Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» 2021 г.
консультация

Нетребскова Светлана Викторовна

Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

План проведения мастер-класса

I.Теоретическая часть:

1). Актуальность использования «Синквейна»;

2). Определение понятия «Синквейна»;

3). Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

II.Практическая часть:

Совместная работа с педагогами.

III. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

План проведения мастер-класса

I.Теоретическая часть:

1). Актуальность использования «Синквейна»;

2). Определение понятия «Синквейна»;

3). Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.

II.Практическая часть:

Совместная работа с педагогами.

III. Подведение итогов.

1. Теоретическая часть.

Актуальность

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительно-сти, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослы-ми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть, не просто слу-шать, а слышать.

Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребенка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «cinq»«пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный ма-териал на определенную тему, не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических кате-горий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психически функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребёнку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Чаще всего это существительное (местоимение, которое обозначает предмет описания. Отвечает на вопросы кто? или что?

Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные (или причастия) — они обозначают признаки выбранного предмета, данного в первой строке. Отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Они описывают характерные действия, происходящие с предметами. Отвечают на вопросы что делает? что делают?

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Возможно, использование афоризма или пословицы на заданную тему.

Ну и в завершении пятая строка — одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философское обобщение, личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, ко-гда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в па-рах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощ-рять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль,ребенок должен:

1. Иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

2.Владеть:

• Анализом, обобщением;

Понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак;

• Уметь подбирать синонимы;

• Научиться правильно понимать вопросы;

• Согласовывать слова в предложении;

• Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Могут быть использованытакие варианты работы:

•Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).Например:

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он бо-ится волка и лису. Увидев их, он прячется или убегает. Мне жалко зайца. Диким животным зимой жить трудно.

• Синквейн по прослушанному рассказу;

• Коррекция и совершенствование готового синквейна;

• Обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети (напри-мер, дан синквейн без первой строки. На основе существующих строк нужно её определить).

Синквейн можно использовать в заключении организованной образователь-ной деятельности - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.

II. Практическая часть.

. Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Давайте составим совместный синквейн,. Так как все присутст-вующие в этом зале коллеги, я прошу Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.

Первая строка нашей елочки

Кто? Дети

2 строка два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка Фраза со словом дети

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Дети

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы со-гласны со мной?

Я приглашаю конкурсанток для участия в мастер - классе. В данный момент в детских садах изучаются темы, связанные с зимой, поэтому, предлагаю вам составить сиквейны на лексическую тему «Зима»,например:

Снег.

Мороз.

Снеговик

Пока участницы углубились в творчество, я предлагаю составить совмест-ный синквейн,. Так как все присутствующие в этом зале коллеги, я прошу Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей рабо-те. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу елочку.

Первая строка нашей елочки

Кто? Дети

2 с трока два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка Фраза со словом дети

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Дети

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы со-гласны со мной?

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю подвести итог нашей сегодняшней работы, и составить синквейн на тему«Мастер-класс».

Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы

Я благодарю вас за нашу совместную работу и надеюсь, что предоставленная вашему вниманию технология составления сиквейнов пригодится вам в работе.

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"...

мастер- класс "Использование технологии Синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"

Презентация к мастер - классу "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитии старших дошкольников"...

«Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников»

ull;Данная технология позволяет в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему;•не требует особых условий её применения и органично вписывается в работу по развитию...

Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников

В данном документе представлен мастер-класс с педагогами ДОУ по ознакомлению с тихонологией "Синквейн"....