Мастер-класс на тему: «Динамические паузы между видами деятельности»
методическая разработка

Саляхова Ольга Фаритовна

Цель: Представление опыта использования динамических пауз и физминуток в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз в детском саду.

2. Обогатить педагогическую копилку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Мастер-класс на тему:

«Динамические паузы между видами деятельности»

Составила и провела:

воспитатель Саляхова О.Ф.      

                                                                 Октябрь 2020г.

Мастер-класс «Динамические паузы между видами деятельности»

Цель: Представление опыта использования динамических пауз и физминуток в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Напомнить методику проведения физкультминуток и динамических пауз в детском саду.

2. Обогатить педагогическую копилку.

Ход мероприятия.

Ведущая: Добрый день, уважаемые коллеги! Вы приглашены на мастер класс, тема которого «Динамические паузы между видами деятельности» (слайд 1)

Хочу начать с двигательной игры «Друг к дружке» (слайд 2)

(длительность 2-3 мин.)

Выберете себе пару и встанете так, как вам будет удобно. Сейчас я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно быстро «поздороваться»друг с другом: например

- правая рука к правой руке!

Каждый раз когда я крикну: «Друг к дружке!», вы должны найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке!

- Ухо к уху!»

- левое бедро к левому бедру!

- пятка правой ноги к пятке правой ноги!

-Ухо к уху, присев!, 

- Колено к колену сидя на пятках!,

- Локоть к локтю наклонившись вперед!

- спина к спине!

Думаю согласитесь со мной, уважаемые коллеги, что настроение у нас поднялось, улыбками засветились наши лица. Присаживайтесь на места. Мы продолжаем.

Ведущая: Я думаю всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Для каждого педагога детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями — это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов.

Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.

Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки, динамические паузы. О них сегодня и пойдет разговор.

Предлагаю начать с физминуток.

Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое физкультминутки? (ответы участников).

Да, верно - это кратковременные физические упражнения, направленные на предупреждение утомляемости и восстановление работоспособности детей. Чаще педагоги используют комплексы физкультминуток, состоящие из 3-5 упражнений. Упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики (по общепринятой методике) для разных групп мышц

- при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: (слайд 3)

- текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения может сочетаться с темой занятия, его программой и задачей; и продолжительность физминутки не более 2-3 минут. Как правило, они проводятся примерно в середине деятельности в виде игровых действий.

По установленной методике физминутки выполняют сидя за столом, стоя за столом, около стола. Однако, упражнения для физминуток лучше выполнять на ковре. Это обеспечит простор и даст возможность выполнять упражнения из разных исходных положений (лежа на спине, боку, животе, что имеет большое значение для коррекции позвоночника. В конце каждой физминутки следует включать спокойную ходьбу и упражнения на расслабление, восстановление дыхания.

Коллеги, приглашаю вас расположиться в зале, как вам будет удобно и выполнить комплекс физических упражнений "Сосна" (слайд 4)

Во дворе стоит сосна (стоя на одной ноге, потянуть руки вверх)

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней (то же на другой ноге)

Быть он хочет по длинней.

Ветер сильный налетал (наклоны корпуса вперед - назад, вправо, влево)

Все деревья раскачал

Ветки гнуться взад - вперед

Ветер их качает, гнет

Будем вместе приседать (приседание)

1,2,3,4,5

Мы размялись от души

И на место вновь пошли (ходьба на месте)

А можно провести любую музыкальную физминутку, например, такую внимание на экран - физминутка "Заяц". (слайд 5)

Уважаемые педагоги, кто хочет показать нам физминутку, которая, больше всего вам запомнилась в работе с детьми?

Молодцы, спасибо, присаживайтесь

Ведущая: А сейчас предлагаю поговорить о динамических паузах.

Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое динамические паузы для дошкольников? (высказывания участников)

Спасибо за ваши ответы, согласна.

Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Современные дети часто загружены полезными,но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными.

Динамические паузы проводятся: во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Двигательные игры разминки могут проводиться в начале, середине или конце непосредственно образовательной деятельности. В начале дня они помогут детям собраться, настроится. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой. Их основная задача - позволить сменить ребенку позу, задействовать не включавшиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие.

Динамические паузы могут включать в себя элементы гимнастики для глаз. (слайд 6)

Например:

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Динамические паузыпроводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции: (слайд 7)

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

4Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Как проводятся?

• Подвижные игры в качестве динамической паузы с детьми могут использоваться на всех видах занятий - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые совпадают с тематикой образовательной деятельности. Могут проводиться в любой его части и в любое время, по усмотрению воспитателя.

Время года сейчас осень, поэтому приглашаю принять участие в динамической паузе в форме подвижной игры "Вот и осень к нам пришла".(слайд 8)

Листья на ветках

Все лето висели. (руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил

И они пожелтели. (руки на верху, повороты кистями"шарики-фонарики")

Октябрь с собою

Принес листопад. (плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают

И в танце кружат. (вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел,

Весь лист облетел. (присели)

И под ногами

У нас зашумел. (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

На ковре ведущая разбрасывает осенние листья с разных деревьев. предлагает каждому участнику выбрать понравившийся, взять в руки.

Игра "Найди пару" (участники разбегаются под музыку, после, нужно найти свою пару)

"Осенний букет"(слайд 9)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно загибают пальчики на руке, начиная с большого)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья рябины

(поочередно загибают пальчики на руке)

Листики тополя, листья осины,

(начиная с большого,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

(шагают по столу средним и указательным пальчиками)

Спасибо за участие, присаживайтесь на места.

•. также можно использовать дидактические игры с движениями, которые хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике; (слайд 10)

Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. Текст произносится до начала выполнения упражнений.

Слайд 1. До пяти считаем, гири выжимаем, (И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак, 4-5 раз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (На доске - круг с точками, взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки.)

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим (И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх, резкие наклоны вперед – вниз.)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов, (И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе; наклоны в стороны.)

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас (И. п. - стоя, ноги слегка расставить; приседания, руки вперед.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты (На доске изображено 5 клеток, взрослый указывает на них, дети прыгают 5 раз.)

На носочки встанем,

Потолок достанем (И. п. - основная стойка, руки на поясе; поднимаясь на носки, руки вверх- в стороны, потянуться.)

• В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные. (слайд 11)

Присаживайтесь, коллеги.

Чем отличаются динамические паузы от физминуток?

- прежде всего длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы, кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления.

Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.

 При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:

- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;

- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;

- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.

Посредством физминуток и физпаузможно решать различные задачи: (слайд 12)

• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;

• развитие общей моторики, мимики;

• развитие выразительности и грации движений;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие слухового внимания и слуховой памяти;

• развитие чувства ритма;

• обогащение словарного запаса по лексическим темам;

• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

• развитие силы голоса;

• развитие интонационной выразительности речи;

• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;

• координация речи с движением;

             Основные требования к выбору упражнений: (слайд 13)

• Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей; быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными;

• Упражнения должны быть знакомы детям;

• Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;

• Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;

• Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плечей (рук) в стороны, подниманием головы;

• Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности;

Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и физкультурных пауз — активный отдых.

Содержанием физминуток и физпауз могут быть не только физические упражнения, а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения и игры, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, малоподвижные игры на различную тематику и др. Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него.

Рефлексия.

- Мастер класс мой завершен. Основной целью было помочь вспомнить организацию и проведение физминуток и динамических пауз в образовательном процесс

     В заключении хотелось бы сказать. Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай.» А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливыс детьми. Поделитесь своими впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с родителями "Использование динамических пауз как средство предупреждения утомления на занятиях"

Мастер-класс с родителями "Использование динамических пауз как средство предупреждения утомления на занятиях"...

Мастер- класс "Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности"

Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами  работы по развитию речи детей дошкольного возраста в раз...

Мастер-класс «Динамические паузы между видами деятельности»

Мастер-класс «Динамические паузы между видами деятельности»...

Динамические паузы между видами деятельности

Динамические паузы пригодятся педагогам для снятия мышечного напряжения тела....

Мастер- класс «Проведение динамической паузы между специально- организованной деятельностью»

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Динамическая развивающая игрушка «Лесной лекарь»

laquo;Динамическая развивающая игрушка«Лесной лекарь» Цель: Познакомить родителей с технологией изготовления динамических игрушек из бумаги. Развивать творческий потенциал родителей,...