Почему ребенок не играет с другими детьми?!
консультация (старшая группа)

Стадник Марина Николаевна

Любой родитель волнуется, если видит своего ребенка одиноко стоящим на площадке, когда другие дети весело играют вместе. Не стоит волноваться, если это единичный случай: сегодня ребенок играет один, а завтра уже быстро вливается в компанию детишек и активно играет с ними. Но если обычно ребенок не хочет общаться с другими детьми — это повод задуматься, почему так происходит, и чем родитель может помочь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rebenok_ne_igraet_s_drugimi_detmi.docx126.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок не играет с другими детьми — почему и что делать?

D:\РАБОТА\ЗАГРУЗКИ\Rebenok-ne-igraet-s-drugimi.jpg

Любой родитель волнуется, если видит своего ребенка одиноко стоящим на площадке, когда другие дети весело играют вместе. Не стоит волноваться, если это единичный случай: сегодня ребенок играет один, а завтра уже быстро вливается в компанию детишек и активно играет с ними. Но если обычно ребенок не хочет общаться с другими детьми — это повод задуматься, почему так происходит, и чем родитель может помочь?

Эмпатия и социализация

Для начала разберемся в двух понятиях, которые тесно связаны с понятием «общение» — это понятия «эмпатия» и «социализация».

Эмпатия — способность человека считывать, словно книгу, эмоции, чувства, переживания других людей. Чем выше развита эмпатия, тем легче малышу адаптироваться и найти свое место в кругу сверстников. 

Изначально за эмпатию отвечают зеркальные нейроны: когда младенец отвечает на улыбку матери; когда хмурит брови, если корчить ему рожицы — все это «отзеркаливание»‎ за счет развития тех самых нейронов. В более осознанном возрасте дети «‎чувствуют»‎ и не хотят идти спать, или наоборот, часто просыпаются, когда родители собрались куда-то. Дети словно «‎читают» нервное напряжение в доме, и ни за что не уснут. Секрет кроется именно в эмпатии: она дает сигналы малышу и передает нервное состояние родителя ребенку. 

Социализация — процесс включения ребенка в социальную среду путем усвоения ребенком норм, правил, ценностей этой среды. Ребенок начинает общение, и под его влиянием эмпатия может развиться до высокого уровня, а может остаться на невысоком. Играют роль в этом различные факторы: стресс, настроение ребенка, настроение мамы и другие. 

Одним из самых негативных факторов для развития эмпатии и дальнейшей социализации считается гиперопека. Ребенку сложно влиться в детский коллектив и прочувствовать чужое настроение и правила в коллективе, если его все время одергивает мама.

Выделяют 3 уровня развития эмпатии:

1 Уровень: Низкий. На этом уровне работают только зеркальные нейроны. Ребенок видит эмоции, и сопоставляет их с теми, что видел ранее. Например, улыбка — радость, хмурые брови — злость. Но при этом, ребенок не способен различать более тонкие эмоции и разделять их между собой: злость от гнева и обиды, радость от волнения, стыд от вины. 

2 Уровень: Средний. Ребенок стремится понять другого человека или самого себя.

3 Уровень: Высокий. Ребенок легко читает эмоции других людей, примеряет их на себя. 

Необязательно развивать эмпатию до 3 уровня, но для того, чтобы ребенок понимал собственные эмоции и легко вступал в общение с другими детьми, лучше дойти до среднего уровня развития.

Упражнения для развития эмпатии

1.    Дневник эмоций. В зависимости от возраста ребенка, предложите ему либо рассказывать пережитые в течение дня чувства в дневник, проговаривать их перед сном. Помогайте малышу найти причину его эмоций и разобраться в них. Дневник поможет ребенку расширить эмоциональный словарь: не просто обида — беспомощность, слабость, разочарование, печаль, уныние и т.д. Психологи насчитывают более 200 эмоциональных состояний человека, и чем больше словарный запас ребенка, тем легче ему идентифицировать собственные чувства. 

2.    «‎Поговори со мной». Суть метода заключается в проговаривании своих эмоций по такой схеме: «‎Я чувствую …, потому что…»‎. Ребенок связывает эмоцию с конкретным событием. Например, «Я чувствую грусть (или мне грустно), потому что Петя со мной не играет». Кстати, это упражнение отлично работает и для взрослых. 

3.    Театр. Игра в театр помогает ребенку раскрепоститься, а так же научиться распознавать чужие эмоции и передавать их. Предложите ребенку сыграть роль любого персонажа на выбор, например, мультяшного или из любимой книги. 

4.    Кто что чувствует? Предложите ребенку пофантазировать, что может чувствовать любой живой и даже не живой предмет в той или иной ситуации. Например, что чувствует травинка, когда дует сильный ветер? А когда идет дождь? Что чувствует лиса, когда охотится на зайчика? А что чувствует заяц, когда убегает от лисы? и т.д.

Советы психолога

‎Сейчас модно считать, что детский сад — залог успешной социализации ребенка. Но это не так. В школе мы видим разных детей, и можно с уверенностью сказать: детский сад и социализация не всегда взаимосвязаны. Если у ребенка все хорошо дома, он посещает людные места, площадки, секции — то и уровень его общения будет высоким. Главное, что все идет из семьи: если родители не дают должной свободы ребенку, считают его маленьким и несамостоятельным — именно это он и будет демонстрировать. Нужно давать ребенку свободу выбора, особенно если это касается выбора друзей. Необязательно общаться с большим количеством детей и быть звездой площадки, позвольте ребенку решать, хочет он общаться с 1 ребенком или 10 детьми.

Что поможет успешной социализации ребенка?

  1.  Посещение кружков, детских секций, занятия командными видами спорта. 
  2. Предоставление свободы в выборе друзей и детском общении: не дергайте ребенка окриками «‎Это чужая игрушка! Не бегайте! Смотри не упади» и т.д.
  3. Посещение детских мероприятий и различных площадок для прогулок — так будет больше шансов завести друзей. 
  4. Любовь и поддержка — ребенок должен быть уверен, что вы его любите и поддерживаете в любой ситуации, независимо от его успеха или неуспеха.

Итак, развивая эмпатию, мы помогаем ребенку понимать себя и других людей. Чем выше развита эмпатия, тем проще ребенку общаться с людьми. Общение основывается на эмоциях и их проявлении, поэтому уделяйте развитию эмоциональной сферы ребенка такое же внимание, как развитию пространственного мышления или логики. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему ребенку нужна игра

советы  родителям по совместной деятельности  с детьми...

Почему ребенок не играет с детьми в детском саду.

Детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем.Рассмотрим варианты,почему...

Родительское собрание в средней группе с использованием новых форм и технологий – Ток – шоу «Почему ребенку нужна игра?»

Цель :повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Консультация для родителей детей 5-6 лет «Почему ребенку нужна игра?»

Ребенок постоянно нуждается в совместной игре со взрослыми....

Статья "Почему мой ребенок не играет с другими детьми?"

Многие родители задают этот вопрос воспитателям, забирая ребенка из детского сада. Но есть ли повод для волнения, если ребенку 2-3 года? Ведем разбор  в статье...

Ребенок с ТНР. Как вовлечь ребенка в игры с другими детьми, как подготовить ребенка к участию в утреннике

Дети с тяжелыми нарушениями речи-этоособая категория детей с отклонениями в развитии,у которых сохранен слух,первично не нарушен интеллект,но есть значительные речевые нарушения,влияющие на становлени...