Программа "Светелка".
рабочая программа (старшая группа)

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству "Светелка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.49 КБ
Файл svetelka.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сотниковский детский сад»

П Р О Г Р А М М А

 приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному  творчеству.

Кружок  «Светелка»

                                                                                       

с.Сотниково

                                                                                 

Пояснительная записка

      Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

      Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационностью, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

        Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

          В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 5 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

          Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

         Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.

         Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

         Программа «Светелка» предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.        

 Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Формы подведения итогов:

  • Занятия интегрированного типа;
  • Развлечения;
  • Театрализованные представления, концерты;
  • Календарные праздники;
  • Видео и фотоматериалы;
  • Отзывы родителей, педагогов ДОУ.           

                     

Цель работы кружка: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи программы:

Образовательные: 

  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие: 

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  •  Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  •  Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основная форма работы с детьми:

 тематические занятия и

 занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Организация работы кружка:

Программа рассчитана на три года. Проводится 14 занятий в год, 1 – 2 раза в месяц. Продолжительность 30 - 35 минут. Количество детей в группе – 9 человек. Программой предусмотрено проведение:

– тематических занятий;

– доминантных занятий;

– развлечений;

– интегрированных занятий

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:     

5-6 лет

- Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

- Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

- Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

- Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

- Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

- Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

- Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.

- Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

- Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- Проявлять внимание и заботу к близким.

- Передавать полученные знания малышам.

6-7 лет.

-Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.

- Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.

- С желанием участвовать в любом виде деятельности.

- Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

- Уметь исполнять элементы хоровода: «Капуста», «Ниточка с иголочкой».

- Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

- Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

- Передавать полученный опыт малышам.

Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Методические рекомендации к реализации программы: Данная программа рекомендована воспитателям и  музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.

Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Детский музыкальный фольклор»

1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

 «Народные песни»

1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

2. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

 «Игровой фольклор»

1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

 «Хоровод»

1. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

 «Игра на детских музыкальных инструментах»

1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

2. «Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Перспективное планирование

Кружок « Светелка»

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

«У наших ворот всегда хоровод»

1.Закреплять знания  детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах.

2.Учить выполнять новое хороводное движение «капуста». Выразительно передавать движение в танце.

3. Познакомить с новыми  пословицами и   поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни.

4. Продолжать учить аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность.

Октябрь

«Покров»

«Как у нашей Дуни»

1. Учить понимать смысл праздников и их обрядов.

2.Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница.

3.Создавать и украшать народный костюм совместно с мамами.

4. Развивать речевую и эмоциональную сферу ребенка, исполняя частушки, потешки.

Ноябрь

«Сказка к нам пришла»

«Кузьма - Демьян»

1.Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах. Эмоционально передавать их переживания.

2.Учить детей выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста».

3.Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель.

4.Привлекать детей к совместной трудовой деятельности с мамами для создания варежкового театра.

Декабрь

«Шуба да кафтан»

1. Обогащать словарный запас детей старинными словами.

2. Пополнить песенный репертуар произведениями о зиме.

3. Создать атмосферу радости и веселья на празднике.

Январь

«На пороге - коляда»

«Праздник валенка»

1.Дать более углубленное представление  о празднике – зимние Святки.

2.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.

3.Познакомить детей с обрядом – колядование, инсценировать песни - колядки.

4.Развивать воображение и фантазию детей при изготовлении масок.

5. Поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

6.Укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

7. Побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения.

Февраль

«Кудесы»

1. Продолжать знакомить детей с героями народного эпоса.

2. Расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке.

3. Разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

Март

«Как на масленой неделе»

«Птицы летите, весну несите»

1.Расширить знания  детей о празднике – Масленица и проведении масленичной недели.

2. Разучить танец «Кружева», совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения.

3. Учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

5.Обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

6.Познакомить детей с обрядом «Сороков».

Апрель

«Верба - вербочка»

«Пасхальный перезвон»

1.Познакомить детей с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха.

2. Разучить обрядовые игры.

3.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне.

4. Привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

5.Закреплять навыки работы с тестом.

6. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц.

Май

«Лето привечаем – игры затеваем»

1.Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.

2.Побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
  5. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
  6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
  7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
  8. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
  9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
  10. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  11. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
  12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
  13. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  14. Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Сотниковский детский сад» Кружок «Светёлка»

Слайд 2

Цель работы кружка: Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа. Задачи : Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками; Формировать исполнительские навыки в области пения, движения; Учить понимать роль семьи, своё место в семье. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей; Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда; Воспитывать в детях толерантность. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей; Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления; Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей; Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Слайд 11

«В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит».

Слайд 12

«Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод! Заведём хоровод, как в старину, Куклу новую покажем свою!»

Слайд 13

Спасибо за внимание !