программа дополнительного образования "Радуга"
рабочая программа (младшая группа)

Евтихова Ольга Викторовна

программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduga_format.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ детского сада №1        

  Протокол №1 от 21.09.2020 года

   УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий МБДОУ

   детским садом №1

   _____________ Л.А. Артеменкова

   Приказ №   от 21.09.2020 года

МБДОУ детский сад №1

г. Ярцева  Смоленской области

             

              Программа

дополнительного образования

КРУЖОК

«Радуга»

(сенсорное воспитание)

                                 

Содержание

№п/п

Разделы

стр.

I

Целевой раздел

3-6

1

Пояснительная записка

3

1.1

Введение

3

1.2

Цели и задачи реализации программы по сенсорному воспитанию детей

3-4

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

4

2.

Планируемые результаты освоения  воспитанниками программы  по сенсорному воспитанию

4

2.1.

Целевые ориентиры возможных достижений ребенка, сформулированные на основе ФГОС ДО.

4

2.2.

Система мониторинга.

4-5

II

Содержательный раздел

5-13

1.

Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»   с ведущей продуктивной деятельностью, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.

Содержание образовательного процесса.

Связь с другими образовательными областями.

Содержание программы.

5-11

2.

Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

11-13

3.

Особенности взаимодействия   с семьями воспитанников

13

III

Организационный раздел

14

1.

2.

Материально-техническое обеспечение программы.

Перечень пособий

14

3.

Краткая презентация программы дополнительного образования «Радуга»

15

I. Целевой раздел

1 Пояснительная записка

1.1. Введение:

Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.

Представленная система работа направлена не только на сенсомоторное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

1.2 Цели и задачи реализации программы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста:

Цель: успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Задачи:

  • Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности детей.
  • Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
  • Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
  • Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
  • Развивать конструктивные навыки и умения.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать умение работать коллективно.
  • Развивать точность и координацию движений.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

1.3 Принципы и подходы к реализации программы:

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом:

  • Доступность
  • Наглядность
  • Научность
  • От простого к сложному
  • Демократичность и гуманизм
  • Реальность и практическое применение

2. Планируемые результаты освоения  воспитанниками программы  по сенсорному воспитанию

 2.1 Целевые ориентиры возможных достижений ребенка, сформулированные на основе ФГОС ДО.

К концу  обучения дети должны знать и  уметь:

  • иметь представление о форме, величине и цвете предметов, уметь взаимодействовать с ними
  • уметь самостоятельно исследовать форму, величину предмета различными способами
  • иметь представление о нетрадиционных формах продуктивной деятельности  
  • уметь создавать несложные поделки из природного материала, самостоятельно выбирая элементы для украшения
  • использовать свои конструктивные решения в процессе работы
  • владеть приёмами работы с различными материалами
  • показывать уровень воображения и фантазии

2.2 Система мониторинга

  В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Для проверки результативности проводится педагогическая диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программы кружка.

Используются следующие методы:

  • Игровой
  • Словесный
  • Художественное слово
  • Объяснение
  • Пояснение
  • Рассматривание объекта
  • Обследование
  • Подвижные игры
  • Музыкальное сопровождение

Мониторинг  детей по сенсорному воспитанию

Ф. И. ребенка

Освоение сенсорных эталонов

Овладение навыками работы с материалом

Развитие конструктивных способностей

Развитие мелкой моторики

Итоговый результат

В результате обучения дети развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, глазомер; учатся следовать устным инструкциям, развивают коммуникативные способности, творческие способности и фантазию.

                         

        II. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательными областями «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»    с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.

- Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям ФГОС ДО, возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

Содержание программы по сенсорному воспитанию «Радуга».

 

Месяц

Название темы

Задачи

Материалы

Предметные действия:

 Форма

 Сентябрь

1. Игра «Что катится?».

2. Игра «Почтовый ящик».

3. Игра «Сделай узор».

4. Игра «Что нам привез Мишутка?».

Знакомить детей с формой предмета и свойствами шара и куба, развивать восприятие формы.

Учить соотносить форму фигуры (письма) с отверстием в коробке.

Учить выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать расположение предметов в пространстве.

Учить детей самостоятельно на ощупь узнавать предмет, обследовать предмет, находящийся вне поля зрения ребенка.

Кубики и шарики, мелкие игрушки по количеству детей.

Коробка с прорезями, фигуры: куб, цилиндр, шар, треугольная призма, прямоугольный брусок.

Аппликация-образец, салфетка, геометрические фигуры.

Небольшие игрушки контрастной формы, мешок, игрушка-медвежонок.

Величина

Октябрь

1. Игра «Оденем кукол».

2. Игра «Сбор урожая».

3. Игра «Построим башню».

4. Игра «Обед для матрешек».

Учить сравнивать однотипные предметы разного размера.

Учить раскладывать предметы округлой формы в зависимости от величины.

Учить последовательно отбирать фигуры, выбирая каждый раз самую большую.

Учить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины, сравнивать предметы по высоте.

По три картонных куклы разного размера с одеждой.

Коробки трех размеров, три группы соответствующих размеров пуговиц.

Наборы картонных фигур одинаковой формы, но разных размеров.

Комплекты пятиместных матрешек и разных по величине кружочков, башенка из полых кубов, самодельный ростомер.

Цвет

Ноябрь

1. Игра «Спрячь мышку».

2. Игра «Разноцветные поля».

3. Игра «Ищи свой дом».

4. Игра «Лети, голубок».

Учить соотносить цвета предметов (окошко с дверцей домика).

Продолжать учить соотносить цвета предметов, учить разным способам выполнения задания.

Учить различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом.

Учить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец.

Большие прямоугольные «домики» разных цветов с  дырочкой посередине и мышкой внизу, цветные квадраты побольше дырочек, игрушка-кошка.

Большие цветные листы бумаги - поляны, силуэтные изображения игрушек разных цветов.

Разноцветны флажки и таких же цветов кружочки со шнурками.

Флажки, кружки, ленточки, пирамидки разных цветов.

Продуктивные действия: Рисование

Декабрь

1. «Чашка» (оттиски печатками из картофеля).

2. «Козленок» (рисование пальчиками).

3. «Бусы из макарон» (рисование поролоновым тампоном).

4. «Два веселых гуся» (рисование ладошкой).

Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов.

Учить детей рисовать пальчиками, точно располагая их друг к другу.

Учить аккуратно закрашивать объемные предметы.

Познакомить детей с техникой печатания ладошкой, учить дополнять изображение кисточкой.

Предметы посуды; печатки из картофеля в виде маленьких кругов, треугольников, квадратов; мисочки с вложенным в них тонким поролоном, пропитанным гуашью; шаблон чашки из бумаги.

Игрушка-козленок; альбомный лист с силуэтом козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.

Прямые макароны на веревочке, гуашь, поролоновый тампон, баночка с водой, блюдце.

Широкие мисочки с разведенной гуашью белого и серого цвета, гуашь, кисть, цветная бумага зеленого тона.

Тактильно-двигательное восприятие: Лепка из соленого теста

Январь

1. «Колобок».

2. «Мышка-норушка».

3. «Цыплята».

4.«Снеговик»

Учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Учить лепить мышку из соленого теста на основе конусообразной формы, показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование других материалов, развивать чувство формы.

Учить лепить предметы из  частей, правильно передавая форму и расположение.

Учить лепить из соленого теста фигурку снеговика, соединять части, дополнять деталями.

Соленое тесто, скорлупа грецкого ореха, гречневая крупа - ядрица.

Соленое тесто, семечки, шерстяные нитки, бусинки.

Соленое тесто, доска, семечки, веточки.

Соленое тесто, бусинки, веточки, шляпки от желудей.

Нетрадиционная аппликация

Февраль

1. «Груша».

2. «В гостях у мамы-кошки».

3. «Красивый букет».

4. «Хоровод снеговиков».

Дать представление детям о нетрадиционных формах аппликации, развивать мелкую моторику рук.

Учить создавать образ животного при помощи мелко нарезанных нитей, передавая эффект «пушистой шерсти».

Учить создавать цветы из кусочков ткани, видеть красоту цветочных композиций.

Учить наклеивать вату, точно повторяя форму образа, самостоятельно подбирать элементы для украшения.  

Картон с нарисованной грушей, пшено, клей, листочки и черенки из цветной бумаги.

Картон с силуэтом кошки, мелко нарезанные шерстяные нитки, клей.

Кусочки ткани, картон, клей.

Картон, цветная бумаг, вата, природные материалы.

Обрывная аппликация

Март

1. «Солнце в тучках».

2. «Падают снежинки».

3. «Мимоза».

4. «Ледоход».

Учить создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток, наклеивать скатанные комочки бумаги на картон.

Учить детей отрывать от листа бумаги небольшие кусочки (обрывание), наносить на них клей и наклеивать их на картон.

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию, учить создавать несложную сюжетную композицию.

Салфетки желтого и белого цветов, лист голубого картона, клей.

Лист синего картона, вырезанная из белой бумаги снежинка, лист белой бумаги, клей.

Живая ветка мимозы, половинка альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка и лисья мимозы, желтые салфетки, клей.  

Картины с изображением ледохода, картон голубого цвета, вырезанные из открыток маленькие силуэты животных, белая бумага, клей.

Аппликативная лепка

Апрель

1. «Дорожка до ёжика».

2. Распусти-лись первые листочки».

3. «Мать-и-мачеха».

4. «Домик для зайчонка».

Учить отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать между пальцами, аккуратно прилеплять ровно по линии.

Учить отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавать овальную форму, аккуратно крепить на готовую форму.

Продолжать учить отщипывать от большого куска маленькие кусочки, катать из них тоненькие колбаски, составлять цветок, крепить его на картон.  

Продолжать учить отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями колбаску, соединять между собой, составляя домик.  

Картон с нарисованным ёжиком и силуэтом дорожки к нему, пластилин.

Картон с приклеенным к нему деревом без листьев, пластилин.

Изображение цветка мать-и-мачехи, картон, пластилин.

Игрушки-зайчики, картон, пластилин.

Конструирование из природного материала

Май

1. «Медвежата».

2. «Львенок и черепашки».

3. «Козлики».

4. «Чудо-дерево».

Учить создавать игрушку из природного материала.

Учить  создавать образ из природного материала, прочно скреплять отдельные части поделок.

Продолжать учить создавать образ животного из шишек и палочек, прочно скреплять отдельные части поделок.

Продолжать учить создавать образы из природного материала, наклеивать семена на плоскости, используя прием вдавливания в пластилин.

Игрушка-медведица, шишки, веточки, лесные орехи, пластилин.

Игрушка-львенок, половинки грецкого ореха, семечки, пластилин.

Шишки, палочки, желуди, пластилин.

Картон, пластилин, семечки белые и черные.

2.  Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание образовательного процесса

Содержание образовательного процесса осуществляется в трех формах работы:

Совместной образовательной деятельности;

Самостоятельной деятельности детей.

Совместной деятельности с семьёй

Совместная образовательная деятельность

Самостоятельная

деятельность детей.

Совместная деятельность с семьёй

НОД

Лепка, аппликация, рисование, игры с конструктором, мозаикой, конструирование из природного и бросового материала.

Тематические консультации,

открытые занятия, совместные поделки родителей с детьми.

Содержание программы

Базовый компонент основной программы

Компонент ДОУ (дополнительная программа)

Действия с предметами: форма, величина, цвет.

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Группировать однородные предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам. Подсказывать детям названия форм: круглое, треугольное, прямоугольное, квадратное.

Сентябрь. Учить соотносить форму фигуры с отверстием в коробке. Развивать умение узнавать предмет, находящийся вне поля зрения ребенка. Развивать умение анализировать расположение предмета в пространстве.

Октябрь. Развивать умения различать и сравнивать предметы по разным показателям величины.

Ноябрь. Развивать умения различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом и ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядность.

Рисование.

Учить детей ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их. Подводить детей к изображению предметов разной формы и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Учить располагать изображение по всему листу.

Декабрь. Познакомить с техникой печатания оттисков печатками из картофеля, учить рисовать пальчиками. Познакомить с техникой печатания ладошкой.

Лепка из солёного теста.

Учить создавать предметы, состоящие из двух, трех частей, прижимая их друг к другу. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

Январь. Познакомить детей со свойствами соленого теста. Учить использовать в лепке из соленого теста дополнительные материалы. Учить сушить вылепленные игрушки, а затем их раскрашивать.

Аппликация.

Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их. Учить создавать в аппликации предметные декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.

Февраль. Дать представление детям о нетрадиционных формах аппликации, создавая образы при помощи мелко нарезанных нитей, кусочков ткани, ваты. Учить самостоятельно подбирать элементы для украшения.

Март. Учить создавать сюжетные композиции в технике обрывной аппликации. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон.

Апплика-тивная лепка.

Учить раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями. Соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Закреплять умения аккуратно пользоваться пластилином, класть вылепленные предметы на дощечку.

Апрель. Учить отщипывать от большого куска маленькие комочки, составлять из полученных колбасок и кусочков предметы, наклеивая их на картон.

Конструиро-вание из природного материала.

Учить создавать из природного материала предметные декоративные композиции.

Май. Учить создавать поделки из природного материала, скрепляя отдельные части пластилином. Учить наклеивать природный материал на плоскости, используя прием вдавливания в пластилин.  

Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность

которого соответствует возрастным нормам детей:

1 раз в неделю по 15 минут.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

части.

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы.

Срок реализации программы - 1 год.

3. Особенности взаимодействия   с семьями воспитанников.

13

Важнейшим условием обеспечения эффективного   развития ребенка является  конструктивное взаимодействие с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития  компетентности родителей в вопросах познавательного  развития.

 Задачи:

-Знакомить родителей с возможностями детского сада по организации  дополнительного образования детей.

-Систематически оформлять наглядную информацию для родителей в родительском уголке.

- Приглашать родителей на занятия кружка.

-Побуждать родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.

 В основу совместной деятельности семьи и руководителя кружка заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость форм и методов  воспитания в ДОУ для родителей;
  • уважение, взаимное доверие и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;

                  III. Организационный раздел

1.Материально-техническое обеспечение программы.

Материалы и оборудование:

-игрушки

-картинки

-коробки

-геометрические фигуры и формы

-бросовый и природный материал

-картон, бумага, клей

-солёное тесто

-пластилин

-нитки

Перечень пособий

  •  «Игры с детьми 3-4 лет» под ред. М. А. Араловой
  • «Чего на свете не бывает?» под ред. Дьяченко
  • «Рисование с детьми 3-4 лет» Д. Н. Колдина
  • «Аппликация с детьми 3-4 лет» Д. Н. Колдина

 

14

Краткая презентация программы дополнительного

образования по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет «Радуга»

Возрастные категории детей, на которые ориентирована программа.

Программа дополнительного образования «Радуга» МБДОУ

детского сада №1 осваивают воспитанники  3-4 лет.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском языке), обучение носит светский характер.

Содержания программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, посещающих дополнительные занятия.

Цель программы: Обогащать и углублять содержание сенсорного воспитания детей.

Задачи:

  • Расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения.
  • Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности детей.
  • Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
  • Помогать успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторному развитию дошкольника.
  • Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
  • Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
  • Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
  • Развивать конструктивные навыки и умения.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать умение работать коллективно.
  • Развивать точность и координацию движений.
  •  Развивать фантазию и воображение.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Характеристика взаимодействия  с семьями детей

Важнейшим условием обеспечение эффективного речевого развития ребёнка является конструктивное взаимодействие с семьёй.

15

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах познавательного развития.

В основу совместной деятельности семьи и педагога заложены следующие принципы;

• единый подход к процессу воспитания ребёнка;

• открытость форм и методов художественно-эстетического воспитания в ДОУ для родителей;

• уважение, взаимное доверия и доброжелательность друг к другу.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...