МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»
методическая разработка (старшая группа)

Вадило Ирина Александровна

           Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте.

          Творческая работа представляет собой продолжение подборки конкретных практических рекомендаций (приемов и подходов) и игр, которые помогут педагогам, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Большой объем игр привожу умышленно: они способствуют поддержанию у ребенка интереса. Данный материал также совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается зрительное восприятие, наблюдательность, внимание и память; формируется умение ориентироваться в пространстве, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка и ребенок начинает осмысленно читать и писать (первичные навыки письма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для воспитателей детского сада

«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Вадило Ирина Александровна,

воспитатель ГБДОУ детский сад №30 Красносельского района г. СПБ

Аннотация

           Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте.

          Творческая работа представляет собой продолжение подборки конкретных практических рекомендаций (приемов и подходов) и игр, которые помогут педагогам, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Большой объем игр привожу умышленно: они способствуют поддержанию у ребенка интереса. Данный материал также совместим с любыми программами по подготовке детей к обучению грамоте. В результате такой работы у детей развивается зрительное восприятие, наблюдательность, внимание и память; формируется умение ориентироваться в пространстве, самоконтроль; прививается интерес к изучению языка и ребенок начинает осмысленно читать и писать (первичные навыки письма).

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

          I часть своей творческой работы я посвятила тому, как и почему работаю над проблемой развития слоговой структуры речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Но бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумывает слово по его началу, делая замены, перестановки, пропуски или добавления букв; пытается читать, но не понимает прочитанного. То же и при письме: «зеркальное» письмо, пропуск букв, замена на схожую и т.д.

Причины всему этому могут быть различные:

а) плохо различает и запоминает начертания похожих по образу букв из-за слабого восприятия, например, Р – Ь, С – Э, Е – Ш и т.д.;

б) слабая память;

в) не может уловить последовательность зрительных объектов, в данном случае, букв;

г) не ориентируется в пространстве (путает верх – низ, право – лево, направление взгляда при чтении, письме).

Для того, чтобы предотвратить нарушения чтения и письма, я проводила целенаправленную работу, которую и изложу во II части.

           Все мы знаем, когда нужно прочитать (записать) звук, мы пользуемся его графическим изображением (образом, значком) – буквой. Как до изучения звуков необходима была подготовка, так и перед изучением букв она имеет место быть.

Подготовительная работа перед изучением букв

  1. Развитие зрительного восприятия:
  1. Сравнение похожих изображений.

Задания: «Чем отличаются картинки?», «Найди пару (одинаковые)».

  1. Узнавание изображений, когда есть наложения, зашумления.
  1. Ориентировка в пространстве, направлениях (глаз-рука):
  1. Рисуем «чёрточки» (пунктир), «заборчик», по клеточкам, соблюдая расстояние и размер; обводим клеточки, ставим кружочек в каждую клетку; через клетку, продвигаясь вперед, рисуем чёрточки по диагонали и т. п.).
  2. Штриховка в разных направлениях, но преимущественно вниз и вправо.
  3. Копирование орнаментов по образцу с продвижением вправо вдоль строки, соблюдая размеры (на этом упражнении так же хорошо тренируется зрительное восприятие).
  1. Развитие наблюдательности, внимания и памяти.

Игра «Что изменилось?» на основе предметов и предметных картинок.

Знакомство с буквой. Приемы для запоминания образа букв и букворазличения.

После знакомства со звуком находим букву на плакате алфавита. Спрашиваю: почему рядом с буквой такая картинка? Это нужно для того, чтобы быстрее по ней отыскать, как выглядит буква, если потом дети забудут её образ.

Соотнеся звук (звуки) и букву, ребёнку сообщается, что так эта буква «сама себя называет», то есть в ходе работы для чтения и письма букву каждый раз называют так, как с ней произносится звук. Однако при первом знакомстве с ней целесообразно 1 раз озвучить ее настоящее название, тем более, что ребенок от родителей слышит именно названия букв и, к сожалению, часто неправильные: «рэ», «хэ» и т. д.

Я это делаю так:

Обращаюсь к ребенку: «Как тебя зовут?» (Дети: «Вика», «Слава» и т. д.) Я: «Ты Виктория, а ты Вячеслав, но все вас называют так, как сейчас сказали вы. Так же и с буквами. У них тоже есть свое полное имя, но мы договоримся с вами их называть так, как эти буквы сами себя называют, как они «говорят», при чем и твердые, и мягкие варианты». Далее обращается внимание на образ буквы. Чтобы его быстро запомнить, выясняем, на что похожа буква. Хорошим подспорьем тут станут стихи А. Шибаева «Занимательная азбука» (их можно найти в «Занимательном азбуковедении» или в «Празднике Букваря» В. Волиной).

Известно, что некоторые буквы (б, а, е, д) имеют различные варианты написания, даже печатные. (А в детском саду мы изучаем исключительно печатные буквы!)  В этом случае следует показать им разные варианты – шрифты.

Вообще, чтобы буква еще лучше запоминалась, как она выглядит, недостаточно опираться лишь на зрительную память, а стоит подключить руку. Можно выложить букву из палочек, шнурка. Здесь очень хорошо поможет нам проволока, но нежесткая, податливая для детских рук. Также букву можно вылепить из пластилина. А игра «Волшебный мешочек», для которой используются объемные буквы магнитной азбуки, предполагает, что ребенок с закрытыми глазами наощупь будет угадывать букву. Эту игру дети очень любят. Ну и, конечно, пишем букву. Причем сначала в воздухе, затем по пунктиру с комментированием направления письма, после чего самостоятельно. А в дальнейшем и письмо буквы по памяти.

Полезного предлагать детям отыскивать изучаемую букву в тексте и подчеркивать ее. Также следует предлагать детям находить правильное написание буквы, при этом те, которые написаны неправильно, зачеркивать. Кроме того, стоит предложить ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написание которых на нее внешне похоже. Каждый раз выявляются различия между ними. Необходимо выяснить с детьми, из каких деталей состоит буква, «сконструировать» ее.

Хорошим также можно считать и достраивание отдельных элементов до буквы (Помните известное стихотворение С. Михалкова «Веселый алфавит»? («Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась..»). Оно поможет весело организовать задание. Кто отгадает букву по ее незавершенному изображению?

Игровое упражнение «Куча мала».

Детям здесь предлагается «распутать клубок» из букв: кто больше букв отыщет? (Подразумевается работа с «зашумленными» и «наложенными» их изображениями. Этот прием я использую и в дальнейшем (уже при чтении слов, которые перечеркнуты различными штрихами, линиями, наложением рисунков).

Игра «Отгадай букву и найди ей пару»

Для игры потребуются разные карточки с написанными на них буквами. Здесь желательно использовать сходные по написанию буквы, например: Л, М, У, И;  О, Ю, Э, С;  Ф, Я, Р, Ь, Ъ;  П, Ц, Ш, Щ, Т, Г, Е, Н. Карточки разложены на столе буквами вниз. Они ребенок-водящий-переворачивает 1 карточку с буквой, но детям ее не показывает и букву не называет, а подбирает 3 слова, в которых эту буква будет писаться. Дети должны отгадать букву. Далее водящий, поочередно переворачивая по букве и возвращая карточки в первоначальное положение, отыскивает эту букву на другой карточке. (Каждой буквы по 2 штуки, т.е. для каждой есть пара.) Далее предлагается собрать и остальные пары. Этот вариант игры более сложен, поэтому перед ним в качестве подготовки предлагаю более простой. (Карточки с этим же подбором букв разложены в 2 ряда. 2-ой ряд полностью повторяет 1-ый, но порядок букв изменен. Открыт только один ряд букв. Ребенок последовательно открывает другой ряд и сразу же образует пары.

Игра «Волшебники»

Требуется одну букву превратить в другую путем дорисовывания недостающих или стирания ненужных элементов. (Например, А / Л,  З / В,  Т / Г / Б ,  Ш / Щ / Ц,  Ь / В и т.п.).

- А как Е превратить в Ш? (Развернуть).

            Игра «Найди свой домик»

            К спинкам стульев крепятся буквы. Дети получают от воспитателя картинки. Звучит музыка – дети «гуляют» вокруг стульев. Музыка останавливается – нужно занять свое место согласно первой букве названия картинки.

            Игра «Что изменилось?»

            Воспитатель раскладывает в ряд буквы (от 4 штук с постепенным увеличением их количества). Ребенок их последовательно называет и попутно запоминает расположение каждой; после чего отворачивается. Затем он, повернувшись и взглянув на буквы, должен определить, что сделал воспитатель: убрал / добавил / поменял местами.

            Игра «Лото с буквами и картинками»

            Карточки с картинками необходимо накрыть буквами, с которой начинается название предмета, изображенного на картинке большой карты.

            Вместе с усвоением образа буквы ребенок учится читать и писать.

            Обучение чтению и элементарному письму

            Воспитатель обучает детей приему слияния. Для этого в бейджики детям и воспитателю вставлены карточки с буквами (у воспитателя – согласная, у ребенка – гласная). Воспитатель подходит к ребенку (каждому по очереди), подает руку и произносит звук, который даст его буква в слоге с конкретным гласным. Ребенок ему ответно протягивает руку и без паузы произносит свой звук. Так получился открытый слог, который остальные дети должны повторить. После этого воспитатель задает вопрос: «Что интересного вы заметили в том, как я произносила свой согласный звук?». Дети отмечают, что изредка звук был произнесен мягко. Выясняется, в каких случаях это происходит и выводится правило чтения открытых слогов с гласными И, а также Е, Ё, Ю, Я. Таких особенностей нет при чтении закрытых слогов, поэтому вместо воспитателя, который называет согласный, может быть любой ребенок.    

           Йотированные буквы мы изучаем много позже, когда уже изучены остальные 6 гласных и распространенные согласные и ребенок уверенно начинает читать; а также Й. Как я работаю с этими буквами, изложено ниже.

           Прежде, чем читать целые слова, ребенок должен отработать чтение этих элементарных слогов. Я использую с этой целью слоговые таблицы. На первых порах дети читают слоги за воспитателем, затем одновременно с ним и уже позже сами. Специальные пометки (деление слов на слоги, отмечание дугой слияний согласного с гласным и точкой звука вне этого слияния) помогают в чтении. Чтение и запись слогов и слов само по себе интереса у детей не вызывает, поэтому я и здесь использую игры и игровые упражнения. Примером последнего может быть чтение слогов, а далее слов и предложений и соотнесение их с соответствующими картинками. А также чтение слогов детьми, их запоминание, а далее запись их по памяти (сами себе диктуют) с последующей проверкой.

           Игра «По первым звукам»

Требуется подготовить 2 картинки с изображением предметов. Задача детей: составить слог по начальным или наоборот (это уточняется заранее) последним буквам слова-названия этой картинки. При этом они сначала записывают буквы, а потом прочитывают слог. Тут же можно попросить ребят придумать слово с этим слогом. Затем воспитатель картинки меняет местами, а ребенок соответственно переставляет буквы и читает новый слог, с которым также придумывается слово.

           Игра «Расшифруй слово»

           1 вариант. Картинки выкладываются в определенной последовательности, чтобы по первым буквам можно было прочесть слово. Дети под каждой картинкой выставляют букву, затем читают полученное слово.

            2 вариант. Под каждой картинкой стоит число, указывающее на место (порядок ее следования). Согласно этим номерам, дети сначала расставляют картинки в заданной последовательности, а затем действуют как в 1 варианте.

           Игра «Лото со слогами и картинками» аналогична игре «Лото с буквами и картинками» только здесь большие карточки накрываются карточками со слогами.

            Игра «Лото со словами и картинками», где, наоборот, большие карточки с записанными на них словами накрываются карточками с соответствующей картинкой.

             Воспитатель всегда должен помнить, что записи слова должен предшествовать звуковой анализ, состоящий из этапов: выделить звук – охарактеризовать его – перевести в букву, которую следует записать. После этого записанное слово обязательно прочитывается для проверки. Воспитателю для записи дошкольниками слов требуется подбирать лишь те, у которых написание не расходится с произношением, поскольку изучением орфографии занимаются лишь в школе.    

            Работа с йотированными буквами

            Повышенное внимание детей следует обратить на слова, содержащие эти буквы как особые случаи чтения и письма. Вот что ребенок должен уяснить с этих занятий.

  1. Почему буквы А – Я,  Э – Е,  О – Ё,  У – Ю образуют пару (дружат)? (Маскировка йотированных букв под нейотированные в позиции за согласной, когда они дают лишь по 1 звуку, уже нам знакомому ([а], [э], [о], [у].)
  2. Могут назвать пару (подругу) каждой из этих букв.
  3. Знают, когда йотированные буквы обозначают только 1 звук. (Только когда стоят после согласного).
  4. Понимают, на что указывают эти буквы, если стоят после согласных. (Указывают на мягкость предшествующего согласного.)
  5. Могут выбрать гласную из пары для написания конкретного слова и объяснить свой выбор. При этом используют следующий алгоритм рассуждений. Услышав после согласного звука гласный звук [а] / [э] / [о] / [у], будем предельно внимательными и обратим внимание на этот предшествующий согласный звук: твердый он или мягкий. А уже в зависимости от этого, делаем выбор между гласной буквой. Информация вам для размышления: школьники усваивают эту тему медленнее, чем дошкольники, если в детском саду она ими усвоена не была.

            Позиция йотированных букв после согласной – единственная, когда они дают 1 лишь гласный звук. Говорю детям, что эти 4 буквы «хитрые» - они никогда не произносятся полностью (2 звука), если стоят после согласного. Замечено, что дети слова, которые начинаются с таких букв, часто пишут неправильно, например: «йолка», «йащик» и т.д., верно определив последовательность звуков в слове. Эти случаи правописания объясняю так: «Есть слова, которые начинаются со звука [й]: «йогурт», «йог», «йод»… А теперь вы продолжайте. Те, которые назвала я, пишутся с буквы «Й». А все те, которые назвали вы, пишутся иначе и в них нет буквы «Й» в начале. С каких же букв будут записываться ваши слова?» Так дети подводятся буквам Я, Е, Ё, Ю. При выполнении звукового анализа этих слов воспитателю следует помнить о том, что эти буквы дают 2 звука, если стоят в начале слова. Аналогично и в случае после гласной или разделительных ь или ъ, но только в детском саду мы не выполняем звуковой анализ таких слов.

             Прочие интересные и полезные игры со словами, в которые дети даже дошкольного возраста любят играть.

             Игра «Буквы потерялись».

             На магнитной доске выложены буквы, где пропущенная буква, например, гласная, заменена символом нужного цвета (красным / синим / зеленым, в зависимости от характеристики звука). Дети вставляют букву, читают слово. (К … Т – О / И. Получим: «кит», «кот».)

             Игра «Собери слово из букв» («Слово рассыпалось»)

             Ребенку даются буквы «вразброс» из которых строго без замен и повторов он должен составить слово. На первых порах целесообразно предварительно сказать предложение, где это слово будет пропущено. Так детям легче догадаться. «В лесу ходит … ОКВЛ.» (Волк). Из букв К, О, Т, Р можно составить слова «корт», «крот», но не «торт».

             Игра «Подбери слово»

             Взять 3 согласных, например, Р, С, К. Дети придумывают слова, которые содержат эти буквы. Порядок букв может быть любым. Ребенок может помимо гласных, которые необходимы, добавлять и согласные. Единственное условие: задействовать все 3 заявленных согласных. В данном случае возможны варианты слов: «краска», «раскраска», «росток», «рисунок». Слова эти в данном задании записывать не нужно, а лишь назвать.

            Игровое упражнение.

            Воспитатель просит детей дописать слово, выложив его из разрезной азбуки или написав. (Например, МА-…  – это не только «мама».) Кто же больше составит таких слов?

             Игра «Новые слова»

             1 вариант. Путем замены 1 гласной нужно образовать новые слова. («Река» – «рука», «кот» – «кит», «бинт» – «бант» и т.д.) Если в слове есть и другие гласные, то нужно подсказать, какую именно гласную заменить.

             2 вариант. Аналогичен предыдущему, но там меняется согласная. («Цвет» – «свет», «дочка» – «точка» – «кочка» – «почка» – «бочка», «крыса» – «крыша».)

            3 вариант. В начало или конец слова (указать) добавляется 1 согласная. («Мех» – «смех», «рот» – «крот», «пар» – «парк».)

           4 вариант. Аналогично, но в середину слова. («Кора» – «кобра» или «корка», «сон» – «слон» или «стон», «кот» – «крот», «каска» – «краска».) Здесь воспитатель должен детям подсказать место, куда следует вставить согласный, как бы раздвигая буквы для этого.

           5 вариант. Аналогично варианту 3, но вставляется гласный. («Метр» – «метро», «дочка» – «удочка», «рот» – «рота».)

           6 вариант. Замена 1 согласной буквы на другую (указать конкретно на какую, например, на Н и место для замены). («Рама» – «рана», «слог» – «слон», «лупа» – «луна».)

           7 вариант. Удаление буквы из слова. («Слон» – «сон», «шутка» – «утка».)

            8 вариант. Распутай слова, превратив 1 слово в другое. Для этого надо переставить буквы (слоги). («Сон» – «нос», «камыш» – «мышка», «кабан» – «банка».)

            9 вариант «Из 1 слова – несколько». Воспитатель предлагает детям найти другие слова в слове. Для этого из букв, которые составляют данное слово, следует составить как можно больше других слов. Сначала использовать такие слова, где последовательность не меняется. («Пирог» – «пир», «рог» и т.д.)

Все варианты игры «Новые слова» обязательно проводить с разрезной либо магнитной азбукой. Слова при этом прочитываются. Можно проводить игры в форме соревнования. Детям это нравится.

             Игра «Исправь ошибки Незнайки»

  1. Под картинкой с изображением лука написано «лак», под изображением врача – «грач», вместо «кит» - «кот» и т.д.
  2. Исправить ошибки в словах. («Рка» - «рУка», «мач» - «мЯч». Подобное задание детям исключительно редко давать – 1 – 2 раза, не более, чтобы у ребенка не закрепилось в памяти неправильное написание.

Кроме указанных игр я практикую в своей работе с детьми заполнение кроссвордов, отгадывание ребусов. Это также малыши выполняют с удовольствием.

Заключение

Какой же вывод я сделала для себя относительно целесообразности всей этой работы в детском саду? Я считаю, что такая работа проведена не зря: занятия эти им нравятся; теперь дети свободно читают, охотно пишут. Конечно, орфографические ошибки им сейчас прощаются, но вот те, которые все принимают за ошибки по невнимательности, допускают редко, а также умеют показывать на письме мягкость согласных с помощью гласных букв. Дети уже сейчас пишут лучше некоторых первоклассников. Скоро им предстоит выпускаться в школу, и я верю, что они будут успешными учениками.

Литература:

  1. М. А. Полякова «Как научить ребенка читать и писать».
  2. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. 3-7 лет».
  3. М. Д. Маханева «Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет».
  4. М. Д. Маханева «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
  5. Н. А. Гоголева, Л.В. Цыбирева «Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет» (под редакцией М. Д. Маханевой).
  6. Н. Ю. Костылева «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет».
  7. Л. С. Волкова «Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия».
  8. Л. Г. Парамонова «Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция».
  9. С. А. Шатрова «Коррекция устной и письменной речи первоклассников» Методическое пособие для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
  10.  З. И. Бекшиева «Коррекция письменной речи у школьников».
  11. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи».
  12. Ю. Ф. Гаркуша «Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи».
  13. М. А. Полякова «Самоучитель по логопедии».
  14. А. Е. Кузнецова «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».
  15. И. А. Агапова, М. А. Давыдова «Лучшие игры и развлечения со словами».
  16. С. Н. Костромина «Учиться только на пятерки по русскому языку, математике, чтению».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях логопедической группы дошкольного учреждения.

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте....

Методическая разработка" Игры с бусами в системе занятий по подготовке к обучению грамоте в логопедических группах."

Матереиа предназначен для воспитателей и учителей-логопедов для использования в работе на занятиях по обучению грамоте....

«Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте.          Творческая...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»,

         Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 6 -7 лет к обучению грамоте....

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду - постановка проблемы

Бывает так, что речевой слух у ребенка не нарушен (звуки речи он воспринимает без искажения), но при этом никак не может научиться читать: не узнает букву (путает со схожей), читает медленно, додумыва...

Творческая работа «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

Аннотация Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборк...

Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду

Цель своей творческой работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 4 -7 лет к обучению грамоте. Творческая работа представляет собой подборку конкрет...