Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
статья

Сулоева Евгения Николаевна

Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма: патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств

у детей дошкольного возраста

Патриотизм очень важен для становления и развития личности. Его можно по праву считать одной из важнейших основ духовной жизни человека. Приобщение ребенка к культурному наследию своего народа – одно из важнейших условий нравственного воспитания, так как раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Ознакомление с отеческим наследием воспитывает у детей уважение, гордость за Родину. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества; воспитание преданного отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, любящего свою Родину патриота.

Рассмотрим основные этапы патриотического воспитания, выделенные исследователями.

1. Первый этап – базовый (предварительный) – на этом этапе происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения

2. Второй этап – художественно-ознакомительный. На этом этапе происходит ознакомление с народными искусствами и промыслами, традициями, национальными праздниками, народными играми, устным творчеством (сказками, былинами, поговорками и пословицами)

3. Третий этап – когнитивно-эмоциональный. На этом этапе происходит развитие интереса к своей стране, малой родине. В том числе к ее истории, достопримечательностям, известным людям, прославившим свой город.

4. Четвертый этап – эмоционально-действенный. Он заключается в формировании желания и умения реализовать отношения и полученные знания в разных видах деятельности.

В качестве основных средств патриотического воспитания можно выделить мезосреду, художественную литературу и искусство, фольклор, практическую деятельность, традиции и т.п.

Мезосреда. Зарождение патриотических чувств происходит в процессе жизни человека, находящегося в рамках определенной социокультурной среды. С момента рождения человек естественно и незаметно привыкает к окружающей среде, к культуре, природе, традициям своей страны. Обогатив пространство вокруг ребенка объектами культурного наследия (плакаты, макеты, предметы народного творчества, художественная литература, образцы народных костюмов, предметы быта), мы способствуем развитию патриотизма. Художественная литература и искусство, фольклор. У каждого народа есть свои легенды, сказки, истории. И каждая из них призвана нести для будущих поколений такие вечные нравственные ценности как: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, милосердие.

Практическая деятельность. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение использовать полученные знания в играх, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Традиции и т.п. Участие в народных праздниках, чтение художественной литературы (об обычаях и традициях народа), игра в традиционные народные игры, все это так же способствует развитию у ребенка патриотических чувств. В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех органов и систем, в особенности активно развивается опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, активно развивается нервная система. Наряду с физиологическими изменениями, происходят изменения в психике ребенка. В дошкольном возрасте у детей активно развиваются познавательные и мыслительные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и речь. К концу дошкольного детства у детей происходит переход от непроизвольной формы внимания к произвольной форме. Дети начинают сознательно удерживать внимание на определенных объектах. Ребенок умеет целенаправленно рассматривать какой-либо предмет, вести наблюдение. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Проявление произвольной памяти происходит в тех ситуациях, когда ребенок сознательно ставит себе целью запомнить и вспомнить что-либо. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста происходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению происходит в два этапа. На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для развития фантазии, ведь именно в этом возрасте активизируется творческое воображение. В сфере развития речи так же происходит ряд изменений. Расширяется и активизируется словарный запас, развивается грамматический строй речи, связность речи, диалогическая и монологическая речь. Дети чаще начинают использовать обобщения, синонимы и прилагательные. Становление личности ребенка не происходит произвольно, само по себе. Одним из важнейших факторов развития личности является педагог, который способствует развитию у ребенка нравственно-положительных качеств, а также положительных черт личности. Дошкольный возраст является самым благоприятным временем для формирования этих качеств. Ребенок доверчив, любознателен, внушаем, все это создает благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к Отечеству, его истории, традициям и культуре. Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть самопроизвольно. Развитие нравственных чувств напрямую связано с условиями, в которых находится ребенок, а также с методами и средствами воспитания. При целенаправленном воспитательном воздействии чувства детей разнообразнее, глубже и богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Благодаря возрастающим интеллектуальным и познавательным способностям, дети дошкольного возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине. С помощью воспитателя у детей может быть сформирована начальная система знаний об окружающем мире. Стоит учитывать, что все нравственные качества, в том числе и патриотизм, не могут быть сформированы окончательно, в связи с возрастными особенностями детей. Период дошкольного детства – период зарождения нравственных ценностей. Однако знакомство с художественными произведениями не единственное средство развития патриотизма. Помимо художественных, музыкальных и литературных произведений, дающих представление о жизни страны и общества, воспитание патриотизма должно находить продолжение в других видах детской деятельности. Личность воспитателя так же играет не последнюю роль в воспитании любви к Родине. Ребенок не может самостоятельно познавать социальную действительность со всеми ее нормами, принципами, традициями и устоями, поэтому ему нужен взрослый, который будет играть роль посредника между ним и окружающим миром. Он учит ребенка понимать окружающую действительность, помогает сформировать определенное отношение к ней, в доступной форме объясняет правила поведения и моральные нормы. При этом взрослый сам выступает в качестве объекта познания, а также в качестве носителя тех моральных ценностей, которые старается привить ребенку. Иными словами, взрослый сам выступает в качестве образца, эталона поведения. Чем выше уровень нравственных качеств у воспитателя, тем выше вероятность достижения успеха в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия Педсовет тематический «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Сценарий мероприятия Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»....

Проведение спортивных мероприятий в ДОУ с целью патриотического воспитания и развития физических качеств у детей дошкольного возраста

    Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и до...

План-конспект педсовета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию разработанный план-конспект педагогического совета в форме деловой игры, на котором решаются задачи повышения знаний педагогов по разделу "Патриотическое воспитание"...

Воспитание гражданственности, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста

laquo;Воспитание гражданственности, нравственно-патриотическихкачеств у детей дошкольного возраста» Гражданско-патриотическое воспитание является сегодня одним из актуальных и важнейших гр...

Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка....

ТЕМА:«Воспитание нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста»

Формирование  нравственно – патриотических чувств, обогащение и углубление знаний детей о семье, Родине и малой Родине....