Рекомендации по оформлению и организации работы в уголке природы
методическая разработка

Лаврова Ирина Алексеевна
Задачи уголка природы: • Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека. • Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений. • Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                   Старший воспитатель

Задачи уголка природы:

• Младшая группа - формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

• Средняя группа - сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.

• Старшая группа - знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля)

Проведение педагогической работы в центре природы позволит детям увидеть:

• неразрывную связь живого организма с внешней средой,

• многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания,

• появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы,

• специфику живого организма, его отличие от предметов,

• многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой и многое другое.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

- календарь природы,

-комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),

- инвентарь для ухода за ними (ёмкости для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки),

-оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),

- природные зоны (макеты),

- дидактические игры по экологии, презентации о природе,

- уголок дежурств (начиная со средней группы),

-  наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых,  растений и т. д.)

- природный материал для поделок,

- образцы семян растений, гербарии,

- аудиозаписи звуков природы,

- природоведческая литература (методическая и детская),

- материал для работы  с  родителями  по  вопросам  экологического  воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

   Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

  В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

               При  отборе  растений  в  уголок  природы  необходимо

учитывать  ряд  требований, что  поможет  избежать  ошибок   и обеспечит эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детьми:

- растения  должны  быть  внешне  яркими, привлекательными, способными  вызвать  и  удержать еще  не  очень  устойчивое  внимание  детей  дошкольного  возраста,

- необходимо  иметь  несколько  экземпляров одного  вида  растений, это  дает  детям  возможность  увидеть в  объектах  не  только  общие, но  и индивидуальные  признаки, подводит  ребят к  пониманию  разнообразия и  неповторимости живых  организмов,

- растения  должны  быть абсолютно  безопасными для  здоровья  дошкольников.

Для выполнения своей роли уголок природы  должен соответствовать требованиям:

• Лучше меньше, да лучше – т. е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения

• При организации центра природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям или животным

• Отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками

• Растения и животные должны быть безопасны для детей, т. е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т. д.

• Обитатели центра природы должны быть неприхотливы и доступны в уходе. Обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

• Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, руководствуясь ООП ДО и СанПиН. На цветах желательно иметь таблички с названием.

• Стеллажи и полки обязательно должны быть закреплены

• Оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающимися крышками

• Природный материал должен размещаться в контейнерах в доступном количестве

• Оборудование для опытов, экспериментов должно быть безопасным

• В каждой группе должен быть календарь природы

В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

    Всех обитателей центра природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

• В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

• В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

• В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

• В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

  Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

• Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

• Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

• Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

  В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

• В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

• В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

• В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

• Муляжи овощей и фруктов.

• Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

• Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

• Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

• Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

• Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

• Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?»«Чей домик?»«Чей малыш?» и другие.

  Но не наличие уголка природы в группе сделает процесс ознакомления детей с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы.

  Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков.

  Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы нужен не только как оформление группы, но и является необходимой составляющей педагогического процесса

в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов.

ПланФормирование у детей дошкольного возраста интереса и любви к художественной литературеПедагогические требования к организации книжного уголкаСодержание уголка книги, формы работы. Методика работы ...

организация работы в уголке природы

В  уголке  природы  дети  сосредотачивают свое  внимание на  большом  количестве  объектов, что  обеспечивает более  глубокое  их  познание....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с природой. Тема: «Уход за комнатными растениями. Организация труда в уголке природы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ     Конспект НОД по ознакомлению дошкольник...

Формы организации работы в уголке природы. Слайд -шоу.

Для постоянного общения детей с растениями в каждом детском саду должен быть оформлен и оснащен уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно  расположенный уголок  природы  украшает гр...