. Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 4

7. Учебный план – стр. 5

8. Календарно -тематическое планирование – стр. 5

9.Материально-технические условия – стр. 7

10. Программно-методическое обеспечение. Список литературы для родителей – стр. 7

11. Приложение. Педагогическая диагностика – стр. 8


1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе пособия «Речедвигательный тренинг» Трясоруковой Т.П. , в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №12 города Белогорск», с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;

-Постановление от 28.09.2020г. №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3648-20).

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 г. Белогорск» от 12.01.2021., постановление № 8

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время большое значение имеют интегрированные методы укрепления, восстановления, сохранения физического и психического здоровья ребенка. Одним из таких методов является речедвигательный тренинг.

Речедвигательный тренинг – это нормализация межанализаторного взаимодействия, то есть, взаимодействия моторного и речевого анализаторов.  

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, активизирует мыслительные процессы, расширяет эмоционально-волевую сферу ребёнка. Достаточный уровень развития речи и моторики облегчает социальную адаптацию ребёнка, создаёт фундамент для усвоения более сложных знаний и навыков.

Новизна программы заключается в следующем: Речедвигательные упражнения – разговорно-игровой метод, дают детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплёскивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение. Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей занятием. Небольшой объём коротких стишков, четверостиший позволяет каждому ребёнку воспринять (понять, осознать) и быстро запомнить новый текст, помогает ему и мнемотехника, образные картинки, сопровождение движениями по тексту. Повторение стишка с разной интонацией, тембровой окраской развивает эмоциональную сферу. Подобные упражнения обеспечивают развитие ребенка, а также имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию.

Отличительные особенности программы: Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению дефектов речи, а добавление различных видов движений (от мимики до танца) решает ещё более обширный комплекс психофизических задач.

Адресат программы. Программа адресована детям 4-5 лет.

Форма обучения – очная.

2.Цель и задачи программы

Цель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развитие речи и моторики (фонематический слух, зрительно-моторная координация, выразительность речи).

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

- Расширить лексический запас.

-Повысить речевую активность.

- Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.

Развивающие:

- Развивать речедвигательную активность детей.

- Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, двигательную память.

Воспитательные: 

-Воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению родного языка.

-Воспитывать гармонично развитую личность.

- Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество, чувство коллективизма.

3. Принципы и подходы к формированию программы

Принцип систематичности. Занятия проводятся  один раз в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.  

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

4. Формы и методы

Показ упражнений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.

5. Возрастные особенности

У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.

6.Планируемые результаты как целевые ориентиры

-У детей развивается слуховое и зрительное восприятие, внимание.

-Улучшается состояние памяти.

-Снижается эмоциональное и телесное напряжение.

-Совершенствуется выразительности речи.

-Формируется фонематический слух.

-Развивается зрительно- моторная координация.

7.Учебный план

Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

май-август

Продолжительность

занятия

1

4

16

20-25 мин

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие умения говорить в быстром, медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения.

6

1

5

Театрализованная сценка

2

Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации

5

1

4

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа

3

Развитие силы голоса, ритмико-интонационной выразительности.

5

1

4

День творчества

Всего

16

8.Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Программное содержание

11.05.21

Занятие № 1 «В гостях у мушки Жужи и её друзей»

Цели:

Развитие речедвигательной активности.

Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

Развитие реакции на словесный сигнал.

Профилактика психоэмоционального и телесного

напряжения.

18.05.21

Занятие № 2 «В гостях у ежика»

Цели:

Развитие силы голоса, высоты и длительного звучания, интонационной выразительности.

Развитие фантазии и творческого воображения.

Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.

Развитие пространственной ориентировки, наблюдательности и зрительной памяти.

25.05.21

Занятие № 3 «В гостях у зайчика»

Цели:

1.Научить детей говорить в быстром темпе, согласовывать движения со словами стихотворения.

2. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.

3. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

4. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

01.06.21

Занятие № 4 «В гостях у мышонка»

Цели:

1.Развитие умения говорить в быстром, медленном

темпе, согласовывать движения со словами стихотворения.

2. Развитие внимания, связанного с координацией

зрительного и речедвигательного анализаторов.

3. Активизация слухового внимания и умения концентрироваться на стихотворных образах.

4. Профилактика психоэмоционального напряжения.

08.06.21

Занятие № 5 «В гостях у лягушонка»

Цели:

1.Развитие силы голоса, ритмико-интонационной выразительности.

2. Развитие речевой и двигательной активности.

3. Совершенствование мелкой моторики и координации движений. Развитие общемоторных движений.

4. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психоэмоционального и телесного напряжения.

15.06.21

Занятие № 6 «В гостях у собачки»

Цели:

1.Активизация произвольного слухового внимания и умения концентрироваться на слуховых образах.

2. Развитие мелкой моторики и координации движений.

3. Развитие силы голоса, высоты и длительности звучания.

4. Согласование визуального, аудиального восприятия с моторными действиями.

22.06.21

Занятие № 7

«Свинок дружная семья,

познакомьтесь с ней, друзья»

Цели:

1.Пробуждение в детях чувства радости от общения со стихами.

2. Развитие слухового внимания, умения действовать в соответствии с текстом стихотворения

3. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы.

4. Совершенствование мелкой моторики и координации движений.

29.06.21

Занятие № 8 «Ласковая песенка»

Цели:

1.Согласование аудиального, визуального восприятия с моторными действиями.

2. Пробуждение в детях чувства радости. Воспитание добрых чувств.

3. Успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабленности.

06.07.21

Занятие № 9 «В гостях у кошечки»

Цели:

1.Развитие эмоциональной децентрации, расширение представления детей об эмоциях и формирование произвольных пантомимических движений.

2. Активизация слухового внимания и умения кон

центрироваться на стихотворных образах.

3. Развитие умения расслабляться и восстанавливать

внутренне равновесие.

13.07.21

Занятие № 10 «В гостях у мишки»

Цели:

1 . Согласование визуального, аудиального восприятия с моторными действиями.

2. Развитие мелкой моторики и координации движений.

3. Профилактика психоэмоционального и телесного

напряжения.

4. Развитие речедвигательной активности.

20.07.21

Занятие № 11 «В гостях у черепашки»

Цели:

1 . Развитие двигательной и речевой активности.

2. Развитие фантазии и творческого воображения.

3. Закрепление умения спокойно и ритмично дышать.

4. Развитие логического мышления, умения замечать последовательность событий.

27.07.21

Занятие № 12 «Путешествие в подводное

царство»

Цели:

1 . Активизация произвольного слухового внимания

и умения концентрироваться на стихотворных об

разах.

2. Развитие двигательной, пространственной координации (правая, левая рука).

3. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психо-эмоционального напряжения.

03.08.21

Занятие № 13 «В гостях у лисички»

Цели:

1 . Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие речевой и двигательной активности.

3. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы.

4. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.

10.08.21

Занятие № 14 «Будем вместе

рисовать»

Цели:

1 . Формирование способности ясно, четко излагать

свои мысли.

2. Развитие образного мышления.

3. Формирование эстетических чувств, умения видеть прекрасное и ценить красоту.

4. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.

17.08.21

Занятие № 15 «Цветик-семицветик»

Цели:

1 . Отработка правильного диафрагмального дыхания

и умения длительно выдыхать.

2. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы.

3. Развитие внимания, связанного с зрительно-мотор

ной координацией.

4. Развитие умения быстро реагировать на словесный

сигнал.

24.08.21

Занятие № 16 «Гуси-гуси, га-га-га»

Цели:

1 . Развитие аудиального и визуального восприятия,

внимания, памяти.

2. Развитие мелкой моторики и координации движения.

3. Развитие внимания, умения концентрироваться на

стихотворных образах.

4. Профилактика скелетно-мышечных зажимов.

9.Материально-технические условия

В группе созданы условия для реализации программы.

Для проведения используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор.

Материал и инструменты:

-Наглядные пособия

-Карандаши для массажа кистей рук и пальцев.

-Магнитная доска

10. Программно-методическое обеспечение.

Литература для педагогов

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

3. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика – М. 2009.

4. Микляева Н. В. Полозова О. А. Родионова Ю. Н.Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2004

5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002

6. Трясорукова Т. П. Речедвигательный тренинг - Ростовн/Дону, 2010 (Школа развития)

Интернет ресурсы:

http://tc-sfera.ru/

http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://nsportal.ru/

Список литературы для родителей.

1. Рузина М. С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.

2. Узорова О. В. Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М.,АСТ: Астрель, 2005

11.Приложение

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Состояние мимической мускулатуры

Да

Нет

1

Поднять брови вверх (удивиться)

2

Нахмурить брови (рассердиться)

3

Прищурить глаза

4

Надуть щеки

5

Втянуть щеки

6

Имитировать «жевательные» движения

7

Повторить движение губами «улыбка — трубочка»

8

Закрыть один глаз

9

Состроить смешную «рожицу»

10

Создать мимический образ: удивления, радости, грусти

Состояние общей и мелкой моторики

Да

Нет

1

Мяч бросить вверх — поймать

2

Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от стола к окну и т. д.

3

Остановиться по сигналу, после пробежки

4

Бросить мяч педагогу и поймать в ответном броске

5

Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой

6

«Здороваются» пальцы правой и левой руки

1

«Игра на рояле» пальцами

8

Кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой)

9

Чередование движений: правая рука — ладонь, левая — кулак, далее — наоборот

10

Застегивание и расстегивание пуговиц

Нервно-психическое развитие

Да

Нет

1

Может ли ребенок назвать имя, фамилию, возраст

2

Может ли ребенок назвать и обозначить основные ок- ружающие его предметы

3

Четко ли ребенок выговаривает слова

4

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может

5

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая

6

Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени

7

Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий

8

Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании

9

Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям

10

Движения и мимика — богаты

Примечание. Каждый ответ «Да» — это 1 балл.

Интерпретация результатов

От 0-15 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие 3&НЯТИЯ С использованием речедвигательных упражнений.

От 15-25 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвига-тельного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и

самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Волшебные ладошки»

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического раз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования художественной направленности "Творчество без границ"

Программа кружка «Творчество без границ» направлена на развитие у  детей  творчества,  исследовательского  интереса,  пространственных  представлений,  н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....