Рабочая программа дополнительного образования по краеведению
материал
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувст, воспитания уважения к малой Родине, гордости за своих земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraevedenie.docx | 89.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования города Белово»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 «Огонёк» города Белово»
652600 Кемеровская область г. Белово пер. Цинкзаводской, 5а
E-mail: d.sadik37@mail.ru тел.: 8 (384 52) 2–21–05
Дополнительная общеразвивающая программа
«Кузбасс-мой край родной»
для детей от 3-7лет
Беловский городской округ 2020
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Работа с родителями………………………………………………………5
- Цель и задачи………………………………………………………………6
- Организация непосредственной образовательной деятельности………9
- Ожидаемые результаты………………………………………………….12
- Учебно – тематический план для детей 3-4 лет………………………13
- Учебно – тематический план для детей 4-5 лет……………………...14
- Учебно – тематический план для детей 5-6 лет………………………15
- Учебно – тематический план для детей 6-7 лет………………………..16
- Содержание программы …………………………………………………17
- Методическое обеспечение программы…………………………………
- Диагностическое обеспечение программы………………………………
- Список литературы…………………………………………………..……
Пояснительная записка
Программа «Краеведение» разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - Москва 2014 г.; Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе знаний о своём крае, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность.
Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи.Все это позволяет иохватить вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность.
Срок реализации программы — 4 года.
Программа составлена по возрастным группам: для детей 3-4 лет( вторая младшая группа) 4-5 лет (средняя группа), для детей 5-6 лет(старшая группа), для детей 6-7 лет (подготовительная группа) .
Работа с родителями
Основной целью взаимодействия с родителями является – сотрудничество детского сада и семьи в соответствии с ФГОС ДО – изучение запроса родителей к программе воспитания их ребенка.
От взаимодействия педагогов и родителей зависит эффективность данной программы. Знания, которые дети получают в дошкольном учреждении, в повседневной жизни должны закрепляться.
Содержание направления работы с семьей:
- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;
- обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра видеофильмов;
- вовлекать родителей в совместную с детьми исследовательскую и продуктивную деятельность в домашних условиях, способствующую возникновению познавательной активности.
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Цель
Целью программы является формирование положительного отношения детей дошкольного возраста к малой родине, воспитание интереса и любви к родному городу, краю через организацию краеведческой работы.
Задачи
Обучающие
- Знакомить с символами города, области: флагами, гербами, гимном,
- Знакомить с памятными местами города, области,
- Учить ориентироваться по картам города, области, страны с помощью системы координат, использовать в речи пространственные понятия
- Знакомить с легендами и сказами земли Кузбасской
- Расширять представления детей о природе родного края
- Знакомить со знаменитыми людьми Кузбасса: историческими личностями, героями войны и труда, художниками, композиторами, поэтами, писателями.
- Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать, мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру,
- Воспитывать чувство уважения к людям, участвовавшим в Великой отечественной войне,героям труда, людям прославившими нашу Родину, гордость за героическое прошлое и настоящее родного края
- Воспитывать любовь и уважение к семье, близким людям,
- Обогащать детско – родительские отношения
Развивающие
- Развивать познавательный интерес дошкольников посредством ознакомления с родным краем,
- Приобщать к народным традициям, привлекать к участию в праздничных мероприятиях.
- Развивать художественный вкус, художественно-речевые способности при ознакомлении с народными промыслами, произведениями кузбасских писателей, поэтов, композиторов, художников,
- Активизировать интерес дошкольников к выбору профессии через знакомство с людьми разных профессий, промышленными предприятиями Кемеровской области.
- Формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
- амплификации детского развития;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
- принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
- принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха;
- сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;
- сотрудничество с социумом: ЦДК города Белово, Центральная городская библиотека, краеведческий музей, выставочный зал «Вернисаж».
Основной принцип построения организованной образовательной деятельности по краеведению со старшими дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
- игровой,
- музейной педагогики,
- методы проектов,
- домашнего кинотеатра,
- компьютерных игр.
Методы и приёмы:
- Диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей,
- Игры – практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры,
- Проблемные ситуации, проектирование,
- Конкурсы, викторины,
- Экспериментирование,
- Коллективно-творческие дела,
- Наблюдения,
- Целевые прогулки, экскурсии,
- Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций
Данная программа ориентирована не на запоминание информации, которой в изобилии снабжает педагог, а на активное участие самих воспитанников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Основное направление занятий по краеведению с дошкольниками - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала.
Организация непосредственной образовательной деятельности
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей младшего дошкольного возраста занятие проводится два раза в месяц, для детей среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с краеведческим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.
Продолжительность занятий:
- для детей 3-4 лет-15 минут
- для детей 4-5 лет-20 минут
- для детей 5-6 лет -20-25 минут
- для детей 6-7 лет 25-30 минут
Программа состоит из 3 блоков, связанных между собой задачами и содержанием, С ежегодным повторением и дополнением нового материала и форм работы.
Таблица 1
I блок: «историко-географические сведения»; II блок: «экология»; III блок: «культура и спорт» |
Учебная нагрузка для детей 3-4 лет
Таблица 2
Название блока | Количество занятий | Общее количество занятий в год | ||
теоретические | практические | комплексное | ||
Историко-географические сведения | 1 | 3 | 4 | |
Экология | 3 | 5 | 8 | |
Культура и спорт | 1 | 2 | 3 | 6 |
Итого | 3 | 7 | 8 | 16 |
Учебная нагрузка для детей 4-5 лет
Таблица 3
Название блока | Количество занятий | Общее количество занятий в год | ||
теоретические | практические | комплексные | ||
Историко-географические сведения | 1 | 3 | 4 | 8 |
Экология | 2 | 8 | 6 | 16 |
Культура и спорт | 2 | 6 | 4 | 12 |
Итого | 5 | 17 | 14 | 36 |
Учебная нагрузка для детей 5-6 лет
Таблица 4
Название блока | Количество занятий | Общее количество занятий в год | ||
теоретические | практические | комплексные | ||
Историко-географические сведения | 3 | 3 | 2 | 8 |
Экология | 3 | 7 | 6 | 16 |
Культура и спорт | 2 | 6 | 4 | 12 |
Итого | 8 | 16 | 12 | 36 |
Учебная нагрузка для детей 6-7 лет
Таблица 5
Название блока | Количество занятий | Общее количество занятий в год | ||
теоретические | практические | комплексные | ||
Историко-географические сведения | 2 | 4 | 2 | 8 |
Экология | 3 | 6 | 3 | 12 |
Культура и спорт | 4 | 8 | 4 | 16 |
Итого | 9 | 18 | 9 | 36 |
- На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
историей, географией, экологией, культурой, с жизнью знаменитых людей Кузбасса: достижения, вклад в развитие Кузбасса. В доступной форме объясняются основные направления развития области в прошлом и настоящем, перспективы развития.
- Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
- Комплексные занятия объединяют теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты
- Знает название города, области, узнаёт герб, флаг, гимн,
- Умеет ориентироваться по карте города, области, страны,
- Знает историю возникновения города, названия улиц,
- Узнаёт памятники и достопримечательности города,
- Знает названия рек, растений, животных, в том числе из Красной книги,
- Знает и выполняет правила бережного отношения к природе,
- Знает людей, прославивших город, героев войны,
- Знает стихи, произведения писателей, художников, композиторов Кузбасса
- Умеет составлять рассказы о семье, профессии родителей, любимых местах города,
- Называет народы населяющие Кузбасс
- Эмоционально откликается на художественные и музыкальные произведения,
- охотно участвует в традиционных праздниках, развлечениях,
- демонстрирует изобразительные навыки при создании творческих работ
- Воспитанники на этапе завершения дошкольного образования проявляют познавательный интерес к изучению родного края,
- эмоционально откликаются на события в семье, детском саду, городе, стране,
- демонстрируют навыки исследовательской, проектной деятельности коммуникативные и речевые способности,
- умения планировать деятельность, работать в коллективе, проявляют трудолюбие, умение доводить дело до конца, проявляют творчество, самостоятельность,
- владеют навыками произвольности поведения,
- проявляют изобразительные и конструктивные способности при создании художественных композиций
Методы определения результативности овладения программным материалом:
- Педагогическое наблюдение, беседа,
- педагогический анализ результатов анкетирования родителей, активности в различных видах деятельности, результатов продуктивной деятельности,
- мониторинг
- Осуществляется начальный и итоговый контроль (сентябрь, апрель). На основании результатов контроля проводится корректировка программы.
Программа реализуется при условии:
- создания высокого уровня нравственно-патриотического воспитания в детском саду;
- соответствующей предметно-пространственной развивающей среды: авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации; сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры;
- Информирование и привлечение родителей к работе по краеведению.
- Создание обогащённой развивающей среды в группе; проведение бесед, показ презентаций, просмотр мультфильмов, экскурсии, чтение детской литературы создание проблемных ситуаций, викторины, творческая деятельность.
Учебно – тематический план для детей 3-4 лет /1 год обучения/
Таблица 6
Блок «Историко-географические сведения» | |||||
№ | Тема | В том числе занятий | всего | ||
Теоретические | Практические | Комплексные | |||
1 | Игра-беседа «Город. в котором я живу» | 1 | 1 | ||
2 | Игра-путешествие «Мой дом» | 1 | 1 | ||
3 | Путешествие по разноцветной земле «Знакомство с картой Кузбасса» | 1 | 1 | ||
4 | Игра-беседа «Мой выходной день» | 1 | 1 | ||
Итого | 1 | 3 | 4 | ||
Блок «Экология» | |||||
1 | Экскурсия по территории детского сада | 1 | 1 | ||
2 | Д.игра «Кто,где живет» | 1 | 1 | ||
3 | Игра-путешествие «Леса Кузбасса» | 1 | 1 | ||
4 | Коллективная аппликация «Птицы у кормушки» | 1 | 1 | ||
5 | Д.игра «Кого не найти зимой» | 1 | 1 | ||
6 | Игра-эксперимент «Зачем нам реки и озера» | 1 | 1 | ||
7 | Игра-беседа «Речные жители» | 1 | 1 | ||
8 | Рисование «Природа родного края» | 1 | 1 | ||
Итого | 5 | 3 | 8 | ||
Блог «Культура и спорт» | |||||
1 | Игра-развлечение «Масленица» | 1 | 1 | ||
2 | Беседа-игра «Сказки народов Кузбасса» | 1 | 1 | ||
3 | Фестиваль народных игр | 1 | 1 | ||
4 | Виртуальная экскурсия «Главная профессия в Кузбассе» | 1 | |||
5 | Спортивное путешествие | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 1 | 3 | 2 | 6 |
Учебно – тематический план для детей 4-5 лет /2 год обучения/
Таблица 7
Блок «Историко-географические сведения» | |||||
№ | Тема | Теорети ческие | Практические | Комплексные | Всего |
1 | Игра -путешествие «Основатель первого поселения» | 1 | 1 | ||
2 | Игра-беседа «Жизнь и быт первых поселенцев» | 1 | 1 | ||
3 | Знакомство с коренными жителями Кузбасса | 1 | 1 | 2 | |
4 | Игра-беседа «Положение Кузбасса на географической карте России» | 1 | 1 | ||
5 | «Черное золото Кузбасса» | 1 | 1 | 2 | |
6 | Символика Кемеровской области и ее городов | 1 | 1 | ||
Итого | 1 | 2 | 5 | 8 | |
Блок «Экология» | |||||
1 | Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей» | 1 | 2 | 1 | 4 |
2 | Как человек влияет на природу Кузбасса | 1 | 2 | 1 | 4 |
3 | Природа-наше наследие | 1 | 3 | 1 | 5 |
4 | 1 | 1 | |||
Итого | |||||
Блок «Культура и спорт» | |||||
1 | Народы Кузбасса | 1 | 3 | 1 | 5 |
2 | Творческие люди земли Кузбасской | 1 | 2 | 2 | 5 |
3 | Выше, быстрее, сильнее | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 2 | 6 | 4 | 12 |
Учебно – тематический план для детей 5-6 лет /3 год обучения/
Таблица 8
Блок «Историко-географические сведения» | |||||
№ | Тема | Теорети ческие | Практические | Комплексные | Всего |
1 | Первобытные люди на территории Кузбасса | 1 | 1 | 2 | |
2 | Начало угольной эры | 1 | 1 | 2 | 4 |
3 | Развитие городов Кузбасса | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 2 | 3 | 3 | 8 | |
Блок «Экология» | |||||
1 | Человек и природа-едины | 1 | 2 | 2 | 5 |
2 | Семь чудес Кузбасса | 2 | 5 | 7 | |
3 | «Красная книга Кузбасса» | 1 | 3 | 4 | |
Итого | 1 | 5 | 10 | 16 | |
Блок «Культура и спорт» | |||||
1 | Жизнь коренных народов Кузбасса | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 | Героическое наследие | 1 | 2 | 3 | |
3 | Знаменитые люди Кузбасса | 2 | 2 | 2 | 6 |
Итого | 3 | 4 | 5 | 12 |
Учебно – тематический план для детей 6-7 лет /4 год обучения/
Таблица 9
Блок «историко-географические сведения» | |||||
№ | Тема | Теорети ческие | Практические | Комплексные | Всего |
1 | Как наш край стал частью России | 1 | 1 | 2 | 4 |
2 | Первооткрыватель Кузнецкого угля | 1 | 1 | 2 | |
3 | «Шахтерские города Кузбасса» | 1 | 1 | 2 | |
Итого | 2 | 2 | 4 | 8 | |
Блок «Экология» | |||||
1 | Флора и фауна Кузбасса | 1 | 1 | 2 | |
2 | Технический прогресс и экологические проблемы | 2 | 2 | 1 | 5 |
3 | Охрана природы | 1 | 3 | 1 | 5 |
Итого | 3 | 6 | 3 | 12 | |
Блок «Культура и спорт» | |||||
1 | Творческие люди Кузбасса | 1 | 1 | 2 | 4 |
2 | Малые народы Кузбасса | 1 | 1 | 2 | |
3 | Герои войны и труда | 2 | 2 | 1 | 5 |
4 | Знаменитые люди Кузбасса | 1 | 2 | 2 | 5 |
Итого | 4 | 7 | 6 | 16 |
Содержание программы
1 год обучения
Таблица 10
№ | Тема | Форма работы Содержание |
Блок «Историко-географические сведения» | ||
1 | Город, в котором я живу | Игра-беседа Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, детский сад) |
2 | «Мой дом» | Игра-путешествие Дать возможность детям практического ориентирования в городе, определить место его дома по отношению к различным объектам. |
3 | Знакомство с картой Кузбасса | Путешествие по разноцветной земле Познакомить детей с картой Кемеровской области, определить значение цвета на карте, местоположение г. Белово, его природной зоной. |
4 | «Мой выходной день» | Игра-беседа Побуждать детей рассказывать о том где они гуляли в выходной день (парк, кинотеатр, детская площадка), что им больше всего понравилось, делиться впечатлениями. |
Блок «Экология» | ||
1 | Экскурсия по территории детского сада | Экскурсия Дать детям элементарные представления о растениях на территории детского сада, побуждать к рассказу какие еще растения растут на их улице, возле дома, на даче. |
2 | «Кто,где живет» | Дидактическая игра-презентация Расширять представления детей о диких, домашних животных, земноводных, живущих на территории Кузбасса. |
3 | «Леса Кузбасса» | Игра-путешествие Расширить представления детей о многообразии растительного мира Кузбасса. |
4 | «Птицы у кормушки» | Коллективная аппликация Развивать познавательный интерес дошкольников посредством ознакомления с природой родного края. |
5 | «Кого не найти зимой» | Дидактическая игра Расширять представления детей о жизни насекомых |
6 | «Зачем нам реки и озера» | Игра-эксперимент Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (для жизни всем нужна вода), дать представление о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается) |
7 | «Речные жители» | Игра-беседа Расширять представления детей об обитателях рек и озер Кемеровской области. |
8 | «Природа родного края» | Рисование Развивать умение передавать в рисунке свои впечатления, особенности, красоту окружающей природы. |
Блог «Культура и спорт» | ||
1 | «Масленица» | Игра-развлечение Знакомить детей с традициями, народными праздниками |
2 | Игра-беседа «Сказки народов Кузбасса» | Игра-беседа Знакомить с устным народным творчеством коренных народов Кузбасса |
3 | Фестиваль народных игр | Игра-развлечение Знакомить с народными играми коренных народов Кузбасса |
4 | Виртуальная экскурсия «Главная профессия в Кузбассе» | Виртуальная экскурсия Рассказать детям о профессии шахтер. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результате труда. |
5 | Спортивное путешествие | 1 Презентация Расширить представления детей о популярных в Кузбассе видах спорта, спортивных объектах. 2 Музыкально – познавательная викторина Содействовать пропаганде здорового образа жизни, создавать необходимую мотивацию для занятий спортом |
2 год обучения
Таблица 11
№ | Тема | Форма работы Содержание |
Блок «Историко-географические сведения» | ||
1 | Игра -путешествие «Основатель первого поселения» | Игра-путешествие «Земля Беловская» Познакомить с Федором Беловым-основателем первого поселения: деревни Белово, в последствии г.Белово. |
2 | «Жизнь и быт первых поселенцев» | Игра-беседа Познакомить с бытом, занятиями первых поселенцев |
3 | Знакомство с коренными жителями Кузбасса | 1 Презентация Дать преставление о народах, населяющих территорию Кузбасса, их обычаях, культуре. 2 Игра -путешествие «Национальный костюм» Закрепить и расширить представления детей о самобытной культуре народов Кузбасса |
4 | Положение Кузбасса на географической карте России | Игра-беседа Определить географическое положение Кузбасса на карте России, сформировать понимание, что Кузбасс -это часть России. |
5 | «Черное золото Кузбасса» | 1 виртуальная экскурсия Расширить представление детей о способах, условиях добычи угля, его значение для жизни людей. 2 Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства угля» |
6 | Символика Кемеровской области и ее городов | Составление описательного рассказа "Символика Кемеровской области" Заучивание стихотворения Н. Чимбарова "Родному Кузбассу" Познакомить с символикой Кузбасса и г.Белово, раскрыть значение символов на гербах Кузбасса и г.Белово |
Блок «Экология» | ||
1 | «Природа и жизнь людей» | 1 Путешествие по разноцветной земле С помощью географической карты показать разнообразие ландшафта, природных зон Кузбасса 2 Составление альбома «Какие растения растут в Кузбассе» Расширить представления детей о богатстве флоры Кузбасса, познакомить с лекарственными растениями. 3 Составление описательного рассказа «Мой любимый парк» Побуждать детей делиться впечатлениями о красоте природы, любимых местах отдыха на природе. 4 Презентация «Самое интересное о животных Кузбасса» Обогатить знания детей о диких животных Кузбасса |
2 | Как человек влияет на природу Кузбасса | 1 Игра-беседа «Как человек прямо воздействует на растительный мир?» Дать понятие, что вырубка лесов, отдых на природе без соблюдения правил, наносят вред природе. 2 Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» Закрепить основные правила поведения в лесу, установить связь между нарушениями правил и последствиями для природы. 3 Викторина «Что природа нам дает» Формировать экологическое сознание и чувство уважения к природе Кузбасса 4 Игра -ситуация «Что случиться если исчезнут все деревья» Установить взаимосвязь между природой и человеком. |
3 | Природа-наше наследие | 1 Презентация «Путешествие в удивительный мир» Воспитание экологической культуры и воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. 2 Коллективная аппликация «Мой любимый сад» Помочь детям представить многообразие природы Кузбасса 3 Вечер поэзии Познакомить со стихами В. Баянова о природе Кузбасса 4 Игра-беседа «Как человек охраняет природу» Дать представления о природоохранных организациях, о возможности каждого внести свой вклад в защиту природы. |
4 |
| |
Блог «Культура и спорт» | ||
1 | Народы Кузбасса | 1 Виртуальная экскурсия в поселение телеутов, шорцев Раскрыть особенности самобытной культуры народов Кузбасса 2 Спортивное развлечение «Национальные игры» Познакомить с народными играми коренных народов Кузбасса, отметить их самобытность. 3 Рисование «Национальный орнамент» Рассказать детям о символах, значениях элементов орнамента 4 Музыкальный вечер «Песни и танцы народов Кузбасса» Помочь детям составить представления о музыкальной культуре коренных жителей. 5 Литературная гостиная Начать знакомство со сказками, легендами народов Кузбасса. |
2 | Творческие люди земли Кузбасской | 1 Виртуальная экскурсия в худ.галлерею Познакомить с творчеством кузбасских художников: Н.Я. Козленко, Н.И.Бачин 2 С-ролевая игра «Я-художник» Вызвать желание больше узнать о профессии художник, учить передавать в рисунке свое настроение. 3 Заучивание стихотворения Н. Чимбарова "Родному Кузбассу» 4 Прослушивание песни И. В. Другова "Город горняков" Вызвать чувство гордости за людей живущих в Кузбассе 5 Экскурсия в вернисаж Обобщить знания детей о поэтах, художниках, музыкантах Кузбасса |
3 | Выше, быстрее, сильнее | Составление альбома «Кузбасс спортивный» Дополнить представления детей о видах спорта популярных в кузбассе 2 Спортивная игра «Веселые старты» |
3 год обучения
Таблица 12
№ | Тема | Форма работы Содержание |
Блок «Историко-географические сведения» | ||
1 | Первобытные люди на территории Кузбасса | 1Чтение главы "Люди каменного века" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени" В.Лавриной Познакомить с жизнью первобытных людей на территории Кузбасса 2 Экскурсия в краеведческий музей Помочь детям составить представление о быте первобытных людей |
2 | Начало угольной эры | Чтение главы "От камня к металлу" из книги "История Кузбасса" В.Лавриной Познакомить с периодом освоения и применения угля человеком 2 Рисование «Как мы начали добывать уголь» Отобразить в рисунке примитивные способы добычи угля 3 Беседа "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого" Познакомить с историей открытия угольных месторождений в Кузбассе 4 Чтение главы "Как наш край стал Кузбассом" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени " В.Лавриной |
3 | Развитие городов Кузбасса | 1 Презентация «Города Кемеровской области» Установить взаимосвязь с открытием залежей угля и ростом городов 2 Фотовыставка «Мой любимый город-Белово» Вызвать интерес к достопримечательностям города, побудить к желанию рассказывать о своем городе. |
Блок «Экология» | ||
1 | Человек и природа-едины | 1 Акция «Экологическая тревога» Выпуск плаката «Спасем Ёлочку» Обучение бережному отношению к природе 2 Презентация «Капелька воды» Рассказать о реках Кузбасса, дополнить знания о важности воды в жизни природы, необходимости беречь ее, сохранять. 3 Опытно-экспериментальная деятельность «Как очистить воду» Дать представления о том как загрязняется вода и как трудно ее очистить. 4 Экскурсия в парк Учить бережному отношению к природе, умение видеть и восхищаться ее красотой. 5 Музыкальная гостиная «Звуки природы» Побуждать детей слушать и понимать звуки природы, рассказывать о чувствах, которые они вызывают |
2 | Семь чудес Кузбасса | 1 Игра путешествие «Поднебесные зубья» 2 Презентация г.Мариинск 3 Игра-беседа «Скульптура золотая шория» 4 Изготовление макета «Кузнецкая крепость» 5 Виртуальная экскурсия «Томская писаница» 6 Игра-путешествие «Азасская пещера» 7 Презентация «Монумент «Память шахтерам Кузбасса» Помочь детям представить разнообразие памятных мест, достопримечательностей Кузбасса |
3 | «Красная книга Кузбасса» | 1 Беседа «Зачем создали Красную книгу Кузбасса» Выявить проблему влияния человека на окружающую среду 2 Рисование «Кто занесен в красную книгу Кузбасса» Закрепить представление об исчезающих видах флоры и фауны Кузбасса 3 Игра-беседа «Что я могу сделать, чтоб сохранить природу?» Помочь понять, что любое участие в спасение природы поможет ее сберечь. 4 Выставка плакатов «Мы -защитники природы» Определить действия направленные на защиту окружающей среды |
Блог «Культура и спорт» | ||
1 | Жизнь коренных народов Кузбасса | 1 Игра-беседа «Шаманы-прошлое и настоящее» Чтение рассказа В. Лавриной «Шаман Анчи» Познакомить с языческими обрядами народов Кузбасса 2 Чтение главы «Великое переселение народов. Таштыки.» из книги «История Кузбасса В.Лавриной 3 Весенний праздник «Сомо» Познакомить детей с традиционным телеутским праздником весны |
2 | Героическое наследие | Составление альбома «История моей семьи в героической истории страны» Побуждать детей к рассказыванию о своих родных-участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. 2 Организация музея «Шахтерская слава» Расширять представления о современных героях шахтерского труда 3 Литературные чтения «Поэты и писатели о труде шахтеров» Познакомить с произведениями, отражающими труд шахтеров |
3 | Знаменитые люди Кузбасса | 1 Презентация «Известные и знаменитые люди Кузбасса-гордость нашего края» Выявить, обосновать и конкретными примерами подтвердить, что многие наши земляки, действительно являются гордостью нашей Родины 2 Беседа Вера Волошина, Николай Масанов Герои войны Познакомить с подвигами наших земляков во время Великой Отечественной войны 3 Игра- путешествие «Доблесть космоса» Познакомить с жизнью А.Леонова, помочь оценить его вклад в развитие космонавтики. 4 Игра-беседа «Выпускники спортивной школы: Мария Филатова (гимнастка), Раздаев Виталий(футболист) |
4 год обучения
Таблица 13
№ | Тема | Форма работы Содержание |
Блок «Историко-географические сведения» | ||
1 | Как наш край стал частью России | 1 Чтение главы "Поставили остроги крепкие" из книги "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени " В.Лавриной 2 Беседа "Как русские осваивали Кузнецкий край" 3 Изготовление макета "Кузнецкий острог" 4 Виртуальная экскурсия "Кузнецкая крепость" Дать возможность детям понять как Кузбасс стал частью России |
2 | Первооткрыватель Кузнецкого угля | 1 Презентация "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого" 2 Чтение сказки Т.Савич "Сказка – быль о Михайле Волкове и горелой горе" Систематизировать и расширить представление детей о первооткрывателе Кузнецкого угля |
3 | Шахтерские города Кузбасса | 1Игра-путешествие «Столица Кузбасса» 2 Виртуальная экскурсия по городам Кузбасса «Город мастеров» Дополнить знания детей о городах Кузбасса, показать их красоту. |
Блок «Экология» | ||
1 | Флора и фауна Кузбасса | 1 Презентация «Линия жизни деревьев» Показать на конкретном примере как долго растет дерево, что ему необходимо для жизни, как трудно восстановить утраченные леса 2 |
2 | Технический прогресс и экологические проблемы | 1 Игра-путешествие «Развитие технического прогресса: от простого к сложному» На примере развития угольной промышленности дать детям представление о влияние человека на природу 2 Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь животных и растений» Помочь детям выяснить какие последствия для природы несет деятельность человека 3 Виртуальная экскурсия на угледобывающий разрез Показать детям способы добычи угля открытым способом и мероприятия направленные на восстановление природы. 4 Акция «Агитационный плакат в защиту природы» 5 Дидактическая игра «Экологическая экспертиза» Помочь детям проанализировать экологическую обстановку в городе и предложить пути решения проблем. |
3 | Охрана природы | 1 Презентация «Природоохранные организации» Познакомить с деятельностью природоохранных организаций 2 Фотовыставка «Заходи в зеленый дом-чудеса увидишь в нем» Помочь увидеть и оценить красоту природы Кузбасса, подвести к пониманию, что каждый человек может стать защитником природы. 3 Игра-беседа «Эти люди охраняют природу» Расширить представления детей о профессии эколог, лесник. 4 Концерт для младших дошкольников «Эколята- защитники природы» Помочь каждому ребенку почувствовать себя защитником окружающей среды 5 Акция «Они просят защиты» Развивать чувство понимания, что от каждого человека зависит благополучие нашего города, края, планеты. |
Блог «Культура и спорт» | ||
1 | Творческие люди Кузбасса | 1 Музыкально-поэтическая гостиная Слушание стихов и песен о Кузбассе «Моя Родина – Кузбасс». «Кузбассом гордимся» муз. и сл. Н.В. Федотовой; «Здравствуй, Родина моя», муз. Ю.Чичкова, сл. К. Ибряева 2 Составление рассказов о Кузбассе Говорят дети о родном крае «Слушай нас, наш Кузбасс» 3 Виртуальная экскурсия на выставку творчества кузбасских художников 4 Презентация «Вера Лаврина «Летописец Кузбасса» Продолжить знакомство с творчеством Кузбасских поэтов, музыкантов, художников |
2 | Малые народы Кузбасса | 1 Коллективная работа-коллаж «Древо народов» 2 Праздничный калейдоскоп «Встреча весны» Показать разнообразие и самобытность культур народов живущих в Кузбассе |
3 | Герои войны и труда | 1 Виртуальная экскурсия в музей «Красная горка» Расширить представление о труде шахтера. 2 Семейная гостиная «К своим истокам прикоснись» 3 Фотомастерская по созданию альбомов «С любовью к городу»; «Трудовые династии». 4 «Боевой листок «Герои-Кузбассовцы» Привлечь детей и родителей к исследовательско-поисковой деятельности получения информации о своих родных и друзьях участниках боевых действий, трудовых династиях, тружеников тыла. 5 Виртуальная экскурсия «Памятные места героев Кузбасса» |
4 | Знаменитые люди Кузбасса | 1 Игра-путешествие «Улицы и площади Кузбасских городов, названные в честь знаменитых земляков» 2 Исследовательско-поисковая деятельность «Чем знамениты члены моей семьи» Помочь понять , что от деятельности каждого человека зависит будущее развитие Кузбасса 3 Игра-беседа «Моя будущая профессия» Развить интерес к выбору профессии, обозначить ее значимость для развития Кузбасса 4 Рисование «Чем я буду знаменит» Учит устанавливать логическую связь между выбором профессии и ее востребованностью в обществе 5 Виртуальная экскурсия по галерее «Они прославили Кузбасс» Закрепить знания о людях труда, героях войны, поэтах, художниках, музыкантов, ставших знаменитыми людьми Кузбасса |
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Кузбасс-мой край родной», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности и использование комплекта в свободной игровой деятельности.
Учебно – методический комплект включает:
- Дополнительную общеразвивающую программу «Кузбасс-мой край родной»
- Консультации для родителей по ознакомлению детей сродным краем: «Краеведение. как часть общей культуры человека»; Анкетирование родителей «Что должны знать дети о родном крае»; Буклет «Кузбасс-мой край родной»
- Наглядно – дидактический альбом «город Белово», «Города Кузбасса», «Флора и фауна Кузбасса», «Исторические личности Кузбасса», «Герои войны и труда», «Они прославили Кузбасс», «Творческие люди Кузбасса». «Картины Кузбасских художников», «Жизнь и быт коренных народов Кузбасса», «Национальный костюм», «Профессии», «Семь чудес Кузбасса»
- Макет «Город Белово»
- Географические карта Кемеровской области, России.
- Дидактические игры «Кого не найти зимой», «Правила поведения в лесу», «Экологическая экспертиза»
- Художественная литература «Сказки, легенды народов Кузбасса», "История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени" В.Лавриной, с Т.Савич "Сказка – быль о Михайле Волкове и горелой горе»,
- Презентации «Спортивное путешествие», ««Самое интересное о животных Кузбасса», «Коренные жители Кузбасса», «Путешествие в удивительный мир», «Города Кемеровской области», "Михайло Волков – первооткрыватель угля кузнецкого", «Вера Лаврина «Летописец Кузбасса», «Линия жизни деревьев», «Природоохранные организации»
- Виртуальные экскурсии «Главная профессия в Кузбассе», «Народы Кузбасса», «Томская писаница», «Памятные места; герои Кузбасса», "Кузнецкая крепость" «Краеведческий музей» «Красная горка», «Вернисаж». «Город мастеров»
Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу продумать и организовать образовательную деятельность. Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.
Список литературы
- «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.
- В.Н. Матова «Краеведение в детском саду СПб.: ООО « Издательство «Детство-пресс». 2014.
- Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.
- Вахрушев А.А., Кочемасов Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 2001
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб., 2003.
- Г. Блинова Познавательное развитие детей 5 – 7 лет .Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Дошкольникам о защитниках Отечества под. Ред. Л.А. Кондрыкинской.-2007.
- Как знакомить дошкольников с природой./ Л.А. Каменева, А.К.Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983.
- Козлова С.А., Я - человек. Программа приобщения ребенка к социальному миру.-М.1999.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
- Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.
- Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
- Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной»: Методическое пособие. М.: Соловьева, Л. И. География Кемеровской области. Природа /Л. И. Соловьева. – Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс", 2006.- 384с. – Текст: непосредственный. ТЦ Сфера,2015.
Приложение 1
Диагностическая таблица уровня знаний
Таблица 1
№ | Фамилия, имя ребенка | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6 НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РабочаяПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №6НА 2014 - 15 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ОСНОВЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...
программа дополнительного образования по краеведению "Родничок"
Пояснительная записка:Большая Родина всегда начинается с малой Родины: своей семьи, родного дома и двора, детского сада, леса и речки, расположенных рядом, любовь к которым поселяется в сердце человек...
Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»
Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников от 4 до 7 лет. Срок реализации 3 года...
Приложение к программе дополнительного образования по краеведению
Приложение к программе дополнительного образования по краеведению "Путешествие по Алтайскому краю"...
Программа дополнительного образования по краеведению «Юный краевед» для детей 5 -7 лет
В настоящее время актуальна тема изучения родного края...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по краеведению «Мы краеведы»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по краеведению«Мы краеведы» программа рассчитана на детей в возрасте: 5 -7 лет...