СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
статья

Бибарсова Гулия Диганьшеевна

 

Бибарсова Гулия Диганьшеевна

Социальный педагог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37, Россия, г. Кузнецк

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Бибарсова Гулия Диганьшеевна

Социальный педагог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37, Россия, г. Кузнецк

Современный образ жизни семей, в которых воспитывается ребенок, значительно изменился за последние десятилетия. Экономические и социальные проблемы нашего общества, к сожалению, оказывают неблагоприятное влияние на взаимоотношения и уровень жизни многих семей. Насущные экологические проблемы в мире также негативно влияют на уровень как физического, так и психического здоровья современных детей. Термин «качество образования» подразумевает не только обучение воспитанников дошкольной образовательной организации набору определенных знаний и навыков, а создание комфортных условий для  социально-психологического благополучия каждого ребенка. Именно поэтому, актуальным и своевременным в настоящее время является социально-психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья,  где основной целью будет не только преодоление трудностей в воспитании и обучении, но и обеспечение их успешной адаптации, и дальнейшей социализации. Процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть комплексным. Этот процесс обязательно должен сопровождаться специалистами различного профиля: это социальные педагоги, педагоги – психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители и др.[5,c.37]

              Исходя из    своих личностных особенностей, каждый ребёнок дошкольного возраста имеет возможность быть готовым к школьному обучению соответственно своему уровню развития. Поэтому, грамотно организованное взаимодействие специалистов разного профиля в условиях дошкольной образовательной организации, способствует  всестороннему развитию и коррекции нарушений  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учитывая их  потенциальные возможности и индивидуальных особенности.

Организация взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации помогает детям с ограниченными возможностями здоровья успешно преодолевать свойственные им психические нарушения. Взаимосвязанными действиями различных специалистов вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья создается определенная предметно-развивающая среда и единое коррекционно-образовательное пространство. Создание комфортных условий пребывания воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации способствует развитию личности ребенка, бережного отношению к его здоровью.[3, c. 12]

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от всех сотрудников дошкольной образовательной организации огромного напряжения сил и энергии, поэтому основной задачей является  создание творческой группы единомышленников.

В нашем детском саду функционируют 6 групп компенсирующей направленности. Эти группы посещают дети с различными нарушениями НОДА, ЗПР, ТНР. Работа с ними проводится по трем направлениям адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, соответствующей требованиям ФГОС ДОО.

Социльно-психолого-педагогическое сопровождение реализуется через коррекционно-развивающую службу, которая включает:

  • Административный блок

В него входят заведующий детского сада и старшие воспитатели. 

Они осуществляют контрольную, координирующую и регулирующую функции.

  • Социально-психолого- педагогический блок

В него входят социальный педагог, педагог – психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. 

Специалистов этого блока осуществляют  коррекцию нарушений и успешную адаптацию и  социализацию детей.

  • Педагогический блок

Данный блок составляют воспитатели групп общеразвивающей и компенсирующей направленности.

Воспитатели осуществляют воспитательно - образовательный процесс.

  • Профилактический блок

К данному блоку относятся   медсестра детского сада,  музыкальные руководители,  инструктор по физической культуре. 

Основной функцией этих сотрудников является  осуществление здоровьесбережения.

Комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии всех специалистов детского сада определяются следующими принципами:

  1. Принцип единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Осуществление коррекционной направленности занятий  в непосредственной и свободной деятельности детей.
  2. Принцип своевременного выявления и максимального использования резервов психического развития дошкольников. 
  3.  Принцип опоры на личный опыт ребенка. Формирование у детей познавательной активности и самостоятельности, интереса к занятиям. 
  4. Принцип дифференцированности. Учет индивидуальных темпов освоения детьми знаний и умений. Создание ситуации успеха на каждом занятии для каждого воспитанника с целью стимуляции познавательной деятельности детей.
  5. Принцип систематичности и последовательности. Необходимость соблюдения строгой последовательности в работе и систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Важным условием является доведение умений ребенка до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения. 
  6. Принцип вариативности. Предполагает  разнообразие дидактического материала и приемов коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов. 
  7. Принцип деятельностного подхода. Применение данного принципа подразумевает активное использование различных видов деятельности (особенно ведущего вида деятельности) в общеразвивающих и коррекционных целях. 

В коррекционно-развивающей работе специалистов необходимо чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности. Это позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. [4,c.18]

Этапы социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации:

1 этап. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образовательной организации должна быть организована в соответствии с нормативно-правовыми документами. Самым основным  документом является  Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Вторым по значимости является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт). В нем  регулируются права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на этапе получения ими дошкольного образования. В данном нормативно-правовом документе  прописаны основные положения, которые определяют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, и условия для освоения программ детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Пункт 3.2.7. Стандарта требует особого внимания, так как он предписывает при создании условий для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья учитывать индивидуальную программу реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА). [2, п.3.2.7]

2 этап. В нашей дошкольной образовательной организации для полноценного обеспечения процесса инклюзии разработаны нормативно-правовые акты, которые регламентируют реализацию индивидуальных адаптированных образовательных программ для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В Устав дошкольного образовательного учреждения внесены соответствующие изменения. Были внесены поправки в  коллективный договор, должностные инструкции педагогов, инструкции по технике безопасности (прописан порядок действия педагогов при передаче ребенка от воспитателя к специалистам различного профиля: кто должен вести, куда должны вести, как необходимо действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и другие локальные акты.

3 этап. Специалисты  детского сада анализируют и уточняют рекомендации ТМППК для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на психолого-педагогическом консилиуме. При выявлении детей, имеющих трудности в воспитании и обучении, рекомендуют родителям (законным представителям) детей обеспечить комплексное обследование ребенка ТМППК.[1, c.1]

4 этап. Анализ и изучение семей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление семей группы риска социальным педагогом. Обследование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем.

5 этап. Составление индивидуальной адаптированной образовательной программы на основе рекомендаций территориальной психолого-педагогической комиссии, создание индивидуального образовательного маршрута ребенка. Планирование социальным педагогом системы мероприятий с семьями воспитанников, особое внимание семьям группы риска.

В разработке индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов принимают участие воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, и при необходимости инструктор по физкультуре.

6 этап. Каждые три месяца проводится мониторинг развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с целью выявления динамики развития. Социальным педагогом проводится мониторинг работы с семьей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

        Создание индивидуального маршрута для детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья в нашем образовательном учреждении не носит универсальный характер. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант индивидуального образовательного маршрута, учитывая контингент детей, и те условия, которые у них имеются.

         Выделяем трудности, с которыми столкнулись специалисты при организации социально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Недостаточное освещение опыта работы других детских садов.
  • Недостаточное обеспечение специализированной литературой (методики, диагностический инструментарий)
  • Довольно ограниченная материально-техническая база (специальное дидактическое и игровое оборудование, технические средства)
  • Увеличение числа детей со сложной структурой дефекта
  • Наличие в группе компенсирующей направленности детей разного возраста с разными диагнозами

В нашем детском саду на каждого ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья  заведена папка индивидуального сопровождения, в которую включаются:

1. Согласие родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами детского сада.

2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, сведения о семье).

3. Индивидуальная программа реабилитации/абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая региональным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

4. Заключение  ТМППК с рекомендациями.

5. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

6. План работы с семьей ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ответственный  социальный педагог)

7. Психолого-педагогические характеристики ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (составляются воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).        

8. Справка по результатам освоения программы за учебный год (составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

9. Работы ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в продуктивной деятельности (рисунки, аппликации, результаты выполнения практических диагностических заданий)

Таким образом, происходит непрерывное и постоянное  сопровождение ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с момента зачисления  в детский сад и до выпуска его в школу.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат:

  • высокая посещаемость групп компенсирующей направленности
  • положительная динамика в освоении детьми программы, на основе результатов  диагностики
  • выпускники групп компенсирующей направленности продолжают свое обучение в массовых школах, школах 7 и 8 вида
  • родители детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получают уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму во взрослой жизни.

Используемая литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ № ИР-535/07 от 07.06.2013 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 
  3. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: Мозаика-синтез, 2011.
  4.  Стребелева, Е. А. Организация модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта / Е.А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2009. – №3.
  5. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М.: Педагогика, 1980.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В последнее время все чаще встречаются  в детском саду детей с ограниченными здоровьями здоровья. По другому их называем еще "особенные". "Особенные" они потому, что таким детям нужен особ...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Игровые  упражнения для детей с ограниченными  возможностями  здоровья  в  детском  саду....

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Адаптация детей  с ограниченными возможностями здоровья в детском саду...