Проект на тему "Я помню! Я горжусь!"
учебно-методический материал (старшая группа)

Проектная деятельность имеет очень важное значение в процессе воспитания дошкольников.В предверии 76 годовщины Великой Победы была проведена огромная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ya_pomnyu_ya_gorzhus.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Я помню! Я горжусь!»

Учитель-логопед МДОУ «ДС №16» Борздова Анна Владимировна

Продолжительность проекта:   долгосрочный

 с1 сентября 2019 года по 30 мая 2020 года»

Тип проекта: познавательно – практический проект

Участники проекта: учитель-логопед,  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей:  5 – 6  лет.

Введение

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой завоевано счастье.

Пожалуйста, помните!

Одной из важнейших задач воспитания является развитие у дошкольников высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций,  почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Еще до школы необходимо сформировать у дошкольников первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.                

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Время всё дальше  и дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению,  ветеранов остается с каждым годом все меньше и меньше. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте заложить ростки памяти о прадедах, их мужестве.

День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

 Проектная деятельность - наиболее эффективный метод патриотического воспитания, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Я помню! Я горжусь»» задействовала различные виды детской деятельности, обеспечила атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-ребенок – педагог.

Актуальность

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли ребенок привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

У Астафьева В.П. есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота.

Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Цель - формирование у детей с нарушением зрения представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.
  2. Воспитывать нравственные чувства (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважения к защитникам Отечества.
  3. Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности.
  4. Способствовать развитию речи ребенка через выразительное чтение стихов, составление рассказов, рассматривание картин про ВОВ.
  5. Обогащать активный словарь.            
  6. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-ребенок – педагог – родитель – родитель.
  7. Расширять гендерные представления:

- формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;

-воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Методы и прием:

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Просмотр презентаций, фильмов.
  3. Чтение художественной литературы
  4. Заучивание пословиц, песен, стихов.
  5. Подвижные, сюжетно - ролевые и дидактические игры.
  6. Беседы.
  7. Целевые прогулки к памятным местам.
  8. Экскурсии в музеи и детскую библиотеку.
  9. Встречи с ветеранами и тружениками тыла.

Краткое изложение сути проекта

Проект «Я помню! Я горжусь!» направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники знакомятся с художественной литературой (стихами, рассказами), песнями на военную тему; приобщаются к прошлому и настоящему своей страны через связь поколений.

В ходе проектной деятельности дети создают различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные):  рисование, конструирование, аппликация,  а это совершенствует трудовые навыки, развивает творческие способности.

В результате у детей проявляется чувства гордости к людям (ветеранам -  защитникам Отечества), Родине. Воспитывается уважение к памяти павших бойцов.

Данный проект предполагает организацию в различных формах  совместной деятельности педагога, детей и родителей способствующей развитию свободной творческой личности дошкольника.

Новизна и ценность  проекта

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Ценность проекта  заключается в использовании  принципа интеграции образовательных областей в планировании и реализации мероприятий проекта. Содержание проектной деятельности учитывает особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения, способствует  формированию высокого уровня интегративных качеств.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

  1. Выявление представлений детей о ВОВ
  2. Определение целей и задач проекта.
  3. Информационно – методическое обеспечение проекта.
  4. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  5. Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта.

2. Основной:

  1. Познавательная деятельность с детьми по реализации проекта «Пусть будет на планете мир» в соответствии с образовательными областями.
  2. Работа с родителями по заданной теме.
  3. Организация сюжетно – ролевых, подвижных,   дидактических игр.
  4. Продуктивная деятельность детей.
  5. Посещение музеев и детской библиотеки.

3. Обобщающий:

  1. Создание в группе мини – музея ко Дню Победы.
  2.  Конкурс – рисунков «Мы победили!»  
  3. Утренник « Это праздник со слезами на глазах»
  4. Спортивный праздник «Зарничка»
  5. Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь».
  6. Акция: «письмо треугольник» для ветерана
  7. Презентация  проекта на педсовете ДОУ

Результаты реализации проекта

  1. Расширили представления детей о подвигах советского народа, о защитниках Отечества и героях ВОВ.
  2. Развили интерес и уважение к героическим событиям прошлого, боевой славы русских людей.
  3. Сформировали у дошкольников внимательное и уважительное отношение к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь
  4. Развили творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.
  5. Активное участие родителей в реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Художественная литература.
  2.  Иллюстрации, фотографии.
  3. Аудио и видеозаписи.
  4. Электронные образовательные ресурсы.

Формы представления результатов

  1. Презентация проекта на  родительском собрании ДОУ
  2. Утренник «Это праздник со слезами на глазах»
  3. Конкурс – рисунков «Мы победили!»  
  4. Мини – музей.

2. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Наименование мероприятий

Срок реализации

Исполнитель

Результат

1. Подготовительный этап

1.1

Выявление представлений  детей о ВОВ

1-3 дня

Педагоги

Результаты беседы

1.2

Выявление представлений родителей о героях ВОВ

1-3 дня

Педагоги

Результаты беседы

1.3

Подбор методической, познавательной, художественной литературы

5 дней

Педагоги, родители.

Картотека стихов, рассказов, пословиц.

2. Основной

2.1

Речевое развитие.

Чтение художественной и познавательной литературы:

Заучивание:

  • Абдулкан Игебаев «День Победы»
  • Т.Белозеров «День Победы»
  • Т.Петухова «Прабабушка»
  • А.Мохарев «У дедушки»

Чтение рассказов:

  • «Вовка – токарь»
  • «Про варежки»
  • «Вставай страна огромная»
  • «Видят мальцы»
  •  «О блокадном Ленинграде»
  •  «О мальчике Тишке и отряде немцев»
  • С.Я.Маршак «Мальчик из села Поповки».
  • Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль»

Чтение стихотворений:

  • А.Усачев «Что такое День Победы?»
  • Н.Найденова «Пусть будет мир»
  • М.Владимов «Еще тогда нас не было на свете»
  •  С.Михалкой «Победой кончилась война».

 Слушание и заучивание песен, пословиц о войне.

Февраль – май.

Педагоги, родители, дети.

Расширять и систематизировать знания детей  о ВОВ

2.2

Просмотр видеофильмов и презентаций о ВОВ

2.3.

«Социально – коммуникативное развитие»

Беседы:

  • Что такое война?
  • Награды ВОВ
  • Животные участники ВОВ
  • Дети – герои ВОВ

 Дидактические игры

  • Дедушкина медаль
  • Собери медаль из частей и назови её
  • Найди одинаковые  «Города – герои» и расскажи о них
  • Живой микрофон
  • Узнай героев в лицо и расскажи о них
  • Узнай детей героев – расскажи про их подвиг

Февраль -апрель

2.4

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим и СБО)

  • Герои Ставрополья

3 –я неделя апреля

Учитель - логопед

2.5

НОД по образовательной области «Речевое развитие»

  • Солдатский треугольник
  • Дети – герои войны

Апрель

Педагоги

2.6

НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование

  • «Вечный огонь»
  • «Салют» 

Конструирование

  • Оригами:  цветы тюльпаны
  • Цветы из мозаики

Аппликация»

  • Открытка для ветерана

Апрель

Педагоги

2.6

«Социально – коммуникативное развитие»  

Сюжетно – ролевые игры: 

  • «Госпиталь»
  • «Полевая почта»
  • «На границе»
  • «Танковое сражение»
  • «Разминируй машину»

Март - апрель

Педагоги

2.7

 Физическое развитие

П/игры:

  • «Сложи звезду из рук и ног»
  • «Меткие стрелки»,
  • «Побег из плена»,
  • «Кто больше соберет колосков»
  • «Перевяжи раненого»
  • «Чей отряд быстрее посадит самолеты»
  • «Парашюты»
  • «Часовые ленинградских крыш»
  • «Салют»

Март - апрель

Педагоги

2.8

 Работа с родителями:

  • Беседа за круглым столом «Победа! »
  • Консультации: «Как рассказать детям о войне»

Февраль - апрель

Педагоги

Консультации, беседы

3. Обобщающий

3.1

Утренник «Это праздник со слезами на глазах»

Апрель-май

Педагоги родители, дети

Совместная работа по проекту воспитателей, детей и родителей.

3.2

Конкурс – рисунков «Мы победили»

3.3

Мини – музей «Великая победа!»

3.4

Акция: «Письмо – треугольник» для ветерана

3.5

Поздравление ветеранов с Днем Победы.

3.6

Спортивный праздник «Зарничка»

Май

Педагоги, дети

3.7

Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь».

3.8

Презентация проекта педагогической общественности

Май

Результат работы по проекту «Пусть на планете будет мир».

Итог проекта

  В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Нарушение зрения значительно осложняет процесс восприятия ребёнком окружающей действительности. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим народом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Познавательно - исследовательскую  деятельность организовывали в игровой форме таким образом, чтобы  проходила через сердце каждого воспитанника.  

Работу по патриотическому воспитанию, мы начали с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы.

Каждое занятие проводили с использованием наглядного материала:  фотографии, картины, рисунки, презентации. Знания, полученные на занятиях, закрепляли в различных формах работы вне занятий: беседы, игры,  изобразительная деятельность, групповые мероприятия, экскурсии.

При проведении дидактической игры «Дедушкина медаль», в ее содержание включали чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр.); беседу с родственниками дома с целью: узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали.

Участие в проекте родителей внесло позитивное отношение детей к своим родным и близким, вызвало желание вместе и самостоятельно изготовлять «письма – треугольники», открытки для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

Одной из важных составляющей проекта стала акция «Поздравим ветерана войны письмом – треугольником» и создание в группе мини – музея «Великая Победа!»

Воспитанники, играя в сюжетную игру «Полевая почта» посетили  и поздравили ветеранов ВОВ с праздником Победы  на дому: читали стихи, дарили  цветы, конфеты и «письма – треугольники».

В ходе проектной деятельности были проведены мероприятия:

  • утренник «Это праздник со слезами на глазах», на который пригласили ветеранов ВОВ;
  • конкурс рисунков «Мы победили»;
  • возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь»;
  • спортивный праздник «Зарничка»;
  • создан мини – музей «Великая Победа!».

Таким образом, реализация проектной деятельности явилась необходимым условием для формирования нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников посредством познавательно-практической  деятельности. Только в результате совместной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее. Я уверена, что наш проект помог наиболее ярко, эмоционально донести до детей с нарушением зрения,  информацию о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной Войны.

Рекомендуем педагогам наш проект «Я помню! Я горжусь!», так как – это интересная «тропинка» в воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников .

 Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алешина // - М.: ЦГЛ, 2005. – 256с.
  2. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия  [Текст]  / Ю. А Алексеев // – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68с.
  3. Александрова Е.Ю.и др Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова // – Волгоград: Учитель, 2007. - 203с.
  4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет [Текст] / М.Б.Зацепина // – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.
  5.  Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание [Текст]  / Дошкольное воспитание //  - 2005. - № 1 -. С. 5 – 9.
  6. Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание [Текст]  / Дошкольное воспитание -  2005 - № 5. - С. 20 - 25.
  7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.  Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. / Н.Г. Комратова //– М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
  8. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) [Текст]  / Под ред. Л. А. Кондрыкинской // – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

Проект "Я-помню, я-горжусь!"

Посвещается семидесятилетию Великой Победы...

Проект к 70-летию Победы в ВОВ "Я помню! Я горжусь!"

Вид проекта:информационно-творческий, долгосрочный Время реализации:сентябрь – май Участники проекта:воспитанники средней группы, родители, воспитатели средней группы, музыкальный руко...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Я Помню! Я Горжусь!»

Наш проект «Я- помню! Я- горжусь!» предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом является обес...

Презентация для педагогических работников по теме «Социальное партнерство в проекте «Я- помню, я - горжусь!», как одна из моделей патриотического воспитания дошкольников»

Данный  материал ориентирован на педагогических работников ДОУ и освещает результаты работы по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках социального партнерства....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Я помню, я горжусь».

Цель проектаФормирование  патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления детей с подвигом советских людей в годы ВОВ.Задачи:1. Обобщить и расширить знания детей о Вел...