«Обучение порядковому счету посредством дидактических игр детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Дидактические игры с математическим содержанием привлекают внимание детей, обеспечивая  необходимые обучающие задачи. Они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников и создают у них положительные эмоции.

Тип проекта – краткосрочный, групповой, практико - ориентированный;

Вид проекта – творческий.

Цель: определить роль дидактических игр в формировании порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. И именно с помощью игры можно обратить внимание детей на те вещи и предметы, которые им не интересны в обычных условиях. В играх, используемых для обучения, предполагается наличие дидактического материала. Таким образом, дидактические игры с математическим содержанием привлекают внимание детей, обеспечивая  необходимые обучающие задачи. Они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников и создают у них положительные эмоции.

Я работаю в старшей группе ОНР. Тема проекта мне интересна тем, что дети почти не пользуются в своей речи порядковыми числительными. В игровой деятельности я слышу от них только одну фразу, где используется порядковое числительное: «Я первый». В начале учебного года они не понимают  значение вопросов «Какой по счету?» и «Который», не могут правильно назвать все порядковые числительные, а также путают их с количественными числительными.

С помощью дидактических игр я хотела доступно и интересно научить детей различать вопросы «Сколько?», «Какой по счету?», «Который?» и использовать в своей речи порядковый счет. 

Тип проекта – краткосрочный, групповой, практико - ориентированный;

Вид проекта – творческий.

Цель: определить роль дидактических игр в формировании порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: закрепление  порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования порядкового счета у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи проекта:

- Закрепить навыки порядкового счета в пределах 6, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них;

- Учить получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;

- Закреплять умение соблюдать и подчиняться правилам в дидактических играх.

Развивающие задачи проекта:

- Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

- Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

- Развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей

Воспитательные задачи проекта:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Продолжительность: 3 недели в ноябре 2020 года

Сроки реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап (02 – 08 ноября 2020г.) - подготовительный этап.

- Изучение литературы по данному вопросу;

Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.

- Подбор материалов для проведения практической работы;

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей;

- Разработка конспектов образовательной деятельности по математическому развитию.

2 этап (09 – 15 ноября 2020г.) - основной этап:

- Консультация для родителей о значимости знаний детей дошкольного возраста о порядковом счете;

- Проведение итоговой образовательной деятельности;

- Изготовление папки-передвижки «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей».

- Индивидуальные беседы с родителями.

3 этап (16 – 22 ноября 2020г.) - заключительный этап:

- Обработка и оформление материалов проекта;

- Оценка результатов работы всех участников проекта.

Реализация проекта.

Познавательное развитие

Беседы:

«Различие между порядковым и количественным счетом»

«Найди место предмета в ряду»

«Как правильно считать»

Речевое развитие

Описание геометрических фигур и тел с использованием порядкового счета

Составление рассказов и сказок с использованием порядкового счета.

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Матрешки», «Семь цветов радуги», «Выложи орнамент», «Кто где живет», «Зажги свет в окошке», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Математический планшет», «Четвертый лишний», «Непоседа», «Расставь флажки», «Найди и раскрась».

Количественный и порядковый счет геометрических фигур в пределах 6.

Игры с мелкими предметами: зерна, фасоль, бусины, счетные палочки.

Пальчиковые игры с использованием шарика-массажера Су-Джок.

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Поезд», «Айболит», «Детский сад», «Семья».

Ознакомление с художественной литературой:

«Теремок», «Цветик-семицветик»,  «12 месяцев», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Найди свой домик», «Встань на место», «Живые числа», «Карусель», «Воробышки и кот», «Самолеты»

Работа с родителями:

Проведение консультации для родителей «Занимательный порядковый счет дома».

Ознакомление родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений для формирования навыков порядкового счета

Индивидуальные беседы о необходимости развития познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

Папка-передвижка «Использование навыков порядкового счета в повседневной деятельности детей»

Результаты проекта.

В результате моего проекта дети освоили порядковый счет в пределах 6, стали понимать различие между порядковым и количественным счетом, находить место числа в ряду. Они стали использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни. Повышение знаний по развитию математических представлений привело к развитию словарного запаса, памяти и логического мышления.

Родители с большим удовольствием познакомились с информацией по данной теме. Дети проявляют познавательные интересы и любознательность. Они ждут занятий, чтобы поучаствовать в новых играх и рассказать дома родителям во что играли. Таким образом, система использования дидактических игр позволила закрепить знания детей старшего дошкольного возраста с порядковым счетом.

Литература по теме:

1. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.: Просвещение, 1984, 256 с.

2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. «Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений». СПб: Детство-Пресс, 2006. - 112 с.

3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений». М.: Мозаика-Синтез, 2008.-136 с.

4. Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-М.: Мозаика-Синтез, 2009.-104 с.

5. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: М.: Просвещение, 1996. - 144 с.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников». М.: Ювента, 2010, 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей , является квиллинг. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развит...

Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста

Презентация к докладу по теме: Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста ...

Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

«МУКОСОЛЬКИ» тематическая площадка в рамках реализации технологии «Час творчества» посредством межгруппового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для приобщения детей к народному искусству, в условиях разновозрастного взаимодействия.Задачи:Образовательные- совершенствовать  навыки различных технологических приемов леп...

Развитие речи посредством дидактической игры детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены речевые дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы логопедами, воспитателями и родителями...