Картотека дидактических игр для дошкольников среднего возраста (3-4 года)
методическая разработка (средняя группа)

Крайниченко Марина Сергеевна

В данной подборке представлены игры для дошкольников среднего возраста (3-4 года.), способствующие всестороннему развитию  знаний, умений и навыков ребёнка: бытовых, коммуникативных и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_sr_gr.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для дошкольников среднего возраста (3-4 года)

Составитель: Воспитатель Крайниченко М.С.

Карточка № 1 «Большая уборка дома»

Цель: Учить детей правильно использовать предметы бытовой техники  в ходе  специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи педагога. Совершенствовать (развивать) у детей умение правильно дифференцировать  предметы для уборки по назначению. Ввести понятия «моющее средство», «чистящий порошок», «сухая и влажная уборка», «тщательно».

Оборудование: Куклы, кукольный домик, предметы мебели, одежды, обуви, игрушки: пылесос, ведро, тряпки, швабра, веник, совок, моющее средство.

Ход игры:  Воспитатель предлагает поиграть в игру: к кукле Кате в выходные придут гости. Катя сначала разложит одежду по местам: Чистую в шкаф, грязную отнесёт в стиральную машину. Уточняем действия: что сначала, что потом, почему так. Составляем предложения: «Чтобы почистить плиту, нужно взять...» «Пол сначала нужно подмести, потом мыть.» «Посуду нужно мыть аккуратно, чтобы не разбить». В ходе игры воспитатель говорит, что уборку делать намного легче, если ежедневно соблюдать чистоту и порядок, каждый день класть вещи на свои места, чтобы не захламлять дом. Когда бабушка приедет, Катя рассказывает, как она делала уборку. С чего начала, что делала потом, чем закончила. Воспитатель оценивает Катину работу, желает Кате и всем ребятам научиться поддерживать чистоту в доме. Можно повторить  поговорку «Чистота – залог здоровья».

Карточка № 2 «Сосчитай-ка»

Цель: закрепление навыков прямого и обратного счёта в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.

Оборудование: игрушки, картинки с изображениями групп предметов.

Ход игры: воспитатель даёт каждому задание сосчитать предметы. Каждый должен сказать: «Я буду считать (например)  грибы. На этом рисунке (или на столе) шесть грибов». Следующий ребёнок может посчитать эти же грибы в обратном порядке, от шести до одного. Затем тренируются в  образовании порядковых числительных с учётом рода предмета (первая морковка, первый мяч, первое яблоко). Можно попросить показать третью морковку или спросить, какую по счёту морковку я сейчас показываю.

Карточка № 3  «Геометрическое домино»

Цель: тренироваться в соотнесении одинаковых по форме геометрических фигур.

Оборудование: домино с изображением разноцветных геометрических фигур.

Ход игры: дети получают одинаковое количество фишек, нужно составить цепочку, соединяя  одинаковые по форме и цвету фигуры. Делающий ход говорит:  кладу жёлтый круг к жёлтому кругу. Победителем игры становится тот, кто раньше всех освободится от всех фишек.  В следующей игре ему даётся право ходить первым.

Карточка № 4 «Бочки-вкладыши» (Монтессори)

Цель; развитие умения  зрительно воспринимать величину предмета, находить пары: цилиндр – отверстие в блоке. Развитие моторики, подготовка пальцев к письму, создание сенсорной базы для ознакомления ребенка с понятием «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий».

 Оборудование: Бочки-вкладыши» (Монтессори):   4 бруска с вкладышами. Все вкладыши отличаются по размеру, высоте и объему. Блоки имеют разные отверстия и подходят к ним разные цилиндры, гирьки. Эти 4 блока отличаются друг от друга. 1 блок цилиндры отличаются только диаметром. 2 блок цилиндры отличаются только высотой. 3 блок цилиндры отличаются по высоте и диаметру от высоких и широких до коротких и узких. 4 блок цилиндры отличаются по высоте и диаметру от короткого и широкого до высокого и узкого.

Ход игры:

1. Воспитатель предлагает  ребенку изучить сначала только один блок цилиндров.

2. Рассказывает на примере цилиндров о базовых математических понятиях:
больше и меньше, выше и ниже
, диаметр и высота, первый, второй, третий и т.д.
самый маленький, маленький, средний, большой, очень большой.
3. Учит сравнивать:
 - Предлагает  объединить цилиндры по высоте или по диаметру. Обсудить, чем при этом они отличаются друг от друга.
 - Даёт задание разделить  цилиндры на несколько групп: высокие - низкие - средние или широкие - средние - узкие. Обсудить отличия.
4. Воспитатель предлагает ребенку найти соответствующие место в блоке для каждого цилиндра. Можно предложить для работы цилиндры из другого блока.

5. Можно проигрывать различные варианты блоков и цилиндров, постепенно увеличивая их количество и соответственно сложность.
7. Детям будет необычайно полезно и интересно работать с материалом по описанным выше принципам на ощупь.
8. Игра "Что изменилось". Суть в том, что меняется или переставляется один цилиндр или несколько, пока ребенок закрывает глаза. Затем ему предлагается вспомнить и рассказать, что конкретно изменилось.
9. Игра "Какой он". Игра предполагает 2 участников. Ребенку предлагается с закрытыми глазами (лишь по ощущению) рассказать на какой ладошке более тяжелый, широкий или высокий цилиндр.

Карточка №  5 «Вкладыши» (по типу досок Сегена)

Цель: развитие мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного и тактильного восприятия, формирование координации движения и мелкой моторики, активизирует познавательную активность, любознательность, речь.

Оборудование: Доски Сегена представляют собой красочные изображения на деревянных дощечках-рамках с вырезанными отверстиями разной формы и подходящие по контуру и цвету фигуры - вкладыши. Набор состоит из 18 геометрических - рамок и 18 вкладышей-фигур, которые хранятся в деревянном ящике. 

Ход игры: Для старших дошкольников можно использовать  доски Сегена в усложненном варианте, где вкладки собираются по принципу пазла. Воспитатель сначала демонстрирует детям пособие, разные детали фигурок. Затем предлагает самостоятельно собрать сначала на столе, а затем   в окошке. Детям, испытывающим трудности при выполнении задания, можно предложить картинку с образцом. После того, как дети справились с заданием,  коллективно обсуждается, у кого что получилось. В конце занятия можно придумать сказочную историю о смешных животных, оказавшихся в окошках яркого домика.

Карточка № 6 «Поездка на поезде в осенний лес»

Цель: повторение знаний по теме «Дикие животные наших лесов». Актуализация представлений о внешнем виде животных, об их жилище, о питании. Воспитание бережного отношения к животным. Развитие речи.

Оборудование: Игрушки – дикие животные, корм, подручный материал для изготовления жилищ животных.

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, как ведут себя животные осенью. Уточняет, кто чем питается и какие запасы делает на зиму. на зиму.  Предлагает помочь животным получше приготовиться к зиме. Каждый выбирает животное или птицу, которой он будет помогать. Дети ставят стулья друг за другом и отправляются в путешествие. Каждый ребёнок находит игрушечное животное, берёт в руки и рассказывает, что он ему привёз. В конце игры воспитатель благодарит детей за помощь животным, дети снова «садятся на поезд» и возвращаются в детский  сад.

Карточка № 7 «Прогулка по деревне»

Цель: повторение знаний по теме «Домашние животные в деревне». Актуализация представлений о внешнем виде животных, об их жилище, о питании. Воспитание бережного отношения к животным. Развитие речи.

Оборудование: Игрушки -  домашние животные, домики, карточки с изображениями корма.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать домашних животных, которых они знают. Разделить их на тех, кто живёт в доме, и кто живёт во дворе (в сарае, на конюшне и т.п.) Описать внешний вид и значение каждого животного по алгоритму. Назвать детёнышей животных. Поговорить о том, какую пользу каждое животное приносит человеку. Затем дети «покормят» животных (положат карточки с изображениями корма к фигурке каждого животного).  Воспитатель загадывает детям загадки о животных. Рассказывает, как человек заботится и ухаживает за животными.

Карточка № 8 «Следы на песке» (количество, величина)

Цель: развитие осязания, развитие мелкой моторики, развитие навыка соотнесения формы и величины предметов.

Оборудование: ёмкость с песком, формочки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как формочка оставляет след на поверхности песка. Просит назвать фигуры, которые у него получились. Затем даёт задание детям взять формочку определённой формы и размера (каждая фигура представлена в 3 вариантах: большая средняя и маленькая) и сделать на песке нужное количество отпечатков. Следующий ребёнок проверяет, правильно ли выполнено задание и затем получает задание от воспитателя. Затем можно предложить детям давать задание друг другу.

Карточка № 9 «Следы на полу» (игры с кварцевым песком)

Цель: развитие осязания, развитие мелкой моторики, развитие навыка соотнесения форм предметов.

Оборудование: ёмкость с песком, карточки с изображением следов  животных и птиц (каждого – двух размеров, взрослого животного и детёныша), штампики  следов для оттиска на песке. Следы на карточках и штампиках парные (правые и левые).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением следов животных и назвать, кому принадлежать эти следы. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими подсказками. Затем воспитатель убирает  карточки, достаёт штампики и раздаёт детям. Дети по очереди делают оттиск, остальным нужно отгадать, след какого животного они увидели, и взрослый это зверь или детёныш.  Затем можно предложить найти пару (мама находит детёныша) и каждой паре пройти по песку рядышком.

Карточка № 10 «Овощной магазин» (количество)

Цель: развитие навыка счёта в пределах 10, навыка сложения и вычитания в пределах 5 (в пределах 10 для детей с высоким уровнем сформированности математических представлений). Развитие представлений о поведении в магазине, развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Повторение навыка классификации овощей и фруктов.

Оборудование: Муляжи овощей и фруктов, корзины для покупок, игрушечные деньги (монеты, купюры по 1,2,5,10 рублей), ценники.

Ход игры: Двое детей становятся продавцами (овощного и фруктового отдела), остальные с монетами, купюрами и корзинами для покупок. Воспитатель предлагает «покупателям» приобрести товары в обоих отделах. Дети по очереди подходят, покупают овощи и фрукты. Продавец говорит, сколько нужно заплатить, например, за 2 банана, если 1 банан стоит 2 рубля. Покупатель даёт деньги ,продавец при необходимости даёт сдачу. Затем покупатели рассказывают, что они купили, в каком количестве, какова была стоимость покупки, сколько они отдали денег и сколько сдачи им дали. Воспитатель оценивает правильность расчётов, вежливости продавцов и покупателей.

Карточка № 11«Веселый зоосад» (количество, величина)

Цель: развитие навыка счёта в пределах 10, навыка сложения и вычитания в пределах 5 (в пределах 10 для детей с высоким уровнем сформированности математических представлений). Развитие  умения сравнивать предметы по величине: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, короче — длиннее.  Развитие речи.

Оборудование: игрушки — фигурки животных, изображения животных, алгоритм восприятия животных.

Ход игры: Дети отправляются на воображаемую прогулку в зоопарк. Каждый ребёнок получает игрушки или изображения животных и рассказывает: «Я увидел в клетке одного льва, трёх львиц и шестерых львят» (например). Далее он описывает внешний вид животного с опорой на алгоритм восприятия, уделяя особое внимание величине животного и величине отдельных частей тела (длинные уши, короткий хвосты, толстые лапы и т.д.).  Воспитатель просит назвать количество обитателей в каждой клетке. Затем дети разбиваются на пары и сравнивают животных между собой по величине (кто больше, меньше, у кого длиннее хвост, шире туловище, толще лапы и т. д.).

Карточка №  12 «Донесем кастрюли до плиты» (использование прихваток)

Цель: формирование представлений о безопасности при приготовлении пищи. Развитие восприятия графических символов.

Оборудование: кастрюли, прихватки, карточки с символами (горячее — холодное, пустое — полное, лёгкое — тяжёлое), ленты.

Ход игры: воспитатель выкладывает задание из символов: кастрюля будет пустая или полная, если полная — лёгкая или тяжёлая, холодная или горячая. В зависимости от этого ребёнок определяет, как ему нести кастрюлю — пустую можно в одной руке, полную холодную в двух руках осторожно, полную горячую — осторожно  и с использованием прихваток. Сначала можно ходить по прямой линии, затем усложнить и двигаться по пути, обозначенному лентой на полу.

Карточка №  13 «Готовим компот/ суп»

Цель: актуализация знаний об овощах и фруктах, об их значении в рационе человека, о правилах гигиены.  Развитие речи.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, кастрюли.

Ход игры: На столе лежат вперемешку различные плоды. Воспитатель спрашивает, что здесь такое? Дети называют плоды, которые они видят, затем воспитатель спрашивает, на какие группы можно разделить? (В случае, если у детей достаточный уровень представлений, к овощам и фруктам можно добавить ягоды).  Обсуждаем, из чего можно варить суп, из чего компот. Дети раскладывают плоды в кастрюли, в одну — всё для супа, в другую — всё для компота. После этого дети говорят, как называется компот из разных плодов  —клубничный, сливовый,  абрикосовый и т. д. Называют супы и их отличия — со свёклой варят борщ, с солёными огурцами — рассольник и т.д.

Карточка №  14 «Постелим куклам кроватки»

Цель: повторение названий предметов мебели, развитие навыков ориентировки в пространстве, повторение предлогов и наречий, указывающих на расположение предметов (на, перед, за,справа, слева,  под и т.д.)

Оборудование: игрушечные кровати, постельное бельё с разными рисунками, куклы с полотенцами с таким же рисунком, как на постельном белье.

Ход игры: Дети знакомятся с куклами. Их зовум Маша и Катя, они сёстры, живут в одной комнате. Воспитатель предлагает помочь куклам заправить кровати. Они помылись и хотят постелить чистое бельё. Куклы могут быть разного размера, как и кроватки. Воспитатель просит разложить бельё для каждой куклы, чтобы узор совпадал с узором на полотенце. Говорит, что кровать Кати находится справа, Маши — слева. Обсуждают, в каком порядке нужно заправлять постельные принадлежности. Затем кукол кладут на кровати. Воспитатель спрашивает, какие ещё предметы мебели нужны куклам, для чего они и как их можно расположить в комнате. Воспитатель побуждает детей  использовать слова «аккуратно», «ровно», «тщательно», «расправить» и т.д.

Карточка №  15 «Дом Ани»

Цель: повторение названий предметов мебели, развитие навыков ориентировки в пространстве, повторение предлогов и наречий, указывающих на расположение предметов (на, перед, за,справа, слева,  под и т. д.). Повторение знаний о назначении помещений, о поддержании порядка в доме. Повторение правил поведения в гостях.

Оборудование: игрушечный дом с обстановкой, кукла Аня, игрушечное печенье.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к кукле Ане. Обсуждают, что о визите нужно договориться по телефону, разыгрывают сцену разговора. По дороге заходят за печеньем к чаю  (сцена покупки в магазине). Когда приходят в дом, Аня (за Аню говорит воспитатель)  встречает гостей (обсуждается, как нужно приветствовать гостей, как ведут себя гости при входе в дом. Затем Аня  провожает гостей, чтобы они помыли руки, показывает спальню,  гостиную, детскую,  кухню, гардеробную, кладовку, веранду, туалет.

Карточка №  16 «Магазин одежды»

Цель: повторить и закрепить знания об одежде по сезонам, о мужской, женской и детской одежде, о форменной и специальной одежде. Оборудование: куклы «мама», «папа», «дочка», «сын».  Карточки с изображением различных времён года. Карточки с изображением представителей различных профессий.

Ход игры:  воспитатель знакомит детей с семьёй, рассказывает, как зовут каждого члена семьи и предлагает помочь им купить одежду на каждый сезон. Используются следующие  понятия: зимняя, летняя, демисезонная одежда, женская, мужская, детская. Обсуждается, кем работают мама и папа (например, врач и строитель), рассматривают изображения людей в профессиональной одежде, называют детали этой одежды ( комбинезон, халат и т.п.). Дети могут рассказать о профессиях своих родителей, какую профессиональную одежду они носят (в т.ч. в разное время года).

Карточка №  17 «Посмотри и назови» (материал по лексической теме)

Цель: закрепление представлений о видах одежды, о названиях предметов одежды и обуви, развитие предметности восприятия, развитие аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: изображения предметов одежды и обуви: контурные, силуэтные, зашумлённые, изображения частей одежды.

Ход игры: детям нужно узнать и назвать предмет одежды и объяснить, как узнали. Рассказать, кто и когда носит эту одежду (или обувь) – мужчина, женщина, ребёнок, в какое время года. Где носит (на работе, на улице, в театре, в гостях и т.д.)

Карточка №  18 «Укрась так же»

Цель: развитие способности понимать закономерность и повторять орнамент по образцу. Повторение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Оборудование: контурные изображения платья, юбки, блузки, рубашки и т.п., образцы орнаментов (растительные и геометрические).

Ход игры: Дети получают задание украсить предмет одежды таким же орнаментом, как на образце. В зависимости от возможностей детей можно предложить как выполнить аппликацию, так и нарисовать орнамент.

Карточка №  19 «Наполни шариками Марблс, фасолью, песком, и т. п.)

высокий и низкий кувшин»

Цель: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Развитие умения сравнивать ощущения. Обогащение словаря словами «хрупкий», «крупнее», «мельче».

Оборудование: кувшины различной высоты, шарики Марблс, фасоль,горох и др. крупы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям наполнять разные ёмкости шариками, крупными и мелкими крупами. Детям нужно посмотреть, какой кувшин наполнится быстрее (одним и тем же наполнителем)  - высокий или низкий. Как нужно брать шарики, чтобы они не разбились, как удобнее брать фасоль, горох — по одной штуке или горстью? Как нужно брать мелкие крупы? Как удобнее —  одной или двумя  руками? Дети сравнивают,  рассказывают о своих ощущениях.

Карточка №  20 «Новогодний праздник», «Медвежонок Умка на новогоднем празднике»

Цель: закрепить представления об атрибутах новогоднего праздника, повторить правила поведения на мероприятии, правила этикета при дарении и получении подарков, создать предпраздничную атмосферу. Развивать эмоции.

Оборудование: игрушечная ёлка, украшения для ёлки и дома, нарядная одежда, посуда,  подарочные коробочки, куклы.

Ход игры: Дети рассказывают, что нужно купить и сделать при подготовке к новогодним мероприятиям (купить или сделать самим  подарки для родных и близких, прибраться дома, приобрести или достать уже имеющиеся. Дети украшают кукольный дом и наряжают ёлку. Рассказывают, какие подарки для кого они приготовили и почему именно это решили подарить (маме вазочку, потому что она любит цветы и т. п.). Накрывают праздничный стол и рассказывают, какие блюда готовят именно для праздничного стола. Разыгрывают сцены поздравления, дарения подарков, уделяя внимание словам благодарности.

«Медвежонок Умка на новогоднем празднике» - медвежонок приплывает на льдине в гости к людям и встречает с ними Новый год. Цели,  оборудование и ход игры аналогичны предыдущей игре.

Карточка №  21«Дорожка длинная и дорожка короткая к домику»

Цель:  закрепление понятия «длинный» - «кроткий», развитие навыка ориентировки в пространстве, развитие прослеживающей функции глаза,

Оборудование: куклы, игрушечные домики, ленты.

Ход игры:  дети прокладывают дорожки к домикам напрямую и длинные дорожки мс поворотами. Когда они провожают куклу по дорожке, комментируют, как она идёт — прямо, поворачивает и т. д. Можно предложить карты-схемы и делать дорожки по ним, можно наоборот, предложить детям зарисовать получившиеся у них дорожки .

Карточка №  22 «Достань шарики» (игра с волшебным мешочком)

Цель: развитие осязания, развитие сенсорных эталонов (форма)

Оборудование: мешок с различными мелкими предметами (игрушки из «Киндер-сюрпризов), объёмные фигуры.

Ход игры: Ребёнок получает мешочек, запускает туда руку, не глядя внутрь, и по очереди вынимает заданные предметы (только шарики, только грибочки и т.д.). Если ребёнок ошибся и вытащил похожий предмет, он рассказывает, чес похож заданный предмет и тот, который н извлёк по ошибке.

Карточка №  23 «Наряди ёлочку (по словесной инструкции)»

Цель: развивать умение действовать по словесной инструкции, развивать понимание значения  предлогов.

Оборудование: игрушечная ёлка, игрушки.

Ход игры: дети получают игрушки и наряжают ёлку по инструкции воспитателя: повесь снеговика над белкой, Катя вешает игрушку слева от игрушки Юры и т.д. после того, как ёлка наряжена, дети оценивают свою работу. Воспитатель задаёт вопросы: какая игрушка справа от шишки? Кто над Буратино и т.д.

Карточка №  24 «Сложи гараж» (конструирование из палочек)

Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики, развитие умения действовать по словесной инструкции и по образцу. Развитие сенсорных эталонов (величина).

Оборудование:  машины разной величины,  палочки разной величины.

Ход игры: Дети получают задание сложить гараж из палочек к машинам разной высоты и ширины. Можно строить объёмные гаражи («колодец», можно конструировать на картоне из счётных палочек. Обсуждают, что важно проверять, поместится ли машина в гараж (прикладывать, измерять и т.д.)

Карточка №  25 «Сложи елочку» (конструирование из палочек)

Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики, развитие умения действовать по словесной инструкции и по образцу. Развитие сенсорных эталонов (величина), развитие навыка зрительного соотнесения и сравнения..

Оборудование:  палочки разной величины.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сложить из палочек ёлочки по образцу на карточке,  затем дети разбиваются на пары и сравнивают получившиеся у них  ёлочки, используя слова выше, ниже, длиннее, короче, толще, тоньше и т.д.

Карточка №  26 «Поездка на поезде в зимний лес»

Цель: повторение знаний по теме «Дикие животные наших лесов». Актуализация представлений о внешнем виде животных, об их жилище, о питании. Воспитание бережного отношения к животным. Развитие речи.

Оборудование: Игрушки – дикие животные, корм, подручный материал для изготовления жилищ животных.

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, как ведут себя животные зимой.  Уточняет, кто чем питается и какие запасы делает на зиму. на зиму.  Кто впадает в спячку, а кто бодрствует. Предлагает помочь животным пережить зиму. Каждый выбирает животное или птицу, которой он будет помогать. Дети ставят стулья друг за другом и отправляются в путешествие. Каждый ребёнок находит игрушечное животное, берёт в руки и рассказывает, что он ему привёз. В конце игры воспитатель благодарит детей за помощь животным, дети снова «садятся на поезд» и возвращаются в детский  сад.

Карточка №  27 «Что нарисовано?»

Цель: развитие предметности восприятия, развитие различительной способности глаза, развитие речи через умение подбирать слова-признаки к предмету.

Оборудование: изображения предметов, имеющих отношение к зиме, выполненные в виде силуэтов, контуров, изображения половинок   и частей предметов.

Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предложенные картинки и сказать, что они видят, рассказать, как они узнали тот или иной предмет. После того, как ребёнок правильно назвал предмет, ему нужно назвать три признака этого предмета, например: снежинка – белая, лёгкая, воздушная.

Карточка №  28  «Кто в зимнем лесу?»

Цель: развитие предметности восприятия, развитие различительной способности глаза, развитие речи через умение подбирать слова-признаки к предмету, уточнение представлений о животных – обитателях леса.

Оборудование: изображения лесных животных, выполненные в виде силуэтов, контуров, изображения половинок   и частей тела животных.

Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предложенные картинки и сказать, что они видят, рассказать, как они узнали животное. После того, как ребёнок правильно назвал животное, ему нужно назвать жилище животного, чем питается и как называется детёныш.

Карточка № 29 «Зимняя прогулка»

Цель: развитие представлений детей о зимних играх и забавах, о зимних видах спорта.

Оборудование: карточки с изображениями зимнего спортивного инвентаря, с предметами для развлечений зимой, карточки с загадками, карточки «Найди ошибку».

Ход игры: дети отправляются на воображаемую прогулку, им встречаются задания с загадками о том или ином виде спорта или развлечении, дети отгадывают её и рассказывают, кому приходилось этим заниматься. Затем рассматривают картинку с изображением вида спорта или развлечения и называют инвентарь, одежду, необходимую для занятий. После этого детям предлагается рассмотреть карточки и найти ошибки. В завершении дети рассказывают, какой зимний вид спорта или зимняя забава им нравится больше всего и почему.

Карточка №  30 «Самолет» конструирование из палочек

Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики, развитие умения действовать по словесной инструкции и по образцу. Развитие сенсорных эталонов (величина), развитие навыка зрительного соотнесения и сравнения..

Оборудование:  палочки разной величины.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сложить из палочек самолёты по образцу на карточке,  затем дети разбиваются на пары и сравнивают получившиеся у них  самолёты, используя слова выше, ниже, длиннее, короче, толще, тоньше и т.д.

Карточка №  31 «Когда это бывает» (времена года, части суток)

Цель: уточнить представления детей о режиме дня, о временах года.

Оборудование: перфокарты с изображением времён года с одной стороны и детей в разной одежде, природных явлений,  праздничных событий с другой стороны. По частям суток – с одной стороны символы утра, дня, вечера и ночи, с другой - изображения различных действий ребёнка.

Ход игры: Перед началом работы с перфокартой следует повторить с детьми названия времён года и их основные признаки, затем предложить соединить линиями изображения с соответствующим символом времени года. Точно так же с частями суток – предварительно обсуждаются разные действия в разное время суток, повторяются названия частей суток, затем картинки  линиями соединяются с символическими изображениями.

Карточка №  32 «Сделай снежинку» (конструирование из палочек)

Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики, развитие умения действовать по словесной инструкции и по образцу. Развитие сенсорных эталонов (величина), развитие навыка зрительного соотнесения и сравнения..

Оборудование:  палочки и колечки  разной величины.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сложить из палочек  и колечек снежинки по образцу на карточке,  затем дети разбиваются на пары и сравнивают получившиеся у них  снежинки, используя слова больше, меньше, длиннее, короче, толще, тоньше и т.д.

Карточка №  33 «Падающие снежинки» (количество, величина, временные и пространственные представления)

Цель: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Оборудование: игра проводится на улице, оборудование не используется.

Ход игры: игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. «Снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер   стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

Карточка №  34 «День рождения дочки»

Цель: повторение названий членов семьи, уточнение взаимосвязей в семье, повторение правил поведения.  

Оборудование: посуда для праздничного стола, игрушечный подарок.

Ход игры: среди детей выбирают маму, папу, дочку, сына, дедушек и бабушек со стороны мамы и папы. При желании могут быть дяди, тёти, прабабушки и прадедушки. Взрослые планируют покупку подарка, обсуждая интересы дочки. Дочка планирует уборку перед приходом гостей. Воспитатель уделяет особое внимание моментам заботы, чтобы дочке понравился подарок, что родители выбирают самое лучшее для ребёнка. Также обращает внимание на то, что девочка тщательно убирается, готовит праздничное платье и туфли, чтобы быть в свой день рождения нарядной и встретит гостей в чистом доме. Обговаривается, что важно назначить точное время визита бабушек, детушек и других родственников. Под руководством воспитателя дети разыгрывают сцену прихода гостей, которых девочка встречает вместе со своими родителями. Девочка получает подарки и поздравления, приглашает гостей за праздничный стол и т.д. По окончании игры воспитатель спрашивает у детей, что понравилось, что не совсем получилось. Игру можно повторять, поменяв роли. Можно отметить день рождения сына.

Карточка №  35 «Поливаем цветы»

Цель: развитие способности заботиться о растениях

Оборудование: лейка, вода, комнатные растения.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям о комнатных растениях – зачем они нужны, как правильно ухаживать за ними, какой водой поливать, как и когда рыхлить землю. Попутно можно заучивать несложные названия комнатных растений. Дети поливают и рассказывают, какой цветок поливают, как правильно нужно держать лейку, для чего растению вода. По окончании занятия воспитатель хвалит детей и благодарит их от имени растений.

Карточка №  36 «Сложи дерево / елочку»

Цель: развитие навыков конструирования, развитие мелкой моторики, развитие умения действовать по словесной инструкции и по образцу. Развитие сенсорных эталонов (величина), развитие навыка зрительного соотнесения и сравнения..

Оборудование:  палочки разной величины.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сложить из палочек дерево по образцу на карточке,  затем дети разбиваются на пары и сравнивают получившиеся у них  деревья, используя слова выше, ниже, длиннее, короче, толще, тоньше и т.д.

Карточка №  37 «Волшебные прищепки» (количество, пространственные представления) и т. п.

Цель: развитие навыка соотнесения.

Оборудование: цветы из картона разного цвета, в середине цифра и стрелка, например, 4 →

Ход игры: в группе на стенах развешены и разложены на полу цветы с шифром в серединках, у детей есть большой контейнер с прищепками разных цветов. Воспитатель н

Даёт задание: нужно прицепить к цветку прищепок такого же цвета столько, сколько обозначено цифрой, со стороны, указанной стрелкой.  Затем ребёнок говорит: «Я прицепил 5 красных прищепок к красному цветку справа вверху»

Карточка № 38 «Цветущие цветы» (количество, величина, ритм, временные и пространственные представления)

Цель: Уточнение представлений детей о ритмической последовательности (закономерности)

Оборудование: образцы цветочных орнаментов, схематические изображения орнаментов.

Ход игры: дети рассматривают орнаменты и устанавливают закономерность, по которой они построены, рассказывают, как устроен тот или иной орнамент (описывают, сколько цветочков какого цвета и какой величины чередуются. Используются слова: сначала, потом, справа, слева, выше, ниже, снова). Затем подбирают схему к орнаменту, где цветы обозначены кружками. Образцы убирают, и рисуют орнамент с опорой на схему.

Карточка №  39 «Когда это бывает» (времена года, части суток)

Цель: уточнить представления детей о режиме дня, о временах года.

Оборудование: перфокарты с изображением времён года с одной стороны и детей в разной одежде, природных явлений,  праздничных событий с другой стороны. По частям суток – с одной стороны символы утра, дня, вечера и ночи, с другой - изображения различных действий ребёнка.

Ход игры: Перед началом работы с перфокартой следует повторить с детьми названия времён года и их основные признаки, затем предложить соединить линиями изображения с соответствующим символом времени года. Точно так же с частями суток – предварительно обсуждаются разные действия в разное время суток, повторяются названия частей суток, затем картинки  линиями соединяются с символическими изображениями.

Карточка №  40 «Пускаем кораблики в большом и маленьком озере (тазу)»

Цель: формирование сенсорных эталонов  (величина). Закрепление понятий длинный-короткий, долго-быстро.

Оборудование: тазы с водой разной величины, кораблики.

Ход игры: дети запускают кораблики от одного берега таза до другого и считают вслух, за какое время кораблики проплывут в маленьком тазу, за какое – в большом. Делают вывод – в маленьком тазу кораблик проплывёт от берега до берега быстрее, чем в большом.

Карточка №  41 Матрешка «Теремок»

Цель: повторение сюжета сказки «Теремок», повторение порядка следования персонажей.

Оборудование: фигурки героев сказки

Ход игры: предварительно дети слушают сказку, затем пересказывают, используя фигурки из «матрёшки». Объясняют, почему фигурки сделали в виде матрёшки ( дифференциация по величине, порядок появления в сказке)

 

Карточка № 42 «Заюшкина избушка»

Цель: повторение сюжета сказки «Заюшкина избушка», повторение порядка появления персонажей.

Оборудование: фигурки героев сказки

Ход игры: предварительно дети слушают сказку, затем пересказывают, используя фигурки. Объясняют, почему медведь и волк не справились с лисой, а петух справился,  обсуждаются следующие понятия: друзья, защитник, справедливость.

Карточка №  43 «Цветной салют» (количество, цвет, форма)

Цель: закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

Оборудование: изображение салюта, состоящего из фигур разного цвета, формы. Фишки таких же цветов и форм

Ход игры: После небольшого рассказа воспитателя о майских праздниках, в честь которых бывает салют, дети рассматривают изображение неба с салютом из фигур разного цвета и формы. Дети считают, сколько жёлтых больших кружков, сколько синих средних треугольников и т.д. Затем берут фишки и накрывают ими такие же фигуры. Задание можно усложнить, предложив детям выложить такой же салют из фишек на листе по образцу.

Карточка №   44 «Далеко и близко»

Цель: развитие пространственных представлений

Оборудование: изображение с несколькими планами (двор, детская площадка и т.д.), мелкие игрушки.

Ход игры: дети рассматривают картинку, воспитатель задаёт вопрос о предметах и людях, изображённых на картинках – что ближе, что дальше, почему вы так думаете? Затем детям предлагается поставить игрушки по заданию (используя слова: перед, за, ближе, дальше. Вопросы детям: кто (что) ближе, дальше, кто (что перед…, за…)

Карточка №  45  «Угадай, что в "Чудесном мешочке"

Цель: развитие осязания, мелкой моторики.

Оборудование: мешок с различными мелкими предметами (игрушки из «Киндер-сюрпризов).

Ход игры: Ребёнок получает мешочек, запускает туда руку, не глядя внутрь, и по очереди вынимает предметы, предварительно называя их  и обосновывая, как он определил. Если ребёнок ошибся и вытащил не тот  предмет, который был назван, он рассказывает, чем похожи эти предметы.

Карточка №  46 «Большие и маленькие ножки (дети и куклы)»

Цель: закрепление сенсорных эталонов (величина), развитие навыка соотнесения по величине.

Оборудование: куклы разной величины (куклы-девочки и куклы-мальчики). Следы ног из картона разной величины (соответствующие куклам и соответствующие детям). Изображения обуви для девочек и мальчиков разной величины.

Ход игры: дети определяют, кому какая обувь подойдёт, ориентируясь на пол и размер ножек. Составляют предложение с ответом, почему они так решили.

Карточка № 47  «Следы на песке» (количество, величина)

Цель: развитие осязания, развитие мелкой моторики, развитие навыка соотнесения формы и величины предметов.

Оборудование: ёмкость с песком, формочки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям, как формочка оставляет след на поверхности песка. Просит назвать фигуры, которые у него получились. Затем даёт задание детям взять формочку определённой формы и размера (каждая фигура представлена в 3 вариантах: большая средняя и маленькая) и сделать на песке нужное количество отпечатков. Следующий ребёнок проверяет, правильно ли выполнено задание и затем получает задание от воспитателя. Затем можно предложить детям давать задание друг другу.

Карточка № 48 «Следы на полу» (игры с кварцевым песком)

Цель: развитие осязания, развитие мелкой моторики, развитие навыка соотнесения форм предметов.

Оборудование: ёмкость с песком, карточки с изображением следов  животных и птиц (каждого – двух размеров, взрослого животного и детёныша), штампики  следов для оттиска на песке .

Ход игры: Детям предлагается отправиться на берег воображаемого озера или реки.  Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением следов животных и назвать, кому принадлежать эти следы. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими подсказками. Затем воспитатель убирает  карточки, достаёт штампики и раздаёт детям. Дети по очереди делают оттиск, остальным нужно отгадать, след какого животного они увидели, и взрослый это зверь или детёныш.

Карточка №  49 «Когда это бывает» (времена года, части суток)

Цель: уточнить представления детей о режиме дня, о временах года.

Оборудование: перфокарты с изображением времён года с одной стороны и детей в разной одежде, природных явлений,  праздничных событий с другой стороны. По частям суток – с одной стороны символы утра, дня, вечера и ночи, с другой - изображения различных действий ребёнка.

Ход игры: Основное внимание уделяется весне и лету. Перед началом работы с перфокартой следует повторить с детьми названия времён года и их основные признаки, затем предложить соединить линиями изображения с соответствующим символом времени года. Точно так же с частями суток – предварительно обсуждаются разные действия в разное время суток, повторяются названия частей суток, затем картинки линиями соединяются с символическими изображениями.

Карточка №  50 «Листья и божьи коровки» (количество, величина)

Цель: тренировать умение соотносит предметы по величине. Закреплять счёт от 5 до 10.

Оборудование: божьи коровки и листочки разной величины (большие, средние и маленькие)  из картона. У божьих коровок на спине точки от 5 до 10, на листочках написаны цифры от 5 до 10.

Ход игры: на полу разложены листочки разной величины и с разными цифрами. Дети получают божьих коровок разной величины с разным количеством точек на крыльях. Под музыку дети кружатся, а когда музыка останавливается, нужно положить божью коровку на листочек соответствующей величины и с нужной цифрой. Игра продолжается до тех пор, пока все коровки не окажутся на соответствующих листочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактический игр для детей среднего возраста

В данной работе подобранны дидактические игры познавательного характера, математические и игры по развитию речи. Игры подобранны по тематике и месяцам. Ориентированны на детей среднего возраста....

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте.

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОБЖ (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ...

Картотека дидактических игр по ОБЖ (средний возраст). Тема "Безопасность в быту"

quot;Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным" ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУДля того чтобы сделать ребенка активным в при...